Утверждена
постановлением
администрации края
от 21 июня 1999 г. N 455
КРАЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"О мерах по усилению борьбы с детской и подростковой
преступностью в Алтайском крае на 1999 - 2002 годы"
Паспорт
Программы "О мерах по усилению борьбы с детской
и подростковой преступностью в Алтайском крае
на 1999 - 2002 годы"
Наименование Программы - О мерах по усилению борьбы с детской
и подростковой преступностью в
Алтайском крае на 1999 - 2002 годы
Дата принятия решения о
разработке Программы
Заказчик - координатор - Управление внутренних дел Алтайского
Программы края
Основные разработчики - Комитет администрации края по
Программы образованию
- Управление федеральной службы
безопасности по Алтайскому краю
- Государственно-правовой комитет
администрации края
- Главное управление экономики и
инвестиций администрации края
- Комитет администрации края по
финансам, налоговой и кредитной
политике
- Управление юстиции Алтайского края
- Комитет администрации края по
социальной защите населения
- Комитет администрации края по
здравоохранению
- Комитет администрации края по
физической культуре и спорту
- Комитет администрации края по
делам молодежи
Цель Программы - охрана конституционных прав и свобод
несовершеннолетних граждан, создание
условий для снижения уровня детской
и подростковой преступности;
Сроки и этапы реализации - 1999 - 2002 годы
Программы
Объем и источники - предполагаемые объемы ассигнований
финансирования для финансирования Программы (тыс.
рублей, в ценах 1999 года) даны в ее
соответствующих разделах. Они могут
подвергаться корректировке в
зависимости от формирования доходной
части краевого бюджета.
Ожидаемые результаты - замедление темпов прироста тяжких и
наиболее распространенных видов
преступности среди детей и
подростков;
- формирование действенной системы
профилактики правонарушений
несовершеннолетних;
Система организации - государственный заказчик и
контроля за исполнением исполнители мероприятий Программы
Программы несут ответственность за их
качественное и своевременное
выполнение, рациональное
использование выделяемых на их
реализацию финансовых средств;
- комитеты и управления администрации
края, организации и ведомства,
органы местного самоуправления
городов и районов края, указанные в
графе "Государственный заказчик,
исполнители" первыми, являются
ответственными за выполнение
мероприятий и представляют в
Государственно-правовой комитет
администрации края информацию о ходе
работы по реализации Программы к 25
июля 1999 г., к 25 января и 25 июля
2000, 2001, 2002 гг., а также к 25
января 2003 г.;
- контроль за исполнением мероприятий
Программы, в том числе органами
местного самоуправления осуществляет
Управление внутренних дел Алтайского
края, комитет администрации края по
образованию. С этой целью по их
предложениям формируются и
утверждаются распоряжением
администрации края межведомственные
рабочие группы, которые не реже
одного раза в полугодие проводят
целевые проверки и готовят по их
результатам обобщенную информацию;
- по итогам реализации Программы
Управление внутренних дел Алтайского
края совместно с комитетом
администрации края по образованию,
Главным управлением экономики и
инвестиций администрации края,
комитетом администрации края по
финансам, налоговой и кредитной
политике до 1 февраля 2003 г.
подготавливает обобщенный доклад
главе администрации края;
Ход и результаты выполнения
мероприятий Программы не реже одного
раза в год рассматриваются на
заседаниях Совета администрации
края.
I. Состояние правоохранительной деятельности, общая
характеристика и прогнозная оценка оперативной
обстановки в крае
Реализация мер, предусмотренных Программой по усилению борьбы с преступностью в Алтайском крае на 1998 - 2000 годы, позволила активизировать деятельность правоохранительных органов, органов управления образованием и других государственных и общественных институтов в борьбе с детской и подростковой преступностью. Работа в этом направлении, в основном, носила последовательный, скоординированный характер, чему способствовали Законы, краевые целевые программы в области детства:
- Закон Алтайского края "О профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних и защите их прав и законных итересов;
- краевые программы:
"План действий по улучшению положения детей в Алтайском крае на 1996 - 2000 гг.";
"Профилактика социально-обусловленных заболеваний среди населения Алтайского края на 1998 - 2000 гг.";
"Краевая программа комплексных мер по профилактике и лечению алкоголизма, наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков на 1998 - 2000 гг.";
"О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Алтайского края";
"Образование и здоровье" и т.д.
Несмотря на крайне тяжелое социально-экономическое положение в крае, удалось при формировании бюджета сохранить имеющуюся численность милиции общественной безопасности, сеть учреждений дополнительного образования детей и подростков и всю систему образования в целом.
За 1998 год в крае под руководством государственных органов проведен ряд комплексных мероприятий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
Принимались меры по созданию сети общественных формирований профилактики. Представители общественных организаций в течение года приняли участие в проведении более 200 специализированных рейдов, осуществляли индивидуальное шефство над четырьмя тысячами неблагополучных подростков, предупредили свыше 600 правонарушений несовершеннолетних.
Во исполнение Федеральной целевой и краевой программ по усилению борьбы с преступностью на 1998 - 2000 гг. УВД осуществлен ряд мер по повышению роли подчиненных отделов и служб в предупреждении правонарушений несовершеннолетних.
За истекший период количественно и качественно укреплен состав подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних основой службы ОВД по профилактике подростковой преступности, внедрены в практику некоторые новые формы работы. Улучшилось взаимодействие с ведомствами, учебными и трудовыми коллективами.
Органы милиции уделяли внимание перевоспитанию склонных к правонарушениям подростков. Основные показатели этой работы видны из следующих данных:
1997 год 1998 год
___________________________________________________________________
Состояло на учете несовершеннолетних 8311 8152
Снято по мотивам исправления 1074 4807
Органами внутренних дел проводилась работа по борьбе с пьянством несовершеннолетних. В течение 1998 года за нарушение антиалкогольного законодательства задержано и привлечено к административной ответственности 10032 несовершеннолетних, 6017 подростков взято под постоянный контроль милиции, а 732 несовершеннолетних, склонных к злоупотреблению спиртными напитками, были направлены в медучреждения и прошли курс антиалкогольного лечения; за вовлечение несовершеннолетних в пьянство 430 взрослых лиц привлечено к уголовной ответственности, передано материалов на рассмотрение комиссий при администрациях и оштрафовано 2471 человек; из них 920 работников торговли за продажу спиртных напитков несовершеннолетним.
Принимаемые меры способствовали сокращению преступности несовершеннолетних на почве пьянства на 4,3%, или с 858 до 816.
Уделялось внимание повышению ответственности и спроса с родителей за результаты семейного воспитания. В течение 1998 года по представлениям ОВД в комиссиях по делам несовершеннолетних, опорных пунктов по правонарушениям на общественных началах и других общественных формированиях рассмотрено и наказано свыше пяти тысяч родителей, недобросовестно относящихся к воспитанию детей. По инициативе милиции 350 родителей, не изменивших своего поведения после принятия к ним мер, лишено родительских прав, 113 ограничено в дееспособности.
Вопросы предупреждения подростковой преступности в 5604 случаях нашли отражение в средствах массовой информации, учебных и трудовых коллективах, о преступлениях несовершеннолетних внесено в инстанции 3864 представления об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям подростков.
Во взаимодействии с линейным управлением внутренних дел на транспорте осуществлен ряд мероприятий по выявлению и изъятию безнадзорных детей с объектов транспорта, автовокзалов, прилегающих к ним территорий и других общественных мест. При этом задержано более 18 тысяч несовершеннолетних, из них 365 иногородних помещены в Барнаульский Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, 64 переданы в учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних.
В результате осуществленных мер количество преступлений, совершенных подростками, сократилось на 1,5% (с 4166 до 4103), а в г. Барнауле - на 11,7%. Не допущен рост и отмечается снижение преступности несовершеннолетних в 34 городах и районах края.
Несмотря на имеющиеся в крае некоторые положительные результаты в предупреждении преступности несовершеннолетних, ее состояние по многим основаниям вызывает серьезное беспокойство.
Практически не снижается подростковая преступность в сельской местности, а в некоторых районах края, например, в Зональном и ряде других, отмечается ее рост в полтора и более раз.
В крае не сокращается рецидивная преступность, стабильно высокой остается групповая преступность подростков, растет число несовершеннолетних, совершивших административно-наказуемые правонарушения.
Эти и другие факторы объясняются серьезными издержками в выполнении Федеральной целевой и краевой программ по усилению борьбы с преступностью на 1998 - 2000 гг.
Преступность несовершеннолетних во многом обусловлена резким падением нравственных устоев общества. За последние два года получили широкое распространение проституция и порнография, расширился нелегальный видеопрокат зарубежных порнографических фильмов, фильмов жестокости и насилия.