Главная задача экологической политики на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года - это преодоление негативных проявлений деэкологизации производства и обеспечение стабилизации экологической ситуации, снижение объемов сброса загрязненных сточных вод на 9 млн. куб. м (25,7%) и объемов вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, на 86 тыс. тонн (22,6%).
Содержанием этой деятельности должно стать:
- совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования, экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы платежей за природные ресурсы, с ориентацией на экономически обоснованное увеличение доли ресурсных платежей в системе налогообложения;
- разработка и принятие Водного кодекса Алтайского края, краевого Закона "Об охране окружающей природной среды", Закона "О лечебно-оздоровительных местностях и курортах Алтайского края", "Соглашения о разграничении полномочий в области использования природных ресурсов между Российской Федерацией и Алтайским краем", подготовка нормативно-правовой базы для внедрения платного водопользования на территории Алтайского края;
- проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую природную среду при реализации программ и проектов хозяйственной и иной деятельности;
- усиление контроля за переходом на международные стандарты технологических процессов и производимой продукции на промышленных и добывающих предприятиях края;
- государственная поддержка реконструкции действующих производств при переходе на малоотходные, безотходные и ресурсосберегающие технологии;
- сохранение биологического разнообразия и увеличение площади особоохраняемых природных территорий;
- лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию в крае.
В целях реализации указанных направлений экологической политики в 1998 - 2000 гг. и на период до 2005 года необходимо осуществить комплекс мероприятий, наиболее крупными из которых являются следующие:
Таблица 3.11.
млн. руб.
+-------------------------------------------------------------------------+
¦ Наименование ¦ Сроки ¦ 1997 ¦1998¦1999¦2000¦2005¦ Источники ¦
¦ мероприятий ¦выполн.¦год <*>¦год ¦год ¦год ¦год ¦финансирования¦
+----------------------+-------+-------+----+----+----+----+--------------¦
¦1. Создание системы ¦1997 - ¦0,2 ¦0,2 ¦0,2 ¦0,2 ¦ 1 ¦ экофонды ¦
¦ особоохраняемых ¦2005 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ территорий в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ крае ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ("Тигирекский", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ "Кулундинский", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ "Волчихинский"). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Окончание ¦1997 - ¦1,9 ¦3,5 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦Краевой, ¦
¦ строительства 2 ¦1998 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦городской ¦
¦ очереди ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджеты, ¦
¦ биологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средства ¦
¦ очистных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий, ¦
¦ сооружений, г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экофонд ¦
¦ Яровое - АО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ "Алтайхимпром" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Перевод котельного ¦1997 - ¦40 ¦100 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦Краевой ¦
¦ оборудования на ¦1998 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет, ¦
¦ газообразное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средства ¦
¦ топливо АО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий, ¦
¦ "Алтайэнерго" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦другие ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦источники ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Контроль за ¦1997 - ¦0,5 ¦0,5 ¦0,5 ¦ 0,5¦ 2,5¦Краевой ¦
¦ состоянием ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет, ¦
¦ окружающей среды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экофонды ¦
¦ края. Создание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ единой системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ окружающей среды. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Снижение уровней ¦1997 - ¦0,3 ¦ 1 ¦2,9 ¦ 2,5¦ 0 ¦Средства ¦
¦ облучения населения¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий, ¦
¦ и производственного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦краевой ¦
¦ персонала от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет, ¦
¦ природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджеты ¦
¦ радиоактивных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦районов и ¦
¦ источников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦городов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Обеспечение ¦1997 - ¦6,1 ¦ 10 ¦ 15 ¦ 35¦ 160¦Краевой ¦
¦ населения питьевой ¦2005 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет, ¦
¦ водой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджеты ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦районов и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦городов, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средства ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заемные ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средства, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экофонды ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
--------------------------------
<*> - по предварительным данным
Одним из инструментов реализации экологической политики в предстоящий период станет выполнение экологических программ различного уровня, в том числе федеральных.
Уровни снижения антропогенной нагрузки при выполнении в полном объеме предусмотренных мероприятий по годам составят: