Недействующий

Об утверждении программы поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае на 1997 год (утратило силу на основании постановления администрации Алтайского края от 18.05.2002 N 263)

Раздел 3. Меры по улучшению общих условий для развития малого предпринимательства
в Алтайском крае

3.1. Основные направления государственной поддержки малого
предпринимательства в крае


Сформулированные в предыдущей Программе четыре основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в крае остаются актуальными и в ближайшие годы. Изменяется лишь содержание задач и их совокупность по каждому из направлений.

     1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей малое предпринимательство в крае.


Многие из существующих проблем в сфере законодательства могут быть решены только на федеральном уровне. Но есть ряд вопросов, которые должны решаться самостоятельно в крае. Первая группа задач по этому направлению призвана прямо воздействовать на субъекты малого предпринимательства путём непосредственного воздействия на условия предпринимательства. К этой группе относится прежде всего законодательное обеспечение повышения эффективности работы малых предприятий по приоритетным для края видам деятельности. Сюда же относятся и мероприятия по упорядочению и улучшению учёта результатов деятельности малых предприятий, необходимого для верной оценки перспектив и проблем в этой сфере экономики.

Необходимо осуществлять взаимодействие с общественными объединениями предпринимателей, в частности, Союзом объединений предпринимателей Алтайского края и недавно созданным общественным советом при председателе краевого Законодательного Собрания, главе администрации края и представителе Президента РФ, привлекать их к разработке и реализации нормативных правовых актов, региональных программ и других мер поддержки предпринимательства.

С целью повышения правовой культуры предпринимателей необходимо организовать на базе Алтайского регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса и Алтайской торгово-промышленной палаты систему правовой информации для субъектов малого предпринимательства.

Вторую группу составляют задачи по формированию в крае системы государственной поддержки малого предпринимательства, способной как оказывать точечную поддержку отдельным предпринимательским проектам, так и совершенствовать общие условия предпринимательства. В эту группу входят следующие задачи:

- организация взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления края в этой сфере;

- утверждение в краевом бюджете средств, выделяемых на поддержку малого бизнеса;

- совершенствование деятельности Алтайского фонда поддержки малого бизнеса.

Перечень первоочередных мер по этому направлению содержится в разделе I второй части Программы.     


     2. Создание новых и укрепление имеющихся звеньев инфраструктуры, наобходимой для
функционирование малого предпринимательства и его государственной поддержки.


В крае уже имеются многие элементы рыночной инфраструктуры. К ним относятся прежде всего сеть коммерческих банков, страховые компании, ряд консалтинговых фирм, фондовая биржа и довольно большое число мелких фирм, начавших работать на фондовом рынке. Разворачивают свою деятельность Алтайское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Алтайская Торгово-промышленная палата. В 1995 году начали работу два региональных фонда поддержки, ориентированных на сферу малого предпринимательства. Несколькими структурами начато решение проблем подготовки и переподготовки кадров для предпринимательских формирований, но нужны ещё значительные усилия для улучшения положения дел в этой сфере.

В 1996 году в крае созрели условия для оформления комплексных бизнес-центров в городах Бийске и Рубцовске. В состав этих центров должны входить муниципальные фонды, агентства по оказанию информационных и консалтинговых услуг субъектам малого предпринимательства, а также услуг по обучению. Эти центры должны выполнить функцию координации мер по государственной поддержке малого предпринимательства в Бийской и Рубцовской зонах. В краевом центре должна начаться работа по созданию первого в крае бизнас-инкубатора.

Необходимы дополнительные меры по организации рынка информационных услуг. Программа предлагает объединение и координацию инициатив нескольких фирм, имеющих базы данных производственного, юридического, статистического характера.    


     3. Совершенствование финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.


Высокие процентные ставки и краткосрочность кредитов коммерческих банков не позволяют использовать их для инвестирования производства и используются в основном для осуществления коммерческих операций. Поэтому нужны специальные меры в системе государственной поддержки малого предпринимательства для обеспечения доступности для малых фирм, занятых производством, инвестиционных ресурсов.

Главная роль в решении этой задачи в Программе отводится появившимся в результате выполнения предыдущей программы региональным специализированным для малого бизнеса фондам. При соответствующем законодательном, организационном и финансовом обеспечении такие форды должны стать ядром, экономической основой всей системы поддержки малого предпринимательства различными структурами в крае. Кроме этого эти фонды должны начать решение задачи повышения инвестиционной активности в сфере малого бизнеса.

Значительный эффект может дать такой рычаг экономического регулирования предпринимательской деятельности, как предоставление налоговых льгот. Во второй части Программы заложен ряд мер в этом направлении на краевом уровне. В связи с планируемым принятием закона об упрощенной системе налогообложения с зачислением части единого налога в бюджеты городов и районов края целесообразно рекомендовать органам местного самоуправления предоставить дополнительные льготы по налогам субъектов малого предпринимательства в пределах сумм, зачисляемым в их бюджеты.

Несмотря на крайнюю ограниченность возможностей финансовой помощи, актуальной задачей является поддержка в виде предоставления кредитов на льготных условиях для осуществления ряда высокоэффективных проектов малого предпринимательства, имеющих важное значение для улучшения социально-экономической ситуации в крае. В настоящих условиях только это даст реальную возможность привлечь ресурсы федеральных органов, направляемые на поддержку малого предпринимательства на условиях долевого финансирования. Принципы отбора предпринимательских проектов и порядок формирования перечня проектов, участвующих в конкурсном отборе приведены в разделе 4.

Следует осуществить ряд мер, направленных на создание условий, стимулирующих передачу производственных площадей, оборудования и технологий крупным предприятиям в аренду малым предприятиям.

Самой актуальной для края задачей по линии финансово-кредитной поддержки на ближайшее время является повышение инвестиционной активности в сфере малого предпринимательства. Для этого в Программе заложены мероприятия по привлечению как частных инвестиций из ресурсов, имеющихся в крае, так и финансовых средств из промышленно развитых регионов и из-за рубежа.     

  

     4. Формирование позитивного общественного мнения по отношению к малому предпринимательству.

        Предпринимательство вообще и малое предпринимательство в частности значительной частью общества воспринимаются негативно по многим причинам. Часть из них связана с недостойным поведением на рынке определённой части предпринимателей. Другая часть причин обусловлена недостатком информации о сути и роли малого предпринимательства в решении социально-экономических задач.