План капитальных вложений на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года определен с учетом складывающейся тенденции макроэкономической ситуации, планируемых темпов роста производства и услуг в различных сферах экономики, а также необходимости поддержки из федерального бюджета и других факторов.
Для осуществления мероприятий по инвестиционной деятельности в 1998 - 2000 годах потребуется средств в размере более 11,8 млрд. рублей в ценах 1998 года, в том числе за счет средств предприятий - 5,6 млрд. рублей, за счет средств федерального - 1,9 млрд. рублей, краевого и местных бюджетов - 1,4 млрд. рублей и прочих источников - 2,9 млрд. рублей.
В общем объеме финансирования инвестиций ведущую роль будут играть собственные средства предприятий, которые составят около 47 процентов. Возрастут доли амортизационных отчислений и прибыли предприятий, направляемых на капитальные вложения.
Доля средств федерального бюджета должна составить 16 процентов, исходя из обязательств федерального центра в государственной поддержке мероприятий по стабилизации экономики края.
Ожидаемая федеральная поддержка заметно повлияет на социально-экономическое положение края, будет способствовать преодолению экономического спада и выходу на положительную динамику показателей производства.
Наиболее значимыми для края целевыми программами, нуждающимися в федеральной финансовой поддержке, являются программы:
- "Реабилитация населения и социально-экономическое развитие районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
- "Свой дом";
- "Машиностроение для АПК России";
- "Конверсия оборонной промышленности";
- "Газификация России";
- "Развитие льняного комплекса в Российской Федерации";
- "Развитие базы гарантированного зернового производства в Алтайском крае и создание рынка зерна Сибири и Дальнего Востока";
- "Ткань".
Рост объемов привлекаемых средств предполагается осуществлять в первую очередь за счет эмиссии ценных бумаг, кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций.
На развитие социальной сферы в 1998 - 2000 годах будет направлено 5,3 млрд. рублей, в том числе на развитие здравоохранения, соцобеспечения, народного образования, культуры и искусства - 0,8 млрд. руб., на развитие жилищного строительства 2,6 млрд. руб.
Предусматривается внедрить в практику предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, долгосрочных льготных кредитов, субсидий на строительство и приобретение жилья и другие меры государственной поддержки. При этом приоритетным направлением остается индивидуальное жилищное строительство.
По отраслям производственного назначения с 1998 по 2000 год объем капитальных вложений составит более 6,5 млрд. рублей, в том числе: в промышленность - 3,2 млрд. руб., в сельское хозяйство 1,1 млрд. руб., в транспорт и связь - 1,2 млрд. руб.
Возрастает роль иностранных инвестиций, привлекаемых с мирового рынка капитала в экономику края. Планируется привлечение иностранных инвестиций за период 1998 - 2000 годы в сумме 636 млн. долларов США. С этой целью необходимо создать благоприятные условия для инвестирования, обеспечить необходимыми правовыми документами, регламентирующими их привлекательность в экономику края, расширить географию инвестиционных поступлений.
Предполагается основной объем иностранных инвестиций направить в наиболее перспективные, базовые отрасли - энергетику, промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство.
Для реализации программы по структурной перестройке экономики края необходимо увеличение объема инвестиций в основной капитал.
Вместе с тем проблема не может быть решена путем наращивания государственных инвестиций не только в силу ограниченности средств федерального бюджета, но и, главным образом, из-за низкой эффективности таких вложений. Задача повышения их эффективности более важна, чем даже наращивание объема, поскольку в нынешней ситуации только высокоэффективные инвестиции, приносящие отдачу в минимальные сроки, способны переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения, бюджета.
Задача повышения инвестиционной активности может быть решена посредством формирования благоприятного климата для частных инвесторов и ускорения эффективной трансформации накоплений в инвестиции.
Деятельность краевых органов по формированию общих условий приема иностранного капитала включает следующие направления:
- развитие всех типов инфраструктуры как условия повышения привлекательности края для иностранных инвесторов;
- содействие развитию всех форм частной предпринимательской деятельности, включая подготовку специалистов по управлению и т.п., с целью развития предпринимательской среды;
- создание, поддержка и расширение банка данных об инвестиционных возможностях края, предложениях инофирм;
- содействие алтайским фирмам в поиске потенциальных зарубежных партнеров для реализации совместных проектов;
- информационно-консультационное обслуживание потенциальных инвесторов (создание информ-центра и т.п. организаций);