Действующий

О региональной концепции развития энергетики Алтайского края на период до 2010 года


1. Состояние энергетики края

Согласно Плану социально-экономического развития Алтайского края на 1997-2000 годы и период до 2005 года (Проект)" реализация мер по активизации промышленного производства и улучшению его структуры позволит преодолеть падение производства и сформировать тенденцию роста выпуска промышленной продукции. Рост производства планируется с 1998 года и к 2005 году должен составить 10%. В 2001-2005 годах рост промышленного производства должен быть 3% к уровню 2000 года. Намечается увеличение объемов строительства на 25,5%, а значит и потребления тепла. Все эти потребности должны быть обеспечены топливно-энергетическим комплексом Алтайского края, который, с одной стороны, должен адаптироваться к текущей экономике, а с другой стороны во многом будет определять направление и интенсивность экономического развития края.

В условиях экономического кризиса, характеризуемого большой неопределенностью перспектив во всех сферах деятельности, необходима разработка не планово-директивного документа в области энергетики, а концепции - совокупности направлений, приоритетов, механизмов развития энергетики Алтайского края на переходный период к рыночным отношениям.

Особенности нынешнего состояния энергетики Алтайского края характеризуются следующими закономерностями и положениями:

1. Энергетика Алтайского края, как и энергетика России, в целом, находится в стадии завершения перехода на рыночные отношения. Завершено формирование статусов собственности, рыночных отношений с потребителями, перепродавцами и поставщиками топлива, оборудования, подрядными организациями.

2. Кризис энергетики края обусловлен как неплатежами, так и диспаритетами цен на топливо, оборудование, услуги сторонних организаций, высокими кредитными ставками, высокой стоимостью электроэнергии от перепродавцов, общим снижением промышленного и сельского производства. Энергетическое оборудование крайне морально и физически устарело, изношено. Государственное регулирование цен на услуги энергетиков в условиях существующих неплатежей и отсутствия свободных оборотных средств обернулось неплатежами зарплаты, забастовками энергетиков, снижением качества и надежности энергоснабжения. Краевой и местные бюджеты являются остродефицитными (до 50%), поэтому не выделяются в необходимых объемах финансовые средства на ремонт и реновацию. Энергопредприятия работают бесприбыльно.

3. Промышленность и сельское хозяйство снизили потребление электроэнергии, происходит переструктуризация контингента потребителей электрической и тепловой энергии в сторону уменьшения количества крупных потребителей и увеличения количества мелких потребителей. Многие предприятия работают не на полную нагрузку, часть предприятий длительные периоды времени не работают полностью. Растет число потребителей, связанных с торговлей, обслуживанием населения бытовыми услугами, уменьшается число крупных предприятий. Ряд предприятий освоили или заканчивают освоение современного отопительного и энергетического оборудования.

4. В крупных городах края имеется значительный дефицит тепла. В то же время наблюдается рост потребностей в тепловой энергии как в городах, так и сельских районах, что связано с некоторым увеличением жилищного фонда, широким строительством частного жилья с большим объемом на одного человека, чем в предыдущие периоды до перестройки и в ее начале. Существующие схемы теплоснабжения требуют пересмотра в связи с намечаемой газификацией, изменением структуры теплопотребления и появляющимися новыми для региона технологиями. Энергетика края является одним из источников вредных выбросов, особенно в атмосферу.

5. Алтайский край является энергодефицитным регионом, получающим практически 100% используемых первичных энергетических ресурсов из источников, находящихся в ведении других субъектов Российской Федерации и Казахстана. Поэтому экономика края в значительной степени зависит от тарифов естественных монополий.

6. Энергосбережение в крае, как в целом и по России организовано неудовлетворительно. За 1991-1995 годы энергоемкость отраслей материального производства в Сибири повысилась в 1,8 раза, причем энергоемкость превышает среднероссийские показатели на 14%, электроемкость на 31%, превышение над уровнем индустриально развитых стран достигает соответственно в 2,8-3,4 раза и 3,3-3,9 раза.

7. В предыдущий период на Алтай проложен крупный газопровод природного газа с ресурсом в 1,7 млрд.м3/год; при строительстве газокомпрессорной станции (вне края) - 4,6 млрд.м3, с возможностью в будущем строительства более крупной нитки газопровода на ресурс в 10,7 млрд.м3/год природного газа. Начаты и продолжаются работы по разведке и добыче собственных Алтайских углей и торфа.

8. Энергетика края является угольной и централизованной. В 1997 году доля угля в топливном балансе опять составит около 90%, централизованное теплоснабжение в городах осуществляют 8 крупных ТЭЦ, в средних и малых городах - около 5,5 тыс.мелких котельных.

1.1. Цели, приоритеты и задачи

Разрабатываемая концепция декларирует своей конечной целью преодоление негативных тенденций в энергетике края, достижение стабилизации и повышения уровня жизни населения. Приоритеты отданы энергосбережению, экологически чистым технологиям на всех этапах получения, передачи и потребления энергии. Как показывает прогрессивный мировой опыт, на современном этапе реализация таких технологий в энергетике возможна в следующих направлениях:

1. эффективное энергосбережение и использование альтернативных источников энергии;

2. широкое использование природного газа;

3. совместная выработка тепловой и электрической энергии в Мини-ТЭЦ;

4. оптимальная децентрализация систем теплоэлектроснабжения.

Мировой опыт развития энергетики и особенности ее состояния в крае предопределили следующие положения, принятые за основу развития энергетического комплекса в Алтайском крае до 2010 года.

1. Функционирование и развитие энергетики края определяется Указом Президента РФ N 472 от 6 марта 1996 г. "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройке топливно-энергетического комплекса Российской Федерации до 2000 года", федеральной целевой программой N 1006 от 13 октября 195 г. "Топливо и энергия", Постановлением Правительства РФ "Об энергетической стратегии России", "Концептуальными положениями Энергетической стратегии Сибири, положениями N 168 от 10.05.95 г. "Региональной программы развития энергетики Алтайского края на период до 2010 года", с учетом проекта "Плана социально-экономического развития Алтайского края на 1997-2000 годы и период до 2005 года".

2.Устойчивое обеспечение экономики и населения Алтайского края энергоресурсами на ближайшую и отдаленную перспективу, оптимизация соотношения вырабатываемой и покупаемой энергии на основе поддержания работоспособности и модернизации существующих энергетических мощностей, ввода новых мощностей.

3. Формирование путей и условий наиболее эффективного использования энергетических ресурсов и производственного потенциала топливно-энергетического комплекса для стабилизации, а, в дальнейшем, подъема благосостояния населения и повышения эффективности труда.

4. Согласование интересов федеральных и региональных органов власти, предприятий топливно-энергетического комплекса и потребителей энергоресурсов в отношении путей и темпов развития триады: экономика - энергетика - среда обитания (экология).

5. Оптимальная децентрализация теплоснабжения крупных городов и населенных пунктов края (в том числе и путем внедрения мини-ТЭЦ), создание и эксплуатация краевой и муниципальной геоинформационной систем по инженерным сетям.

6. Широкое использование природного газа для совместной выработки электроэнергии и тепла. Максимально возможная выработка электроэнергии на тепловом потреблении тепла в средних и крупных отопительных котельных.

7. Проведение активной энергосберегающей политики, обеспечивающей повышение эффективности отраслей и предприятий народного хозяйства и, как следствие этого, подъем жизненного уровня населения.

8. Сочетание рационального использования местных энергоресурсов с участием вместе с другими субъектами Федерации и федеральными структурами в создании межрегиональных топливно-энергетических баз и систем транспорта энергоносителей на долевых началах (с предпочтением вариантов развития выработки тепла и электроэнергии на Алтае).

9. Развитие энергомашиностроительных предприятий края, котельных и моторостроительных заводов.

10. Разработка тарифной и финансовой политики для обеспечения устойчивого финансирования энергетической отрасли.