Одной из перспективных организационных форм участия края в международных хозяйственных связях в современных условиях является образование на ее территории свободных экономических зон (СЭЗ) с участием российских и иностранных организаций, предприятий и фирм.
Однако следует учитывать, что создание СЭЗ является не только высокоэффективным средством международного сотрудничества, но весьма капиталоемким экономическим проектом. Процесс создания СЭЗ зависит не только от экономических факторов (конъюнктуры мирового рынка продукции и услуг, условий инвестирования, получения и погашения кредитов и т.п.), но и от оперативности, глубины проработки тех или иных управленческих решений и их адекватности реальным экономическим процессам на региональном и местном уровнях руководства. Определяющая роль в этом принадлежит формированию необходимой экономической базы и ее своевременному приспособлению к изменяющимся условиям, формам и методам управления такими проектами на федеральном, региональном уровнях.
Участникам зоны предоставляются различного рода налоговые льготы - вплоть до их полного освобождения. В соответствии с действующей в Российской Федерации нормативной практикой масштабы и сроки освобождения от федеральных налогов регулируются специальными решениями Правительства России в рамках, установленных российским законодательством. Освобождение участников зоны от местных налогов определяется краевым Законодательным Собранием и представительными органами местного самоуправления.
Предложения о создании СЭЗ (включающие в себя также материалы соответствующих расчетов, обоснований и экспертиз) должны содержать следующие документы:
- технико-экономическое обоснование (ТЭО) создания СЭЗ;
- программа развития СЭЗ;
- проект положения о зоне;
- заключение администрации СЭЗ "Алтай";
- заключение главного управления экономики и инвестиций администрации края.
Суть данных материалов состоит в доказательстве целесообразности и в обосновании социально-экономической эффективности решения жизненно важной федеральной или региональной проблемы именно путем создания СЭЗ.
При проведении экономического анализа эффективности создания СЭЗ необходимо решить две основные задачи.
Во-первых, получить достаточно экономически убедительные данные об общей эффективности намечаемого мероприятия, подтвержденные соответствующими расчетами и обоснованиями.
Во-вторых, сделать полученную информацию доходчивой и убедительной как для федеральных и региональных органов управления, так и для иностранных инвесторов - потенциальных резидентов зоны, которые, прежде чем вложат в зону свои инвестиции, должны поверить в представленную им информацию, убедиться в правильности проведенных расчетов и полученных выводов.
Расчетные показатели эффективности СЭЗ целесообразно выполнить применительно к среднесрочному прогнозу экономического развития на 5 лет, а также на долгосрочный период (10 - 15 лет).
В связи с высокой динамичностью и неустойчивостью экономического развития российской экономики в современных условиях представляется особенно важно предвидеть и как можно более полно учесть тенденции изменений:
- уровень процентной ставки кредитов и общего состояния рынка капитала;
- затрат на приобретение техники, технологии, ноу-хау и т.п.;
- стоимость сырья, материалов и комплектующих изделий, используемых предприятиями и фирмами СЭЗ;
- организационных и экономических возможностей выхода на мировой рынок товаров и услуг, включая объемы потребностей отечественного и мирового рынков в продукции и услугах зоны;
- динамики цен на продукцию, производимую в зоне, и услуги, оказываемые участниками СЭЗ;
- динамики поступлений в краевой и местный бюджеты от всех доходных источников.
При сборе исходной информации, проведении расчетов и оценки экономической эффективности создания и функционирования СЭЗ целесообразно использовать один тип валюты. При этом иностранные валюты переводятся в рубли и обратно по официальному курсу Центробанка России.
При проведении экономического анализа создания и функционирования СЭЗ важно руководствоваться следующими принципами:
Во-первых, рассматриваемый проект должен обеспечить:
- окупаемость в пределах приемлемого срока предоставленных СЭЗ льгот по налогообложению;
- поступление в установленное время в бюджеты всех уровней налоговых платежей, по своему размеру вначале компенсирующих, а затем и превышающих потери, понесенные соответствующими бюджетами в результате предоставленных СЭЗ налоговых льгот за счет возрастания общей массы налоговых поступлений;
- получения прибыли в размере, обеспечивающем кредиторам и инвесторам рентабельность вложений не ниже приемлемого уровня (равного хотя бы величине банковского ссудного процента по долгосрочным кредитам).
Во-вторых, общий методический подход к расчету экономических показателей состоит в определении доходов и расходов, отражающих сегодняшние и будущие потоки финансовых средств, связанных с функционированием СЭЗ в условиях предоставления ей исключительных налоговых льгот, и определении времени, когда будут достигнуты заданные объемы доходов и расходов, а также запланированные соотношения между сравнимыми величинами.
В-третьих, важной особенностью расчета показателей экономической эффективности создания и функционирования СЭЗ (как объекта экономического анализа) в отличие от расчетов экономической эффективности многих инвестиционных проектов является то, что экономические показатели СЭЗ должны существенно различаться по годам расчетного периода, ибо только при динамичном и все ускоряющемся развитии становится целесообразным само создание СЭЗ.