Финансово-бюджетная политика, проводимая в крае, включает в себя, с одной стороны, максимальное использование основных источников формирования собственных средств и привлечение дополнительных финансовых ресурсов, а с другой стороны рационализацию и строгий контроль за осуществлением использования финансовых средств. Она направлена на обеспечение социальной стабильности, создание благоприятного инвестиционного климата, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики края, способных увеличить поступление доходов в бюджет.
Основная цель финансово-бюджетной политики заключается в росте собственных доходов в бюджете края.
Доходная часть бюджета края на 1998 - 2000 гг. рассчитана с учетом основных показателей социально-экономического развития края на вышеуказанный период, принимаемых мер по повышению собираемости налогов и платежей.
Собственные доходы бюджета края в 1998 году оцениваются в сумме 3018,8 млн. руб., в 2000 г. - в сумме 4130 млн. руб. Планируемый объем доходов основан на предполагаемом экономическом росте и увеличении поступлений в бюджет в процентах к ВВП с 16,4% в 1998 г. до 21% в 2000 г.
В качестве основных инструментов реализации финансово-бюджетной политики и эффективного распределения финансовых ресурсов края должны использоваться:
- система налогообложения;
- бюджет;
- кредит и инвестиции;
- регулирование денежного обращения;
- фондовый рынок.
Для повышения собираемости налогов необходимо осуществить:
- поэтапный перенос обязательности уплаты налогов с получателя средств на плательщика;
- совершенствование механизма контроля за доходами физических лиц и повышение ответственности за непредставление декларации;
- реструктуризация недоимки прошлых лет предприятий товаропроизводителей при условии их своевременных расчетов по текущим долгам;
- продолжить практику увеличения наполнения бюджетов за счет местных налогов;
- совершенствование налоговой дисциплины и упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения;
- введение системы налогового стимулирования участия в краевых программах выхода из кризиса и выполнения государственного заказа.
Формирование расходной части осуществляется на основе осударственных минимальных социальных стандартов.
Для повышения эффективности использования бюджетных средств предусматривается:
- поддержка реализации высокоэффективных и быстроокупаемых проектов за счет выделения инвестиций исключительно на конкурсной основе,
- поддержка отраслей, выпускающих высокотехнологичную и конкурентоспособную продукцию.
Основным условием формирования стабильного экономического роста является проведение единой денежно-кредитной политики. Главной задачей остается обеспечение устойчивости рубля, удовлетворение потребности экономики в кредитных ресурсах.
Инструментом реализации финансовой политики администрации края станет коммерческий Сибирский социальный банк.
Основным стержнем кредитной и инвестиционной политики края в 1998 - 2000 годах определить преимущественную поддержку товаропроизводителей под гарантии бюджетов территорий.
Финансовая система края продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в области управляемости денежной массой, особенно ее наличной частью. Для урегулирования денежного обращения необходимо предусмотреть:
- развитие системы оперативного надзора за деятельностью крупных структурообразующих банков,
- контроль за финансовым состоянием учредителей и характером их коммерческих взаимоотношений с банками,
- ужесточение процедур лицензирования и контроля за операциями банков с физическими лицами,
- разработку мер по усилению ответственности уполномоченных банков, обслуживающих счета по учету доходов и средств краевого бюджета, а также обеспечение полной гарантии сохранности этих средств и своевременного проведения операций по указанным счетам по поручениям распорядителей этих средств.