Приложение № 1
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
края от 12.03.97 г. N 148
ПРОГРАММА
оснащения жилых и общественных зданий-потребителей
энергоресурсов и воды приборами учета на период
1997-2000 годы в городах и районах Алтайского края
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Согласно данным Минтопэнергро России и Минстроя России - последние пять лет эффективность использования энергетических ресурсов в промышленности России снизилась на 50%, энергоемкость валового национального продукта превысила показатели стран Западной Европы в 2 - 2,5 раза.
Энергорасточительство в сфере материального производства сопровождается ростом энергопотребления населением. Большая часть прироста энергопотребления и воды расходуется на покрытие возрастающих потерь. Так, в крае от всего объема поданной элекроэнергии, тепловой энергии, воды питьевого назначения в 1996 году потери составили соответственно 16.7%, 11% и 15.4% и величина их из года в год растет.
В настоящее время населением и социальной сферой расходуется до 33-37% потребляемых в Российской Федерации энергетических ресурсов. Общий потенциал энергосбережения у этой группы потребителей оценивается 95-100 млн.тонн условного топлива (Т.У.Т.) в год, при этом за счет малозатратных мероприятий со сроком окупаемости инвестиций менее одного года может быть сэкономлено до 30-35 млн.Т.У.Т. в год.
Многочисленными натурными исследованиями режимов работы систем централизованного горячего водоснабжения доказано, что в интервале температур воды 50-70я5оя0С, количество тепла, расходуемого на горячее водоснабжение одного человека, остается примерно постоянным. При этом увеличение температуры горячей воды сопровождается снижением ее расхода с одновременным увеличением расхода холодной воды. При снижении температуры горячей воды в точках водозабора ниже 45-40 С резко увеличивается как расход горячей воды, так и расход тепла на горячее водоснабжение.
Расход энергии на пищеприготовление в жилых зданиях, как правило, не превышает 5-8% от суммарного энергопотребления и определяется жизненно-необходимыми потребностями.
В настоящее время население оплачивает не более 30-40% реальной стоимости потребляемых энергоносителей и воды. Быстрый отказ от дотационных схем расчета населения без реализации мер селективной поддержки малообеспеченных групп населения обусловит рост неплатежей и социальной напряженности без фактического экономического эффекта.
Как показывает опыт внедрения средств учета потребляемых энергоносителей и воды, срок окупаемости их не превышает одного года и сокращает платежи не менее, чем на 15-20%.
В тоже время отсутствие учета тепла, воды, газа не стимулирует эксплуатационный персонал, потребителей и население к постоянному проведению мероприятий по их экономии, наносит большой экономический ущерб краю.
До 25-30% потенциала экономии сосредоточено в системах инженерного оборудования, до 70% экономии может быть получено непосредственно в зданиях и сооружениях.
Поквартирными системами учета потребления энергии в крае оснащены только электроустановки. Групповым приборным учетом потребляемого тепла и воды охвачено не более 8% абонентов. Индивидуальный учет расходуемого тепла, воды и природного газа отсутствует.
Требуется установка раздельного учета электрической энергии, потребляемой населением и предприятиями сельского хозяйства, в сельской местности.
II. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Основными целями программы оснащения жилья и других потребителей счетчиками тепла, газа, воды и регулирующими приборами являются:
- повышение надежности и устойчивости энерго- и водоснабжения бытовых потребителей за счет повышения уровня экономической ответственности;
- сокращение дотаций из бюджетов на энерго- и водообеспечение населению и потребителям бюджетной сферы;
- оперативное определение потерь воды, тепла, газа в сетях и принятие мер по устранению их;
- ликвидация возможности эксплуатационных организаций за счет населения и дотаций из местных бюджетов оплачивать непроизводительные потери энергоносителей и воды;
- создание экономической мотивации населения к рациональному расходованию воды, тепла и газа, устранению утечек воды путем самостоятельного ремонта и замены водоразборной и водосливной арматуры;
- переход на дифференцированные системы оплаты за нормативное и сверхнормативное потребление энергоресурсов и воды. Сверхнормативное потребление должно оплачиваться по повышенным ценам и тарифам.
Конечной целью реализации программы является повышение качества теплового, воздушного и светового режимов жилых помещений, а также уровня санитарной гигиены при снижении затрат на энерго- и водоснабжение.
Учитывая важность поставленных задач правительством России 2000 год определен конечным сроком оснащения потребителей средствами учета расхода энергоресурсов и воды. На основании этого разработаны графики объемов и сроков установки приборов учета воды, газа, тепловой энергии по городам и районам и приборов раздельного учета электрической энергии в сельских районах края на периоды 1997-2000 годы, согласованные с администрацией городов и районов (приложения к программе N 1, 2, 3).
III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ