____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Алтайского края от 29.12.2005 N 136-ЗС
____________________________________________________________________
Настоящий Закон в соответствии с законом Алтайского края "О пожарной безопасности в Алтайском крае" устанавливает порядок создания и деятельности формирований добровольной пожарной охраны, права, обязанности, а также гарантии правовой и социальной защиты добровольных пожарных.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
1) добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении;
2) добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров;
3) организации - коммерческие и некоммерческие организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;
4) оперативные действия - участие добровольных пожарных в тушении пожаров, проведении профилактической работы, а также несение службы в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного самоуправления или руководителями организаций по согласованию с Государственной противопожарной службой.
Статья 2. Организация добровольной пожарной охраны
1. Добровольная пожарная охрана организуется в населенных пунктах, а также в организациях при числе работающих 15 и более человек независимо от наличия подразделений Государственной противопожарной службы или ведомственной пожарной охраны и является составляющей системы обеспечения пожарной безопасности в Алтайском крае (далее - край в соответствующем падеже).
2. Руководство добровольной пожарной охраной осуществляют органы местного самоуправления и организации, в которых созданы добровольные пожарные формирования.
3. Государственная противопожарная служба края координирует деятельность добровольной пожарной охраны, осуществляет подготовку и повышение квалификации добровольных пожарных.
Статья 3. Основные задачи и структура
добровольной пожарной охраны
1. Основными задачами добровольной пожарной охраны являются:
участие в работе по предупреждению пожаров;
участие в тушении пожаров.
2. В целях выполнения возложенных на добровольную пожарную охрану задач создаются следующие формирования:
добровольные пожарные команды;
добровольные пожарные дружины;
дружины юных пожарных.
1. Добровольная пожарная команда - формирование, на вооружении которого находится .выездная пожарная техника (пожарный или приспособленный для целей тушения пожаров автомобиль, прицепная пожарная мотопомпа).
2. Добровольные пожарные команды создаются в населенных пунктах, не охраняемых подразделениями Государственной противопожарной службы или ведомственной пожарной охраны, а также в организациях при количестве работающих 50 и более человек, находящихся от места дислокации территориальных подразделений Государственной противопожарной службы на расстоянии более 3 км в городах и более 12 км в сельской местности и не охраняемых подразделениями Государственной противопожарной службы или ведомственной пожарной охраны.
Для организации дежурства добровольные пожарные команды делятся не менее чем на три дежурные смены в населенных пунктах и по числу рабочих смен в организациях.
3. По решению соответственно главы муниципального образования (соответствующего выборного и иного должностного лица местного самоуправления) (далее по тексту закона - глава муниципального образования в соответствующем падеже) или руководителя организации могут вводиться штатные должности начальников добровольных пожарных команд и водителей пожарных автомобилей, финансируемые за счет средств местного бюджета или средств организации.
Дежурные смены добровольной пожарной команды возглавляются начальниками дежурных смен, выполняющими свои обязанности на общественных началах.
Статья 5. Добровольная пожарная дружина
1. Добровольная пожарная дружина - формирование, не имеющее на вооружении выездной пожарной техники.
Добровольные пожарные дружины создаются в населенных пунктах, охраняемых подразделениями Государственной противопожарной службы или . ведомственной пожарной охраны, а также в организациях, за исключением организаций, указанных в статье 4 настоящего Закона.
2. Для повседневного руководства добровольной пожарной дружиной назначается соответственно главой муниципального образования или руководителем организации начальник из числа наиболее подготовленных лиц, выполняющий свои обязанности на общественных началах.
3. Члены добровольных пожарных дружин привлекаются для тушения пожаров в составе подразделений Государственной противопожарной службы или ведомственной пожарной охраны, а также для несения службы в составе боевых расчетов указанных подразделений в период введения особого противопожарного режима.
4. Добровольные пожарные дружины в организациях могут быть объектовыми или цеховыми (несколько дружин на объект) в зависимости от величины и структуры объекта.
Статья 6. Дружина юных пожарных
Дружина юных пожарных - добровольное объединение детей или подростков с целью воспитания у них мужества, гражданственности, коллективизма, физической закалки, профессиональной ориентации и привлечения их к оказанию посильной помощи в профилактике пожаров.
Порядок создания и деятельности дружин юных пожарных определяется Положением о дружинах юных пожарных, утверждаемым главой администрации края.
Статья 7. Порядок отбора и регистрации добровольных пожарных
1. Добровольными пожарными могут быть граждане, проживающие в соответствующем населенном пункте или работающие в соответствующей организации, в возрасте не моложе 18 лет и годные по состоянию здоровья для работы в пожарной охране.
2. Граждане для участия в отборе в добровольные пожарные подают главе муниципального образования (по согласованию с соответствующим работодателем) или руководителю организации письменное заявление с приложением справки о состоянии здоровья.
По результатам рассмотрения заявлений принимается одно из решений:
принять гражданина в добровольные пожарные и зарегистрировать его в реестре;
включить гражданина в резерв на прием в добровольные пожарные (при отсутствии потребности на момент подачи заявления);
отказать гражданину в приеме в добровольные пожарные.
Порядок ведения реестра устанавливается соответственно главой муниципального образования или руководителем организации.
3. Решение о принятии гражданина в добровольные пожарные оформляется распоряжением главы муниципального образования или приказом (распоряжением) руководителя организации, выписки из которых выдаются добровольным пожарным.
Статья 8. Порядок создания формирований
добровольной пожарной охраны
1. Из числа зарегистрированных добровольных пожарных решением, оформленным в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона, создаются добровольные пожарные команды (дружины).
2. Численный состав добровольных пожарных команд (дружин) устанавливается соответственно главой муниципального образования или руководителем организации по согласованию с территориальным подразделением Государственной противопожарной службы с учетом достаточности этой численности для выполнения возложенных задач.
3. Созданные пожарные команды (дружины) проходят регистрацию в территориальном подразделении Государственной противопожарной службы.
Статья 9. Профессиональная подготовка добровольных пожарных
1. Добровольные пожарные, зарегистрированные в установленном порядке, проходят обязательную первоначальную подготовку в учебном центре или территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы по специальный программам с выдачей им свидетельств установленного образца.
Последующая подготовка добровольных пожарных осуществляется начальником добровольного пожарного формирования в нерабочее время по программам, согласованным с начальником гарнизона пожарной охраны, а также на ежегодно проводимых учебных сборах в территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы.
2. Повышение квалификации начальников добровольных пожарных формирований проводится на курсах не реже одного раза в пять лет.
3. Затраты на обучение добровольных пожарных покрываются за счет соответственно местных бюджетов или средств организаций.
Статья 10. Участие в тушении пожаров
1. Дежурство добровольных пожарных осуществляется по месту работы (учебы) или месту жительства, а также в подразделениях пожарной охраны в период введения особого противопожарного режима в соответствии с графиком, утвержденным главой муниципального образования или руководителем организации по согласованию с Государственной противопожарной службой.
2. В населенных пунктах и организациях, в которых созданы добровольные пожарные формирования, определяются место и сигнал для сбора добровольных пожарных дежурных смен.
3. Несение службы добровольными пожарными в подразделениях пожарной охраны осуществляется в соответствии с требованиями Устава службы пожарной охраны.
Боевые действия добровольных пожарных формирований по тушению пожаров выполняются в соответствии с требованиями Боевого устава пожарной охраны и с соблюдением требований безопасности.
Выезд добровольных пожарных формирований на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на безвозмездной основе, если иное не установлено органом местного самоуправления или руководителем организации.
Статья 11. Исключение из числа добровольных пожарных
1. Добровольные пожарные могут быть исключены из реестра по следующим основаниям:
по собственному желанию согласно письменному заявлению;
в связи с переменой места жительства или места работы;
за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей добровольного пожарного;
в связи с состоянием здоровья, не позволяющим работать в пожарной охране.
2. Решение об исключении гражданина из числа добровольных пожарных оформляется в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона, с внесением соответствующей записи в реестр.
Гражданин, исключенный из числа добровольных пожарных, утрачивает предоставленные ему настоящим Законом права и льготы с момента принятия решения об исключении.
3. Повторное принятие гражданина в добровольные пожарные проводится на общих основаниях.
1. Начальник добровольной пожарной команды (дружины), помимо обязанностей, предусмотренных статьей 14 настоящего Закона, обязан:
1) осуществлять повседневное руководство добровольным пожарным формированием;
2) обеспечивать постоянную боевую готовность пожарной техники, пожарно-технического вооружения, первичных средств тушения пожаров, имеющихся на вооружении пожарного формирования;
3) организовать и проводить занятия по служебной подготовке с добровольными пожарными;
4) вести реестр добровольных пожарных;
5) информировать руководителей органов местного самоуправления и организаций о состоянии пожарной безопасности на территории населенного пункта или в организации;
6) руководить тушением пожара при его возникновении до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы или ведомственной пожарной охраны;
7) оказывать практическую помощь в организации и работе дружин юных пожарных;
8) контролировать выполнение решений органов местного самоуправления, приказов руководителей организаций по вопросам пожарной безопасности, предписаний Государственного пожарного надзора и правил пожарной безопасности.
2. На период отсутствия (в связи с отпуском, болезнью и т.п.) начальника добровольной пожарной команды (дружины) назначается исполняющий его обязанности из числа наиболее подготовленных добровольных пожарных.
Статья 13. Права начальника добровольной
пожарной команды (дружины)
Начальник добровольной пожарной команды (дружины) при осуществлении возложенных на него обязанностей, помимо прав, предусмотренных статьей 15 настоящего Закона, вправе:
1) вносить на рассмотрение главы муниципального образования, руководителя организации предложения по обеспечению пожарной безопасности населенного пункта, организации и укрепления материально-технической базы добровольного пожарного формирования;
2) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации, учредителями которых являются органы местного самоуправления либо которые финансируются полностью или частично за счет местного бюджета, для оповещения и информирования населения о пожарах;
3) устанавливать время для отдыха добровольных пожарных после окончания оперативных действий;
4) вносить предложения в органы местного самоуправления, руководителям организаций о поощрении добровольных пожарных, отличившихся при тушении пожаров иди внесших значительный вклад в укрепление пожарной безопасности;