____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Решения Барнаульской городской Думы от 21.04.2006 N 355.
____________________________________________________________________
от 15.09.97 г. N 182
г.Барнаул
О программе реформирования
жилищно-коммунального
хозяйства в г. Барнауле на
1997-2003 гг.
В соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1997 г. N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, учитывая предложения администрации города, городская Дума
РЕШИЛА:
1. Утвердить программу реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Барнауле на 1997-2003 гг. (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по экономической политике, собственности и бюджету (Щетинин М.П.).
Глава городского самоуправления В.Н.Баварин
Приложение
к решению городской Думы
от 15 сентября 1997 г.
N 182
ПРОГРАММА
реформы жилищно-коммунального хозяйства
в г. Барнауле на 1997-2003 гг.
I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНОГО
ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА
За период с 1990 г. вследствие проводимых в стране реформ в жилищно-коммунальном секторе происходили количественные и качественные изменения.
В соответствии с утвержденным графиком последовательно осуществляется прием ведомственного жилья в муниципальную собственность.
Принято жилье от таких крупных заводов, как АО АПЗ "Ротор", АО "Барнаульский станкостроительный завод", АО "Барнаултрансмаш" и т.д.
Всего передано в муниципальную собственность 804 тыс м2 общей площади. В настоящее время ведутся работы по приемке жилья с 10-ю предприятиями, имеющими на своем балансе 1,1 млн.м2 жилья.
В ходе развития рыночных отношений за этот период произошли качественные изменения в структуре жилищного фонда, появились собственники квартир, некогда находящихся в муниципальной собственности.
Доля приватизированных квартир жителями г. Барнаула от общего количества составила 40,8% или 49789 квартир.
Достаточно энергично пошел процесс создания кондоминиумов (товариществ собственников жилья).
На 20.06.97 г. в г. Барнауле создано 43 товарищества собственников жилья. Большинство из них вопросами эксплуатации и ремонта занимаются самостоятельно, т.е. нанимают обслуживающий персонал, выполняют текущий ремонт, организуют субботники по озеленению и благоустройству придомовых территорий.
Ведется работа по организации товариществ собственников жилья в домах, где в частной собственности находится более 50% общей площади. Наряду с муниципальными предприятиями, работает АОЗТ ПЖКО "Прогресс", с которым заключен договор на обслуживание и ремонт жилья.
Городскими службами разработан и утвержден договор по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению с учетом их количественного и качественного содержания, однако реализовать в полной мере процесс договорных отношений с населением мешают наиболее узкие места по заключению договоров с предприятиями монополистами, предоставляющими коммунальные услуги предприятиям жилищной сферы (ПЖЭТ, ЖЭУ), в связи с отсутствием механизма применения экономических санкций в случае невыполнения обязательств.
Крайне низкий уровень поступлений средств в бюджет не позволяет формировать план и производить финансирование работ капитального ремонта жилья, в связи с чем на жилом фонде, в основном, производятся работы аварийного характера, что является причиной дальнейшего ветшания жилья.
Осуществляется поэтапный переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг, при которой для населения в покрытии издержек возросла до 30%, однако ситуация усугубляется низким уровнем получения доходов населением из-за задержек по выплате зарплаты, вследствие чего просроченная задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги на 1.04.97 г. составила 19,4% или 5280 млн.рублей.
Поэтому повышение тарифов на услуги производится с учетом реальной платежеспособности населения.
В качестве социальной защиты работает механизм предоставления компенсаций (субсидий) жителям с учетом совокупного дохода семей, за 1996 год их предоставлено 1820 семьям на сумму 64909 тыс. рублей.
В работе с населением наметились новые формы обслуживания по оказанию платных услуг путем производства внутриквартирных ремонтов повышенной комфортности, замены и установки электрооборудования и проведения авторемонтов различной степени сложности.
Постепенно происходит процесс расширения производственных баз жилищно-коммунальных предприятий.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕФОРМЫ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ
ХОЗЯЙСТВЕ
В настоящее время необходимо сосредоточить внимание на повышении качества обслуживания населения и снижении затратного механизма в жилищном хозяйстве и на предприятиях коммунальной отрасли.
Целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства является его перевод на рыночные, социально-ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг.
Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:
- снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
- совершенствование механизмов финансирования отрасли;
- усиление социальной политики в сфере ЖЗХ;
- обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда.
III. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ
ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА
3.1. Снижение стоимости и повышение качества услуг ЖКХ:
3.1.1. создание товариществ собственников жилья.
Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества, включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее приемлемых способов защиты их прав, влияние на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилого фонда. Программа развития товариществ собственников жилья в городе на 1997 г. предусматривает организацию 200 товариществ.
3.1.2. демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг.
Жилищно-коммунальная реформа одной из главных целей преобразований в жилищной сфере ставит демонополизацию обслуживания жилищного фонда и формирование рынка услуг.
Основным направлением рыночных отношений для реального развития конкуренции в муниципальном жилищном хозяйстве являются:
- единая служба заказчика на базе комитета муниципального жилищного хозяйства с передачей некоторых функций ПЖЭТ и ЖЭУ;
- подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Служба заказчика должна быть в максимальной степени ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг.
Для этого важным шагом по организации работ должно стать формирование единой по городу политики финансирования жилищного хозяйства и сопоставление уровня обслуживания жилья в городе в целом. Для этого в обязанность службы заказчика целесообразно передать распоряжение и контроль за использованием бюджетных средств, направляемых на финансирование жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, постановлением Правительства РФ N 707 от 18 июня 1996 года в структуру оплаты жилья вводятся начисления на капитальный ремонт и плата за найм муниципального жилья. Эти средства не связаны с текущими затратами по содержанию жилищного фонда, должны аккумулироваться для проведения работ по реконструкции и модернизации жилищного фонда. Это целесообразно, поскольку плата за найм является комплексной оценкой потребительских качеств жилищного фонда. Но расходовать ресурсы, полученные в виде платы за найм, как раз целесообразно на том жилищном фонде, который находится в худшем состоянии. Аналогичная ситуация складывается со средствами, собираемыми с населением на капитальный ремонт.
Основными задачами службы заказчика являются:
- выбор подряда на конкурсной основе по предоставлению жилищно-коммунальных услуг на жилищном фонде;
- заключение договорных отношений с выбранным подрядчиком на предоставление жилищно-коммунальных услуг по количеству, качеству и стоимости;
- обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг м оплата по факту предоставления;
- содействие внедрению альтернативных технологий с целью демонополизации предоставления услуг;
- распоряжение и контроль за расходованием средств, направляемых в ЖКХ;
- тарифная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг;
- политика единых ставок оплаты услуг ЖКХ населением;
- формирование политики реконструкции и модернизации жилищного фонда;
- административная поддержка в создании товариществ собственников жилья;
- формирование политики ресурсосбережения;
- учет и контроль недвижимости в жилищной сфере, содействие формированию рынка жилья.
Эффективная работа службы заказчика определяется договором с комитетом по управлению имуществом на управление жилищным комитетом по управлению имуществом на управление жилищным фондом, в котором указывается объем жилищного фонда, передаваемого в хозяйственное ведение предприятиям, размеры и источники финансирования средств на его обслуживание.
Для проведения конкурсного отбора подрядчиков необходимо использовать Примерное положение о порядке конкурсного отбора жилищных ремонтно-эксплуатационных предприятий для содержания и ремонта государственного и муниципального жилищных фондов, утвержденное постановлением Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства от 01.04.94 г. N 18-24.
в 1997 г. необходимо обеспечить обслуживание на конкурсной основе в размере 1% жилищного фонда.
3.1.3. Организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве.
На первом этапе организации ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве должны быть разработаны технические и организационные меры по установке приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг, в 1997 году и I полугодии 1998 г. необходимо произвести установку приборов учета в бюджетных организациях г. Барнаула.
Для формирования источников кредитного финансирования работ по ресурсосбережению необходимо рассмотреть возможность создания местных фондов ресурсосбережения, которые могут быть сформированы путем увеличения на незначительный процент тарифов на коммунальные услуги и за счет других источников и могут быть использованы для выделения на конкурсной основе организациям средств для проведения работ по ресурсосбережению и приобретению энергоснабжающей техники и технологии.
3.2. Изменение механизмов финансирования отрасли.
Изменение механизмов финансирования в жилищно-коммунальном хозяйстве включает в себя следующие составные части:
- переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг, формирование тарифов с учетом инфляции расходов на содержание жилья и реальных доходов населения.
В соответствии с концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ, одобренной Указом Президента РФ от 28.04.97 г. N 425 и постановлением Правительства РФ от 26.05.97 г. N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг", необходимо:
- установить уровень платежей населения по отношению к уровню затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг:
в процентах
жилищно-коммунальные услуги
1997 г. 35
1998 г. 45
1999 г. 60
2000 г. 70
2001 г. 80
2002 г. 90
2003 г. 100
- установить максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (в процентах от совокупного семейного дохода):
1997 г. 16
1998 г. 18
1999 г. 19
2000 г. 20
2001 г. 22
2002 г. 23
2003 г. 25
Ускорение темпа роста оплаты населением услуг по содержанию и ремонту жилья осуществляется с учетом развития конкуренции при предоставлении этих услуг и повышении качества обслуживания жилого фонда.
Вместе с тем, средства, поступающие за оплату жилья, должны включать в себя:
- средства, направляемые на капитальный ремонт;
- платежи за найм муниципального жилья, что позволит дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения). Величина платы за найм жилья должна быть несколько выше, чем налог на имущество для собственника аналогичного жилья. это, в свою очередь, должно стимулировать продолжение процесса приватизации жилищного фонда.