+------------------------------------------------------------------+
¦ ¦1992¦1993¦1994¦1995¦1996¦1997¦1996 ¦
¦ ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦в % к¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<*> ¦1991 ¦
+------------------------------+----+----+----+----+----+----+-----¦
¦Капитальные вложения за счет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦всех источников финансирования¦ 66 ¦ 73 ¦ 69 ¦ 96 ¦ 64 ¦ 77 ¦ 20 ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦производственного назначения ¦ 53 ¦ 65 ¦ 68 ¦108 ¦ 67 ¦ 63 ¦ 17 ¦
¦непроизводственного назначения¦ 93 ¦ 83 ¦ 70 ¦ 84 ¦ 61 ¦ 97 ¦ 28 ¦
¦Объем подрядных работ ¦ 98 ¦ 83 ¦ 67 ¦ 93 ¦ 65 ¦ 77 ¦ 33 ¦
¦Ввод в действие жилых домов ¦ 88 ¦ 90 ¦ 72 ¦112 ¦ 75 ¦ 95 ¦ 48 ¦
+------------------------------------------------------------------+
---------------------------------
<*> - по предварительным данным
Ухудшение инвестиционной ситуации в крае обострилось в 1992 году с началом широкомасштабных реформ в области ценообразования и налогообложения. Цепочка взаимных неплатежей повлекла за собой острую нехватку свободных денежных ресурсов, рост незавершенного строительства, остановку или консервацию объектов.
Процесс реформирования изменил структуру капитальных вложений по отраслям экономики. В общем объеме инвестиций в 1996 г. по сравнению с 1991 г. значительно снизилась доля сельского хозяйства - на 25,3%; возросла доля на транспорте - в 2,5 раза, в коммунальном хозяйстве - на 2%.
Изменилась и структура источников финансирования капитальных вложений. Спад инвестиционной активности происходит на фоне сокращения как собственных средств, так и поступлений из федерального бюджета. Основным источником инвестиционных ресурсов являются собственные средства предприятий. В 1995 г. они составили 52,6% от общего объема инвестиций, в 1996 г. - 54,3%, тогда как в 1992 г. - 41,8%.
Бюджет края более чем на 50% дотируется из федерального бюджета и возможности инвестирования крайне ограничены. На средства краевого бюджета приходилось в 1995 г. 7%, 1996 г. - 10%.
Удельный вес инвестиций из федерального бюджета сократился с 41,5% в 1992 году до 16,4% в 1995 году и 12,1% в 1996 году от общего объема капитальных вложений.
До 4,1% увеличилась в общем объеме капитальных вложений доля индивидуальных застройщиков против 1,3% в 1992 г.
Несвоевременное и неполное выделение финансовых средств из федерального бюджета, недостаток собственных средств у предприятий обусловили низкий уровень выполнения федеральной программы по вводу в действие важнейших производственных объектов. С 1993 года срывается ввод объектов энергетики: г. Барнаул - ТЭЦ-3 (установка котла N 6 на 420 т. пара в час, АО Бийская ТЭЦ-1 (турбина N 9, котел N 16 ), "Алтайкокс" (котел на 420 тонн пара в час).
Среди программ, определенных приоритетными в крае, ведущее место занимает Программа реабилитации населения и социально-экономического развития районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. По этой социально значимой программе краю из федерального бюджета выделено в 1992 году - 6,3 млрд. руб., в 1993 - 38, в 1994 - 80, 1995 - 123, в 1996 - 125 млрд. руб. (в действующих ценах каждого года). Другой важнейшей программой является программа "Жилище". Это, прежде всего, обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас или отставку: в 1994 г. выделено 7,2 млрд. руб., в 1995 г. - 24,2, в 1996 г. 11.
Финансирование капитальных вложений осуществлялось в последние годы на федеральном и краевом уровнях по остаточному принципу.
Как следствие низкого уровня платежеспособности значительной части населения, спада производства, критическая ситуация сложилась и на потребительском рынке (в % к предыдущему году):
+-----------------------------------------------------------------+
¦ ¦1992¦1993¦1994¦1995¦ 1996¦1997 ¦1996 в ¦
¦ ¦год ¦год ¦год ¦год ¦ год ¦год <*>¦% к 1991¦
+----------------------+----+----+----+----+-----+-------+--------¦
¦Производство товаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦народного потребления ¦86,9¦91,2¦74,2¦81,9¦ 83,7¦ 94 ¦ 40,3 ¦
¦Розничный товарооборот¦88,0¦94,0¦91,0¦94,0¦ 72,0¦ 105 ¦ 50,7 ¦
¦Объем платных услуг ¦72,7¦42,2¦76,8¦89,8¦ 86,0¦ 93 ¦ 18,1 ¦
¦Объем бытовых услуг ¦53,7¦39,3¦58,0¦68,3¦ 82,7¦ 116 ¦ 6,9 ¦
+-----------------------------------------------------------------+
--------------------------------
<*> - по предварительным данным
Происходит ежегодное снижение производства товаров народного потребления. Индекс физического объема по потребительским товарам к уровню 1991 года составил 40,3%. Структура ТНП изменилась в сторону увеличения доли продовольствия - с 42% в 1992 г. до 63% в 1996 г., алкогольных напитков - с 7 до 12%. Причинами спада являются трудности с обеспечением сырьем и комплектующими, отсутствие средств на перепрофилирование производств для выпуска конкурентоспособной, пользующейся спросом продукции, насыщенность рынка импортными (более дешевыми и качественными) товарами, низкая покупательная способность населения.
В течение последних 5 лет в крае почти в 2 раза (на 49,3%) уменьшились объемы розничного товарооборота (по России на 12,2%), причем наибольший спад произошел в 1992 и 1996 гг.
Значительно снизился объем платных и бытовых услуг населению, который составляет всего, соответственно, 18,1 и 6,9% к уровню 1991 г.
Существенно усугубляет положение в экономике кризис неплатежей, начавшийся в 1992 - 93 гг. При этом соотношение дебиторской (1996 г. - 5582,8 млрд. руб.) и кредиторской (1996 г. - 10355,2 млрд. руб.) задолженности складывается не в пользу предприятий края.
За 1995 - 1996 годы значительно возросла задолженность по выдаче средств на оплату труда, которая на начало 1995 года составляла около 96 млрд. руб., на начало 1996 года - 197 млрд. руб., а в конце 1996 года уже 821 млрд. руб., что стало одной из острых социальных проблем. Наибольшая задолженность в сельском хозяйстве, промышленности и бюджетной сфере.
Сложным остается финансовое положение предприятий края. Во многом из-за несинхронной динамики цен конечных и промежуточных продуктов, кризиса неплатежей, убыточности сельского хозяйства в 1996 году, впервые с начала экономических реформ, в экономике края получен значительный балансовый убыток - 760 млрд. руб. Практически каждое второе предприятие в общем числе обследованных убыточно (в 1991 г. каждое 41). Это отрицательно сказывается на бюджете края, увеличивая его дефицит.
Бюджет Алтайского края имеет свои особенности. Прежде всего в крае высокий удельный вес аграрного сектора, который в переходный период наиболее нуждается в инвестициях и дотациях. В то же время, эта отрасль народного хозяйства является наиболее льготной по налоговым и другим отчислениям в бюджет. Другой особенностью является наличие дефицита консолидированного бюджета края в 1996 году 529614 млн. руб., или 10,9% к расходам, которые требуют определенных решений при планировании, прогнозировании сценария развития бюджетной системы и бюджетной политики края.
Фактически объем собственных доходов консолидированного бюджета края составил в 1992 году 24211 млн. руб. или 72,4%
1993 г. 249545 млн. руб. или 55,4%;
1994 г. 873123 млн. руб. или 50,5%;
1995 г. 2048894 млн. руб. или 68,5%;
1996 г. 2522354 млн. руб. или 58%.
Объем поступлений из федерального бюджета в консолидированный бюджет Алтайского края в 1992 году составлял 5135 млн. руб. или 15,36 %;
1993 трансферт 50638 млн. руб. или 11,24%;
1994 трансферт 158750 млн. руб. или 9,18%;
1995 трансферт 860818 млн. руб. или 28,80%;
1996 трансферт 1849935 млн. руб. или 42,53%.
Удельный вес собственных доходов в расходах бюджета края снижается на 40% в 1995 г. к уровню 1994 г. и на 16,8% в 1996 г. к уровню 1995 г.