(В редакции закона Алтайского края от 06.04.98 г. № 20-ЗС
/вступает в действие с 24.04.98 г./)
___________________________
Утратил силу на основании
Закона Алтайского края от 15 апреля 2005 года N 18-ЗС
___________________________
Настоящий Закон регулирует отношения в области экологической экспертизы на территории Алтайского края и направлен на решение задач охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.
Законодательство Алтайского края об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Федерального закона "Об экологической экспертизе" и состоит из Устава (Основного Закона) Алтайского края, настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Алтайского края.
В случае противоречия иных нормативных правовых актов Алтайского края, принимаемых в области экологической экспертизы, настоящему Закону действуют нормы настоящего Закона.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
безопасность экологическая - совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в природной среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку;
вредное экологическое воздействие - воздействие объекта хозяйственной и иной деятельности, приводящее к значительным, как правило, необратимым изменениям в природной среде и оказывающее негативное воздействие на человека;
обоснование экологическое - совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем (природных территориальных комплексов) и человека;
опасность экологическая - вероятность ухудшения показателей качества природной среды (состояний, процессов) под влиянием природных и техногенных факторов, представляющих угрозу экосистемам и человеку;
оценка воздействия - определение характера, степени и масштаба воздействия объекта хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и последствий этого воздействия;
ситуация экологическая - сочетание условий, процессов и обстоятельств природного и техногенного характера, обуславливающих состояние природных или природно-технических систем;
хозяйственная деятельность - специфическая форма воздействия человека на окружающую среду, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование;
экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы;
экологическая экспертиза общественная - экологическая экспертиза, организуемая и проводимая по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
экологические требования - комплекс ограничений по природопользованию и условий по сохранению окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Статья 3. Принципы экологической экспертизы
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Статья 4. Виды экологической экспертизы
В Алтайском крае осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
К ведению Алтайского края в области экологической экспертизы относятся:
правовое регулирование отношений в области экологической экспертизы посредством принятия в развитие Федерального закона "Об экологической экспертизе" и настоящего Закона нормативных правовых актов в области экологической экспертизы с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий Алтайского края;
получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории Алтайского края;
делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории Алтайского края и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду в пределах территории Алтайского края хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации;
осуществление контроля за исполнением законодательства Алтайского края об экологической экспертизе;
информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах;
решение других вопросов в указанной области в случаях, если они не отнесены к ведению Российской Федерации.
Статья 6. Полномочия в области экологической
экспертизы органов государственной власти
Алтайского края
1. Алтайское краевое Законодательное Собрание обеспечивает соответствие законодательных актов Алтайского края законодательству Российской Федерации и Алтайского края в области экологической экспертизы.
2. Администрация Алтайского края в области экологической экспертизы:
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Алтайского края;
контролирует исполнение законодательства Алтайского края об экологической экспертизе органами государственной власти Алтайского края;
осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы.
Статья 7. Полномочия, права и обязанности специально
уполномоченного государственного органа Алтайского
края в области экологической экспертизы
1. К полномочиям специально уполномоченного государственного органа Алтайского края в области экологической экспертизы относятся:
организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в статье 11 настоящего Закона, в том числе формирование экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
установление срока и условий действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и инструктивно-методических документов, обеспечивающих реализацию настоящего Закона в части проведения государственной экологической экспертизы в пределах территории Алтайского края;
нормативно-техническое, научно-методическое, методологическое обеспечение проведения государственной экологической экспертизы, координация научных исследований по формированию базы нормативно-технических документов, направленных на реализацию законодательства Алтайского края об экологической экспертизе;
организация информационного обеспечения государственной экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, о реализации объекта экологической экспертизы и о влиянии намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду в пределах территории Алтайского края;
проведение семинаров, конференций по вопросам методологии, методам и формам осуществления государственной экологической экспертизы, по вопросам обмена опытом в ее проведении и по вопросам повышения качества эколого-экспертной деятельности;
взаимодействие с органами государственной власти Алтайского края по вопросам экологической экспертизы;
осуществление контроля за соблюдением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Алтайского края в области экологической экспертизы.
2. Специально уполномоченный государственный орган Алтайского края в области экологической экспертизы имеет право:
принимать участие в проведении государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы, намечаемых к реализации на территории Алтайского края, в установленном порядке;
иметь доступ к банкам данных о состоянии окружающей природной среды и банкам знаний в области оценки воздействия на человека и окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности;
получать бесплатно от органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций информацию, необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы;
принимать участие совместно с федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы и органами экологической экспертизы субъектов Российской Федерации и иностранных государств в решении вопросов, представляющих взаимный интерес;
устанавливать непосредственные контакты и организовывать взаимодействие с органами экологической экспертизы субъектов Российской Федерации и иностранных государств в целях проведения консультаций, обмена опытом, научно-методическими разработками, а также обмена специалистами в области экологической экспертизы;
направлять в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;
осуществлять в пределах своей компетенции иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Алтайского края и необходимые для реализации своих полномочий в области экологической экспертизы.
3. Специально уполномоченный государственный орган Алтайского края в области экологической экспертизы обязан:
обеспечивать соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям Федерального закона "Об экологической экспертизе", настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Алтайского края;
предварительно информировать органы государственной власти Алтайского края и органы местного самоуправления о проведении заседаний экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства Российской Федерации и Алтайского края об экологической экспертизе;
предоставлять, по запросам, для ознакомления общественным организациям (объединениям), осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы;
направлять органам местного самоуправления, общественным организациям (объединениям) и гражданам, предоставившим предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении государственной экологической экспертизы;
готовить и передавать соответствующие материалы правоохранительным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и Алтайского края об экологической экспертизе;
предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы, если объекты государственной экологической экспертизы не составляют государственную и иную охраняемую законом тайну.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления
в области экологической экспертизы
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:
делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей с правом совещательного голоса в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другими муниципальными образованиями;
принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;
организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;
информирование специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;