Недействующий

ЗАКОН

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

от 30 апреля 1997 года N 19-ЗС

Об обеспечении безопасности людей на водоемах Алтайского края

Документ утратил силу с 15 июля 2006 года на основании закона Алтайского края от 6 июля 2006 года N 62-ЗС "О признании утратившим силу закона Алтайского края "Об обеспечении безопасности людей на водоемах Алтайского края".

Принят постановлением краевого Законодательного Собрания от 28 апреля 1997 года N 132.

Опубликован: газета "Алтайская правда" от 16 мая 1997 года N 109; Сборник законодательства Алтайского края 1997 год N 12 (32) часть 1 с. 17.

Вступил в силу 16 мая 1997 года.

{ Изменения:
1. Закон Алтайского края от 4 июня 1998 года N 31-ЗС (вступление в силу 19 июня 1998 года);
2. Закон Алтайского края от 5 июля 2002 года N 43-ЗС (вступление в силу 19 июля 2002 года).
}

{ Новая редакция с изменениями от 5 июля 2002 года. }

Настоящий Закон принят в целях обеспечения безопасности и охраны жизни людей на водоемах края, безопасности плавания маломерных судов, укрепления правопорядка на водоемах и охраны окружающей среды.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе


В настоящем Законе используются следующие понятия:

общее водопользование - деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, правилами охраны жизни людей, а также условиями, устанавливаемыми органами исполнительной власти Алтайского края по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов в пределах их компетенции;

маломерное судно - самоходные суда с главным двигателем мощностью менее 75 л.с, и несамоходные суда валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, принадлежащие гражданам моторные суда (независимо от мощности двигателей), парусные суда, а также несамоходные суда (гребные лодки грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарки - 150 и более килограммов и надувные суда - 225 и более килограммов);

движение на воде - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов по внутренним водным путям и водоемам, с помощью транспортных средств или без них;

безопасность движения на воде - состояние процесса перемещения людей и грузов по внутренним водным путям и водоемам с помощью транспортных средств или без них, отражающего степень защищенности его участников от водных происшествий и их последствий;

водное происшествие - событие, возникающее в процессе движения на воде транспортного средства или без него, в результате которого погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб;

обеспечение безопасности движения на воде - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан;

участник движения на воде - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения на воде в качестве водителя транспортного средства, пассажира и (или) отдыхающего на воде;

организация движения на воде - выполнение правовых, технических и распорядительных действий по управлению движением на воде;

водные объекты для массового отдыха граждан - базы (сооружения) для стоянки маломерных судов, базы отдыха, базы (дама рыбака-охотника, туристические базы, детские оздоровительные лагеря, пансионаты, плавательные бассейны, пляжи, места купания и другие места массового отдыха граждан, а также паромные и ледовые переправы;

паромная переправа - плавучее средство, специально предназначенное для перевозки люде , грузов или выполнения иных работ на воде;

ледовая переправа - специально оборудованная дорога по замершему водоему;

техническое освидетельствование водных объектов - ежегодный контроль за техническим состоянием с целью определения их пригодности к эксплуатации;

инструментальный контроль - проверка соответствия технического состояния с целью определения их пригодности к эксплуатации;

предприятие - коммерческая, некоммерческая организация, являющаяся владельцем маломерных судов, водных объектов для массового отдыха граждан, паромных и ледовых переправ.

Статья 2. Законодательство края об обеспечении безопасности на воде


Законодательство края об обеспечении безопасности на водоемах Алтайского края основано на Конституции Российской Федерации, Водном кодексе Российской Федерации и состоит из Устава (Основного Закона) Алтайского края, настоящего Закона, а также иных законов и нормативных правовых актов края.

Глава 2. Обеспечение безопасности на воде

Статья 3. Компетенция органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности на водоемах края


Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения реализации государственной политики в области природопользования. Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливаются органами местного самоуправления по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использование и охраной водного фонда, согласованному с государственным органом управления использованием и охраной недр, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, Государственной инспекцией по маломерным судам Алтайского края (далее - Государственная инспекция по маломерным судам), государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора.

Органы местного самоуправления:

организуют работу комиссии по обеспечению безопасности на воде, заслушивают на ее заседаниях руководителей предприятий о выполнении требований настоящего Закона;

обеспечивают выдачу разрешений на открытие водных объектов массового отдыха граждан на основании заключений территориальных подразделений Государственной инспекции по маломерным судам;

устанавливает места, где запрещены купание, катание на лодках, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, а также определяют другие условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территории сельского населенного пункта, поселка, города, района;

устанавливает сроки купального сезона, продолжительностью работы водных объектов, спасательных станций и постов, сроки открытия и закрытия навигации маломерных судов;

ежегодно разрабатывают и утверждают согласованные с органами Государственной инспекции по маломерным судам, другими государственными органами и заинтересованными организациями план обеспечения безопасности людей на водоемах данного населенного пункта;

организуют контроль за деятельностью организаций, участвующих в обеспечении безопасности населения на водоемах, за организацией их взаимодействия, обеспечивают анализ положения дел охраной жизни людей на воде;

устанавливают места проведения на водоемах соревнований, праздников, регат маломерных судов по согласованию с Государственной инспекцией по маломерным судам, а на судоходных путях по согласованию с органами, регулирующими судоходство;

организуют открытие стоянок для хранения водных транспортных средств, задержанных работниками Государственной инспекции по маломерным судам, органами внутренних дел и судоходной инспекцией, устанавливают порядок их хранения и размер оплаты;

осуществляют контроль за использованием маломерных судов в период нереста при наличии разрешения, выданного Государственной инспекцией по маломерным судам;

устанавливают места паромных и ледовых переправ, осуществляют контроль за их использованием по согласованию с государственной инспекцией по маломерным судам;

ведут анализ экологической обстановки по внутренним водным путям, принимают меры по охране водоемов от вредного воздействия транспортных средств;

рассматривают вопросы финансирования организации обеспечения безопасности людей на водоемах;

принимают правовые акты в области обеспечения безопасности людей на водоемах и правил плавания по внутренним водным путям, не противоречащие государственным нормам, правилам, стандартам, а также требованиям настоящего Закона;

осуществляют на своей территории контроль за организацией обучения населения плаванию, приемам спасания на воде, оказания первой медицинской помощи;

иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 4. Обязанности предприятий в области обеспечения безопасности людей на водоемах


Предприятия-владельцы водных объектов:

обязаны выполнять требования федеральных, нормативных правовых актов, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними нормативных и правовых актов в части обеспечения охраны жизни людей на воде;

открывают и эксплуатируют водные объекты массового отдыха граждан, паромные и ледовые переправы после положительного заключения органов государственной инспекции по маломерным судам;

назначают ответственных за эксплуатацию водных объектов лиц по согласованию с Государственной инспекцией по маломерным судам;

ведут учет водных происшествий и нарушений действующего законодательства, проводят анализ по фактам происшествий, выявляют и устраняют причины, способствующие их возникновению;

планируют проведение мероприятий по обеспечению безопасности правил плавания, предусматривают финансирование мероприятий по профилактике аварий и происшествий на воде;

обеспечивают своевременное проведение ежегодного технического освидетельствования водных объектов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам;

обеспечивают судоводителей необходимыми регистрационными документами на маломерные суда (удостоверение на право управления маломерным судном, судовой билет);

представляют маломерные суда в соответствующих территориальные подразделения Государственной инспекции по маломерным судам для технического осмотра в сроки, установленные в соответствии с правилами проведения технического осмотра;

выделяют лиц, ответственных за безопасность людей на воде, общественный порядок и охрану окружающей среды, при проведении экскурсий, коллективных выездов на отдых и других массовых мероприятий на водоемах;

организуют на акватории закрепленных водоемов ведомственные спасательные посты, обеспеченные спасательными кадрами, прошедшими обучение в территориальных органах Государственной инспекции по маломерным судам;

оборудуют места купания в соответствии с действующим законодательством.

Статья 5. Обязанности учебных организаций, осуществляющих подготовку спасателей кадров, инструкторов по плаванию, судоводителей


Учебные организации по согласованию с Государственной инспекцией по маломерным судам:

обеспечивают подготовку спасательных кадров, инструкторов по плаванию, судоводителей в соответствии с учебными планами и программами (осуществление этой деятельности подлежит лицензированию);

создают достаточный аудиторный фонд кабинетов и лабораторий, оборудованных тренажерами, рабочими стендами, методической и наглядной агитацией, используют для закрепления навыков управления маломерным судном акватории и бассейны (в летний период);

приобретают в необходимом количестве спасательные средства, оборудование и технику для обучения курсантов, следят за использованием данной техники по назначению;

организуют занятия по практическому вождению водномоторных средств по внутренним водным путям по согласованию с инспекцией Речного Регистра и Государственной инспекцией по маломерным судам.

Статья 6. Обязанности органов управления здравоохранением в области обеспечения безопасности людей на воде


Органы управления здравоохранением:

обеспечивают техническую готовность и необходимое оснащение транспортных средств скорой медицинской помощи, своевременный выезд на водное происшествие и доставку пострадавших в лечебное учреждение;

организуют освидетельствование судоводителей на состояние опьянения в городских, районных поликлиниках и участковых больницах, используя для этого средства местных бюджетов;

проверяют учебно-методическую работу на предприятиях и среди населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в водных происшествиях, используют в этих целях средства массовой информации.

Статья 7. Обязанности органов управления образованием в области обеспечения безопасности людей на воде


Органы управления образованием:

организуют изучение в государственных, муниципальных и иных образовательных учреждениях правил безопасности поведения на воде и у воды;

ведут учет и анализ водных происшествий с участием детей, разрабатывают мероприятия и методические рекомендации по профилактике детского травматизма на воде;

могут создавать методические центры повышения квалификации педагогов, преподающих правила безопасного поведения на воде;

вводят в штат своих аппаратов специалистов, занимающихся вопросами работы по предупреждению детского травматизма на воде, либо возлагают эти обязанности на одного из служащих;

организуют в подведомственных учебных заведениях работу по обучению детей плаванию в бассейнах и на открытых водоемах;

оказывают практическую и методическую помощь дошкольным и иным образовательным учреждениям в профилактической работе по предупреждению гибели детей на воде.

Статья 8. Обязанности судоводителей маломерных судов и иных участников движения на воде


Судоводители маломерных судов и иные участники движения на воде обязаны выполнять требования законодательства Российской Федерации, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов в части обеспечения безопасности жизни людей на воде.

Статья 9. Организация безопасности водного туризма


Организаторы водного туризма на водоемах края обязаны выполнять требования федерального законодательства, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов в части обеспечения безопасности жизни людей на воде.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»