Недействующий

ЗАКОН

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

О защите растений в Алтайском крае

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Алтайского края от 05.09.2006 N 77-ЗС
____________________________________________________________________

Настоящий Закон регулирует правоотношения, возникающие в сфере сельскохозяйственной деятельности по защите урожая на территории Алтайского края от вредителей, болезней, сорняков с применением пестицидов и других средств защиты растений.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Общие положения

1. Действие Закона распространяется на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, организационно-правового статуса и ведомственной принадлежности, а также на граждан.

2. Защите растений от вредителей, болезней и других средств неблагоприятного влияния вредных объектов подлежат все земельные площади независимо от размера и способа использования.

3. За осуществление мероприятий по защите растений отвечают собственники земли, землепользователи, землевладельцы и арендаторы.

4. Настоящий закон направлен на обеспечение защиты здоровья населения, окружающей природной среды, полезной флоры и фауны.

Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе

Вредный объект - организм, отрицательно действующий на растения или плоды.

Пестициды - химические вещества, используемые для борьбы с вредными организмами, повреждающими растения, вызывающими порчу сельскохозяйственной продукции, материалов, изделий, а также для борьбы с сорняками и паразитами - переносчиками заболеваний человека.

Регламент - ограничение для каждого препарата, обеспечивающее эффективное и безопасное его применение.

Стандарт - норма установления единых требований, предъявляемых к сырью, материалам, готовой продукции и оформлению документов.

Сертификат на продукцию - документ, удостоверяющий состояние продукции растительного происхождения в соответствии с ГОСТом.

Токсикология - наука о ядах и их действии на организм.

Статья 3. Правовая основа Закона края

Правовое регулирование отношений в области защиты растений осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, принимаемых в соответствии с ней законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Алтайского края, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Алтайского края, а также законов и иных нормативных правовых актов края в этой области.

Глава II. Служба защиты растений

Статья 4. Структура службы защиты растений

Органом государственной службы защиты растений в Алтайском крае является Алтайская краевая станция защиты растений.

В состав Алтайской краевой станции защиты растений входят районные станции защиты растений с пунктами сигнализации и прогнозов появления и развития вредителей и болезней растений, лаборатории: диагностики и прогнозов, контрольно-токсикологические, биологического метода защиты растений.

Начальник Алтайской краевой станции защиты растений является одновременно главным государственным инспектором по защите растений края, а начальники районных станций - главными государственными инспекторами по защите растений районов.

Статья 5. Задачи службы защиты растений

1. Организация систематических обследований сельскохозяйственных культур и угодий для определения их фитосанитарного состояния, сроков и методов проведения борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками.

2. Разработка долгосрочных и краткосрочных прогнозов появления вредителей, болезней растений и сорняков для обоснования текущего и перспективного планирования мероприятий по защите растений.

3. Внедрение комплексных систем по защите растений от вредителей, болезней и сорняков с учетом экологической обстановки.

4. Осуществление государственного контроля за своевременным и качественным проведением мероприятий по защите растений от вредителей, болезней и сорняков всеми землепользователями и соблюдением установленных регламентов применения пестицидов и других средств защиты растений, а также правил их хранения и транспортировки, обеспечивающих недопущение накопления остаточных количеств этих средств в продукции растениеводства, почве, водоисточниках и других объектах внешней среды.

5. Предотвращение несанкционированного завоза пестицидов в область их захоронения.

6. Организация проведения всеми землепользователями независимо от их ведомственной принадлежности комплекса необходимых мероприятий по защите растений от вредителей, болезней и сорняков.

7. Определение потребности в пестицидах, биопрепаратах и других средствах защиты растений, машинах, аппаратуре и самолетах для их внесения, а также индивидуальных средствах защиты людей.

8. Планирование и распределение средств защиты растений в соответствии с фитосанитарной обстановкой по районам края, создание резерва пестицидов для ликвидации массового распространения вредителей, болезней растений и сорняков.

9. Руководство деятельностью и организация районных станций защиты растений с пунктами сигнализации и прогнозов, лабораториями и другими подразделениями, находящимися в составе станции или в ее непосредственном подчинении.

10. Недопущение неблагоприятного влияния мероприятий по защите растений на природную среду и накопления остатков использованных пестицидов в производственной продукции, почве и воде в размерах, превышающих допустимые нормы.

Статья 6. Компетенция государственной
службы защиты растений

1. Государственная служба защиты растений в соответствии с возложенными на нее задачами и функциями имеет право:

беспрепятственного доступа на земельные угодья граждан и сельских товаропроизводителей независимо от форм собственности для установления их фитосанитарного состояния и соблюдения действующих нормативов, инструкций, рекомендаций по применению и хранению средств защиты растений и требовать от них сведения о фитосанитарном состоянии и проводимых мероприятиях по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками;

отбирать образцы химических, биологических и других средств защиты растений для определения их качества в соответствии с действующими ГОСТами и техническими условиями на них, а также образцы почв и продукции растительного происхождения для определения в них остаточных количеств пестицидов без оплаты за эти образцы;

предъявлять землепользователям, землевладельцам независимо от форм их собственности и подчинения обязательные для исполнения предписания по вопросам защиты растений от вредителей, болезней и сорняков;

представлять протоколы и акты о нарушениях действующих нормативов, инструкций и рекомендаций по защите растений, повлекших за собой ущерб урожаю, окружающей природной среде и здоровью людей, в органы исполнительной власти и природоохранительные органы для привлечения виновных лиц к административной ответственности, а также передавать материалы об этих нарушениях в органы прокуратуры в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

запрещать использование складов, хранилищ и других производственных помещений для приема и хранения химических, биологических и других средств защиты растений и протравленного семенного и посадочного материала, а также технических средств при их применении, не отвечающих требованиям техники безопасности;

приостанавливать работы по борьбе с вредителями, болезнями и сорняками, проводимые с нарушениями действующих инструкций, рекомендаций по защите растений, до устранения исполнителем этих нарушений;

проводить обязательное обучение землепользователей (владельцев) осуществлению мероприятий по защите растений, устанавливать необходимый в вопросах защиты растений минимальный объем знаний и выдавать удостоверения, предоставляющие право приобретать и применять необходимые пестициды и биологические средства защиты растений для борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками.

2. Должностные лица государственной службы защиты растений в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Глава III. Полномочия органов государственной власти
края, органов местного самоуправления в области
защиты растений

Статья 7. Полномочия краевого Законодательного Собрания

Краевое Законодательное Собрание:

принимает законы и иные нормативные правовые акты края в области защиты растений;

утверждает бюджетное финансирование мероприятий края в области защиты растений, контролирует его использование;

утверждает краевые целевые программы по защите растений, их финансирование;

осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия в данной сфере.

Статья 8. Полномочия администрации края

Администрация края:

разрабатывает законы, иные нормативные правовые акты края в области защиты растений;

обеспечивает разработку и реализацию краевых программ и мероприятий в области защиты растений от вредителей, болезней, сорняков и других средств неблагоприятного влияния (вредных объектов);

осуществляет сотрудничество и обмен информацией с другими регионами, государствами по вопросам защиты растений;

осуществляет координацию деятельности землевладельцев, землепользователей по проведению комплекса мер по защите растений;

осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия в данной сфере.

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления:

осуществляют сбор и обмен информацией в области защиты растений;

оказывают помощь должностным лицам государственной службы защиты растений при исполнении ими служебных обязанностей;

осуществляют в пределах своей компетенции иные полномочия в данной сфере.

Органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать помощь государственным инспекторам по защите растений при исполнении ими служебных обязанностей.

Глава IV. Средства защиты растений.
Мероприятия по защите растений

Статья 10. Средства защиты растений и их применение

1. На территории Алтайского края для защиты посевов, насаждений и пастбищ от вредных объектов применяются химические, биологические и другие средства, прошедшие в установленном порядке государственные испытания и включенные в список разрешенных средств защиты растений для применения в сельском и лесном хозяйствах.

2. Применение средств защиты растений производится с учетом действующих нормативов и допустимого уровня их остаточного количества в сельскохозяйственной продукции и объектах окружающей природной среды и регистрируются в установленном порядке.

3. Предприятиям, учреждениям, организациям, фермерским и крестьянским хозяйствам, другим землевладельцам и землепользователям, гражданам запрещается производить, закупать, использовать и реализовывать средства защиты растений, не прошедшие государственные испытания и регистрацию, а также запрещенные и непригодные к применению средства защиты растений.

4. Сельскохозяйственная продукция, выращенная товаропроизводителями всех форм собственности, подлежит реализации и переработке только при наличии сертификата, удостоверяющего отсутствие в этой продукции остаточных количеств пестицидов, токсикантов и тяжелых металлов выше установленных допустимых норм.

5. Сертификат выдается производителю продукции уполномоченным, в соответствии с существующим законодательством, органом на основании проведенных исследований на показатели безопасности и тестов на базе аккредитованных лабораторий.

Продукция, содержащая токсиканты и другие нормируемые показатели выше допустимых норм, не подлежит реализации.

6. Землевладельцы, землепользователи независимо от форм собственности перед началом проведения мероприятий по защите растений обязаны их согласовать с Алтайской краевой службой защиты растений для получения разрешения по завозу, хранению и применению средств защиты растений.

7. Применение пестицидов в санитарных и водоохранных зонах, в непосредственной близости от жилых, животноводческих и других производственных помещений, рыбохозяйственных водоемов и питьевых источников, при производстве продукции для детского и диетического питания регулируется соответствующими нормативными актами.

8. Применение средств защиты растений на приусадебных участках допускается в соответствии с перечнем химических и биологических средств защиты растений, разрешенных для продажи и использования населением. Производитель несет ответственность за соблюдение регламентов и техники безопасности при применении средств защиты растений и отсутствие их остатков в сельскохозяйственной продукции.

Статья 11. Обязанности производителя
сельскохозяйственных культур

1. Производитель, возделывая сельскохозяйственные культуры, перерабатывая их, обязан вести борьбу с вредителями, болезнями и сорняками и предотвращать их распространение. Мероприятия по защите растений разрешается выполнять лицам, прошедшим специальную подготовку.

2. В случае неисполнения производителем защитных мероприятий при массовом появлении вредных организмов, представляющих опасность распространения в другие районы, органы Государственной службы защиты растений имеют право обязывать производителя выполнять указанные мероприятия.

Статья 12. Торговля пестицидами и другими
средствами защиты растений

1. К реализации населению и хозяйствам всех форм собственности допускаются только те средства защиты растений, минеральные удобрения, регуляторы роста и гербициды, которые включены в установленном порядке Госхимкомиссией в список препаратов, разрешенных для применения в Российской Федерации.

2. Реализуемые пестициды должны отвечать установленным ГОСТам и техническим условиям на их применение.

3. Торговля пестицидами регулируется специальными правилами, установленными законодательством Российской Федерации.

Глава V. Меры по охране здоровья населения и
окружающей природной среды при применении пестицидов
и других средств защиты растений

Статья 13. Перевозка и хранение средств защиты растений

1. Перевозка, хранение химических и биологических средств защиты растений должны отвечать требованиям инструкции по технике безопасности и санитарным правилам охраны здоровья населения, животных и окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья  14. Порядок  обращения  с  пестицидами
и    другими средствами защиты растений

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»