О постановлении Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1039

1. Общие положения

1. Настоящие правила определяют порядок, содержание и схему оповещения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при чрезвычайной ситуации с космическим аппаратом, имеющим на борту ядерный источник энергии, а также основные направления деятельности указанных органов по оказанию в случае необходимости помощи населению.

2. В соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" настоящие Правила не распространяются на космические аппараты с ядерными источниками энергии военного назначения.

3. На космических аппаратах используются ядерные источники энергии двух типов:

энергетические установки с ядерным реактором (реакторные ядерные источники энергии);

энергетические установки с радиоактивными изотопами и источники ионизирующих излучений на радиоактивных изотопах (радиоизотопные ядерные источники энергии).

4. Чрезвычайные ситуации при запуске космического аппарата с ядерным источником энергии могут быть двух типов:

чрезвычайная ситуация при отказах ракеты-носителя на старте или на участке полета (участок выведения космического аппарата на орбиту);

чрезвычайная ситуация при отказах космического аппарата на участке доразгона с низкой орбиты на высокую орбиту или на межпланетную траекторию полета. Особой разновидностью этой чрезвычайной ситуации является преждевременный сход с высоких орбит космического аппарата с ядерным источником энергии в результате столкновения с космическим мусором и последующий вход этого космического аппарата в атмосферу Земли.

5. При чрезвычайной ситуации при отказах ракеты-носителя на старте или на участке полета происходит баллистическое падение космического аппарата с ядерным источником энергии на поверхность Земли в составе ракеты-носителя под головным обтекателем или в составе ракеты-носителя без головного обтекателя, либо падение космического аппарата с ядерным источником энергии после разрушения ракеты-носителя, либо падение ядерного источника энергии после разрушения ракеты-носителя и космического аппарата.

6. При чрезвычайной ситуации при отказах космического аппарата на участке доразгона космического аппарата с низкой орбиты на высокую орбиту или на межпланетную траекторию полета происходит орбитальный вход космического аппарата в атмосферу Земли, разрешение космического аппарата, отдельных элементов ядерного источника энергии и падение на поверхность Земли частей ядерного источника энергии.

7. При чрезвычайной ситуации, вызванной столкновением космического аппарата с ядерным источником энергии с космическим мусором, происходит его частичное разрушение, вход ядерного источника энергии в атмосферу Земли, разрушение ядерного источника энергии и падение на поверхность земли частей ядерного источника энергии.

8. Для реакторных ядерных источников энергии в зависимости от вида чрезвычайной ситуации и момента аварии на траектории полета ракеты-носителя характерны различные состояния реактора: сохранение целостности реактора, деформация реактора, разрушение отдельных элементов реактора и полное разрушение реактора.

9. Для радиоизотопных ядерных источников энергии при всех видах чрезвычайных ситуаций характерно сохранение целостности и герметичности элементов ядерного источника энергии.

              II. Оповещение федеральных органов исполнительной
                  власти, органов исполнительной власти субъектов
                  Российской Федерации и органов местного
                              самоуправления

10. До запуска космического аппарата с ядерным источником энергии председатель государственной комиссии по пуску космического аппарата направляет согласно приложению N 1:

уведомление о месте, дате и времени запуска, трассе полета ракеты-носителя, проходящей по территории Российской Федерации, а также описание ядерного источника энергии с оценкой безопасности - в федеральные органы исполнительной власти и в Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК) для уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на территории которых может произойти падение космического аппарата;

уведомление о дате запуска космического аппарата, а также описание ядерного источника энергии с оценкой безопасности - в Министерство иностранных дел Российской Федерации для оповещения Генерального секретаря ООН в соответствии с принципами, касающимися использования ядерных источников энергии в космосе, одобренными резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/68 от 14 декабря 1992 г.

11. В случае возникновения чрезвычайной ситуации при отказе ракеты-носителя на старте или на участке полета председатель государственной комиссии по пуску космического аппарата направляет уведомление о моменте аварии, предполагаемом районе падения ракеты-носителя, космического аппарата и ядерного источника энергии, возможно характер разрушения ракеты-носителя, космического аппарата и ядерного источника энергии - в Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые доводят соответствующую информацию до органов местного самоуправления, согласно приложению N 2.

При запуске космического аппарата с ядерным источником энергии с космодрома Байконур в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при отказах ракеты-носителя на старте или на начальном участке полета, приводящих к падению ракеты-носителя, космического аппарата и ядерного источника энергии на территорию Республики Казахстан, председатель государственной комиссии по пуску космического аппарата направляет уведомление в Министерство иностранных дел Российской Федерации для оповещения Казахстанской Стороны.

12. В случае возникновения чрезвычайной ситуации при отказах космического аппарата на участке доразгона с низкой орбиты на высокую орбиту или на межпланетную траекторию полета оповещение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также иностранных государств и международных организаций осуществляется по схеме согласно приложению N 3.

Председатель государственной комиссии по пуску космического аппарата направляет в Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с указанием параметров полета космического аппарата в момент аварии для последующего ведения обстановки, прогнозирования последствий аварии и подготовки мероприятий по их ликвидации.

Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций оповещает:

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и через них - органы местного самоуправления - при падении космического аппарата с ядерным источником энергии на территорию Российской Федерации;

через Министерство иностранных дел Российской Федерации Генерального секретаря ООН (в соответствии с принципами, касающимися использования ядерных источников энергии в космосе, одобренными резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/68 от 14 декабря 1992 г.), Международное агентство по атомной энергии (в соответствии с Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии) и иностранные государства (в соответствии с международными договорами Российской Федерации) - при падении космического аппарата с ядерным источником энергии за пределами территории Российской Федерации.

13. При преждевременном сходе космических аппаратов с ядерными источниками энергии с высоких орбит и последующем орбитальном входе этого космического аппарата в атмосферу Земли Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИМаш) Российского космического агентства на основе анализа данных, полученных из Центра контроля космического пространства (ЦККП) и Министерства Российской Федерации по атомной энергии, направляет в Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уведомление о чрезвычайной ситуации для последующего ведения обстановки и прогнозирования последствий аварии. Оповещение выполняется Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил в зависимости от места падения космического аппарата с ядерным источником энергии.

14. Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет ведение обстановки и прогнозирование последствий аварийного возвращения на Землю космического аппарата с ядерным источником энергии, запущенного иностранным государством, по данным, полученным из Министерства иностранных дел Российской Федерации на основе уведомления запускающим государством Генерального секретаря ООН. При падении иностранного космического аппарата с ядерным источником энергии на территорию Российской Федерации оповещение выполняется Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящими Правилами.

15. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по организации защиты населения в районе падения аварийного объекта, а также рекомендации по определению и контролю радиационной обстановки.

16. Министерство Российской Федерации по атомной энергии направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации описания внешнего вида ядерного источника энергии и его частей, а также информацию об уровнях ионизирующих излучений от них, рекомендации по поиску ядерного источника энергии и его частей, их сбору и транспортировке в пункты хранения и утилизации.

17. Министерство обороны Российской Федерации организует оповещение воинских частей для мониторинга радиационной обстановки в местах дислокации войск.