Издержки проводимых в стране реформ особенно сказались на экономике малых и средних городов края, где имеются одно, два градообразующих предприятия, являющиеся главными работодателями и основными источниками пополнения местного бюджета. Спад производства на них повлек за собой значительный рост безработицы, поставил на грань развала содержание объектов социальной сферы, затруднил возможности финансирования бюджетных организаций.
Органы местного самоуправления лишаются последней возможности не только развивать социальную сферу, но и сохранять имеющуюся базу, что ставит под угрозу ее дальнейшее существование.
Приоритетной задачей на последующие 5 лет является сохранение и дальнейшее развитие существующих градообразующих предприятий.
Для решения этой проблемы планируется обеспечивать координацию всех органов власти, органов местного самоуправления, руководителей хозяйствующих субъектов по выводу градообразующих предприятий из кризиса и направление их усилий на:
- изыскание источников финансирования реорганизации данных предприятий;
- оказание прямой финансовой помощи для выплаты долгов предприятий, приобретение ими сырья, лицензий, разработку бизнес планов, внедрение производственных высокоэффективных технологий;
- реконструкцию и техническое перевооружение (Таблица 3.7.).
Предусматривается реальное расширение возможностей органов местного самоуправления малых и средних городов по управлению их развитием.
Для этого планируется пересмотреть состав муниципальной собственности с позиций рационализации ее использования:
- предоставляя физическим и юридическим лицам для приватизации движимую и недвижимую муниципальную собственность, а также на условиях трастового управления, аренды, найма, концессии или договора;
- в отдельных случаях, передав в трастовое управление исполнительным органам местного самоуправления части государственного пакета акций градообразующих предприятий, исходя из задачи сохранения и развития градообразующей, налогово-бюджетной базы города.
Приоритетным направлением при изменении экономической политики в малых и средних городах должно стать обеспечение реального права администрации города удовлетворять потребности населения города в жилье, объектах социально-бытовой сферы, своевременно и полностью выплачивать зарплату, пенсии, пособия, стипендии, создавать должную рыночную инфраструктуру.
В связи с ограниченными возможностями создание новых высокоэффективных производств без имеющейся материальной базы в данной категории городов бесперспективно. Поэтому особое внимание должно быть уделено развитию предпринимательства и оказанию помощи в осуществлении быстроокупаемых проектов из фонда поддержки предпринимательства по отдельной программе.
Учитывая специфические возможности развития малых и средних городов и их значение в осуществлении политики народонаселения, занятости, будет обращено внимание на принципы формирования бюджета на 1998 - 2000 годы, направленного на сохранение и развитие социальной сферы, и финансирования капстроительства из краевого бюджета.