Настоящий закон Алтайского края (далее - Закон) в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законом Алтайского края "Об основах местного самоуправления в Алтайском крае" регулирует порядок созыва и проведения собраний (сходов) граждан, принятия и изменения их решений, а также пределы их компетенции.
ГЛАВА I. Общие положения
Статья 1. Собрание (сход) граждан
Собрание (сход) граждан (далее - собрание (сход) является формой реализации прямого волеизъявления граждан, посредством которой жители городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями, а также граждане по месту их жительства на части территории муниципального образования (селе, поселке, микрорайоне, квартале, улице, жилом доме и других территориях) участвуют в решении вопросов местного значения.
Порядок созыва и проведения собрания (схода), принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим законом.
Статья 2. Право граждан на участие в собраниях (сходах)
В работе собраний (сходов) принимают участие граждане, обладающие избирательным правом и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования.
Уставом муниципального образования возрастной ценз для граждан, имеющих право на участие в собраниях (сходах), как организационной форме территориального общественного самоуправления, может быть снижен, но не более чем до 14 лет.
Статья 3. Компетенция собраний (сходов), которым
уставом муниципального образования не
предусмотрена возможность осуществлять
полномочия представительного органа
местного самоуправления
В ведении собраний (сходов) находятся:
1) принятие уставов территориального общественного самоуправления и его органов, внесение в них изменений, дополнений и контроль за их соблюдением;
2) избрание органов территориального общественного самоуправления;
3) утверждение программ деятельности территориального общественного самоуправления;
4) оценка деятельности органов территориального общественного самоуправления по их отчетам;
5) досрочное прекращение полномочий органов территориального общественного самоуправления;
6) избрание ревизионной комиссии территориального общественного самоуправления.
На собраниях (сходах) могут быть заслушаны отчеты депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также рассмотрены вопросы о выражении и недоверия с последующим инициированием их отзыва в порядке, установленном Законом края, и другие вопросы, отнесенные к их компетенции уставами муниципальных образований, в том числе вопросы медицинского, торгового, коммунально-бытового обслуживания населения, природоохранных мероприятий, содержания клубов, детских садов, спортивных сооружений, библиотек, благоустройства, санитарного состояния населенного пункта (его части), организации выпаса скота, борьбы с нарушениями правопорядка, проведения спортивных и культурных мероприятий, выявления мнения населения соответствующей территории по вопросам предлагаемых изменений в территориальном устройстве.
Статья 4. Компетенция собраний (сходов), которым
уставом муниципального образования предусмотрена
возможность осуществлять полномочия
представительного органа местного
самоуправления
1. В соответствии с законом Алтайского края "Об основах местного самоуправления в Алтайском крае", уставом муниципального образования в отдельных поселениях с численностью населения до 300 человек может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами).
2. При осуществлении собранием (сходом) полномочий представительного органа местного самоуправления в исключительном ведении собраний (сходов) находятся:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
3. При осуществлении собранием (сходом) полномочий представительного органа местного самоуправления избранный населением глава муниципального образования или назначенный собранием (сходом) по контракту глава администрации обязан принимать необходимые меры для эффективного участия населения в решении вопросов местного значения посредством форм прямого волеизъявления, обеспечивать предварительное обсуждение населением проектов:
1) программ развития территории муниципального образования;
2) местного бюджета, положений о внебюджетных фондах, их целевом назначении;
3) программ и условий приватизации объектов муниципальной собственности;
4) порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения ими на территории муниципального образования;
5) правил пользования природными ресурсами;
6) планов и правил застройки муниципального образования;
7) других вопросов, непосредственно затрагивающих интересы населения муниципального образования.
Статья 5. Общие принципы проведения собраний (сходов)
1. Собрания (сходы) могут быть созваны по мере необходимости, а в случае, если уставом муниципального образования предусмотрена возможность осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления собранием (сходом) - в сроки, установленные уставом муниципального образования, но не реже двух раз в год.
2. Граждане участвуют в собраниях (сходах) непосредственно. Участие в собраниях (сходах) является свободным.
Граждане участвуют в собраниях (сходах) на равных основаниях по месту своего проживания. Каждый гражданин имеет один голос.
Глава II. Порядок созыва и проведения собрания (схода)
Статья 6. Порядок созыва собрания (схода)
1. Собрание (сход) может быть созвано по инициативе:
1) граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе). При этом количество граждан, инициирующих проведение собрания (схода), не может быть установлено более 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе);
2) органов территориального общественного самоуправления на соответствующей территории муниципального образования;
3) органов местного самоуправления соответствующих территорий муниципальных образований;
4) органов государственной власти края.
2. В случаях, когда для собраний (сходов) уставом муниципального образования не предусмотрена возможность осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления, а созыв собрания (схода) затруднен, уставом муниципального образования может быть предусмотрено проведение конференций граждан населенных пунктов, микрорайонов, кварталов, улиц, жилых домов и других территорий.
Порядок созыва, нормы представительства, сроки и порядок проведения конференции, порядок принятия решений устанавливаются уставами территориального общественного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований и настоящим Законом.
Статья 7. Порядок созыва собрания (схода)
по инициативе граждан
1. Требование о проведении собрания (схода) по инициативе граждан оформляется в виде ходатайства, в котором должны быть указаны:
1) вопрос, выносимый на собрание (сход);
2) ориентировочные сроки проведения собрания (схода).
2. Гражданин, ставя подпись в ходатайстве о созыве собрания (схода), собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, возраст и адрес места жительства.
3. Ходатайство должно быть предъявлено представительному органу или должностному лицу местного самоуправления, органу территориального общественного самоуправления, установленным уставом муниципального образования, которые обязаны назначить собрание (сход) не позднее двух недель со дня поступления ходатайства с необходимым количеством подписей.
4. В случае, если представительный орган или должностное лицо местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления не назначат собрание (сход), его подготовку и проведение осуществляет инициативная группа граждан, возбудившая ходатайство о проведении собрания (схода).
Статья 8. Оповещение населения о собрании (сходе)
1. Подготовку и проведение собрания (схода) обеспечивают соответствующий представительный орган или должностное лицо местного самоуправления, орган территориального общественного самоуправления или инициативная группа граждан.
2. О времени и месте проведения собрания (схода), вопросах, выносимых на его рассмотрение, население оповещается через средства массовой информации (местные теле,- радиопрограммы, газеты) или другими доступными способами (доски объявлений, информационные стенды, открытки-приглашения и т.п.) не позднее чем за три дня до его проведения.
Статья 9. Правомочность собрания (схода)
1. Правомочность собрания (схода), которому уставом муниципального образования не предусмотрена возможность осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления, определяется уставом муниципального образования.
2. Собрание (сход), которому уставом муниципального образования предусмотрена возможность осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления, признается правомочным при участии в собрании (сходе) более половины граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе).
Конференция граждан правомочна при участии не менее двух третей представителей жителей соответствующей территории.
Статья 10. Формирование повестки дня собрания (схода)
1. Вопросы в повестку дня собрания (схода) могут вноситься органами государственной власти края, органами местного самоуправления, органами территориального общественного самоуправления, гражданами, имеющими право на участие в собрании (сходе).
2. Повестка собрания (схода) считается принятой, если за нее проголосовало более половины присутствующих на собрании (сходе).
Статья 11. Порядок проведения собрания (схода)
1. Собрание (сход) открывается представителем соответствующего органа территориального общественного самоуправления либо в его отсутствие иных органов или граждан, инициировавших проведение собрания (схода).
2. Для ведения собрания (схода) избирается президиум в составе председателя и секретаря.
В соответствии с уставом муниципального образования на собрании (сходе), осуществляющим полномочия представительного органа местного самоуправления, может председательствовать глава муниципального образования, выборное или иное должностное лицо местного самоуправления.
3. На собрании (сходе) ведется протокол, в котором указывается дата и место проведения собрания (схода), количество граждан, принявших участие в работе собрания (схода), состав президиума, повестка дня, краткое содержание выступлений, принятые решения.
Протокол подписывается председателем и секретарем собрания (схода).
Решения собрания (схода) в течение 10 дней доводятся до сведения органов и должностных лиц местного самоуправления.
Статья 12. Регламент собрания (схода)
Собрание (сход) принимает регламент, который определяет порядок созыва и проведения собрания (схода), избрания органов территориального общественного самоуправления, порядок принятия решений, внесения поправок в регламент, а также решение других вопросов деятельности собрания (схода).
ГЛАВА III. Решения собраний (сходов), их исполнение
Статья 13. Порядок принятия решений собраний (сходов)
1. Решения собраний (сходов) принимаются открытым (тайным) голосованием.
2. Решения собраний (сходов) о принятии и изменении устава муниципального образования или территориального общественного самоуправления считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от числа граждан, присутствующих на собрании (сходе) или их представителей на конференции граждан.
Решения собраний (сходов) по другим вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа граждан, присутствующих на собрании (сходе), или их представителей на конференции граждан.
3. Решения собраний (сходов) не должны противоречить законодательству.
4. Решения, принятые на собраниях (сходах), не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами.
Статья 14. Гарантии выполнения решений собраний (сходов)
1. Решения, принятые собраниями (сходами) в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, расположенных на соответствующей территории, и гражданами.
Эти решения могут быть изменены или отменены только собранием (сходом). В случае их противоречия законодательству они могут быть обжалованы в суд либо опротестованы прокурором.
Органы и должностные лица местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации обязаны в месячный срок проинформировать население о выполнении решений собраний (сходов).
2. Неисполнение решений по вопросам местного значения, принятых на собраниях (сходах) в пределах их полномочий, влечет административную ответственность в виде штрафа в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда, налагаемого в судебном порядке.