Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 10.10.96 г.                                            N 610

Об утверждении программы создания
государственной автоматизированной системы
земельного кадастра Алтайского края

___________________________
Утратило силу на основании
Постановления администрации Алтайского края от 3 апреля 2003 года N 172
___________________________

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 932 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить программу создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра Алтайского края (прилагается).

2. Комитету администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике предусматривать в краевом бюджете средства для финансирования данной программы в пределах сумм, поступающих от земельного налога и арендной платы за землю.

3. Рекомендовать главам администраций городов и районов края обеспечить финансирование проведения кадастровых съемок, изготовления планово-картографических материалов, инвентаризации земель, других мероприятий и работ, предусмотренных программой за счет средств, поступающих от платы за землю и других источников.

4. Общую координацию работ по финансированию и выполнению программы возложить на комитет по земельным ресурсам и землеустройству Алтайского края.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Первый заместитель
главы администрации края                               П. В. Ефремов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации края
от 10 октября 1996 года N 610
г. Барнаул, 1996 г.

ПРОГРАММА

Создания государственной автоматизированной
системы земельного кадастра Алтайского края


1. ВВЕДЕНИЕ

Земля является основным средством сельскохозяйственного производства и пространственным базисом для размещения и развития других отраслей народного хозяйства. Ведение земельного кадастра является важнейшей народнохозяйственной задачей, т.к. затрагивает интересы практически всего населения, что предъявляет повышенные требования по полноте, актуальности и достоверности количественных и качественных характеристик.

Качественное ведение земельного кадастра возможно только при наличии компьютерных технологий и в первую очередь автоматизированной системы ведения земельного кадастра.

2.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа создания в крае государственной автоматизированной системы земельного кадастра (ГАС ЗК) разработана комитетом по земельным ресурсам и землеустройству края (крайкомзем) во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 932 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра".

При разработке программы использованы:

Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР";

Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 года N 1767 "0 регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";

Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 года N 2130 "0 государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость";

постановление правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 года N 622 "0 совершенствовании ведения государственного земельного кадастра";

аннотация федеральной Целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" и план-проспект разработки программы создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра республики, области, края.

Программа предусматривает разработку и развертывание автоматизированной системы ведения земельного кадастра как государственной информационной структуры, обеспечивающей реализацию земельных отношении.

Программа включает в себя комплекс взаимоувязанных организационно-правовых, инженерно-технических, кадровых, финансовых и хозяйственных мероприятий, которые позволят создать информационную систему, способную эффективно функционировать в составе Государственной информационной системы земельного кадастра Российской Федерации.

В разработке программы принимали участие Алтайское предприятие института ЗапСибНИИгипрозем и Алтайский институт мониторинга земель и экосистем.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является развертывание на территории края Государственной автоматизированной системы земельного кадастра, обеспечивающей органы государственной власти и местного самоуправления необходимой для управления земельными ресурсами информацией, а также защиту прав собственников, владельцев и пользователей земли.

Основными задачами программы являются:

учет количества и качества земель, создание банка данных о наличии и состоянии земельных ресурсов;

предоставление юридически обоснованных и достоверных данных о правах на землю для органов управления, юридических и физических лиц;

обеспечение государственной защиты прав собственников, владельцев и пользователей земли;

обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней;

обеспечение сбора земельного налога и арендной платы за землю;

пополнение бюджета за счет пошлин и сборов с земельных сделок и операций с недвижимостью;

информационная и правовая поддержка функционирования рынка земли и другой недвижимости;

обеспечение определения залоговой стоимости земли, установления ставок земельного налога и нормативов платежей в бюджеты;

информационное обеспечение и поддержка землеустройства, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель, разработки программ по рациональному использованию земельных ресурсов, оптимального регулирования развития территорий;

создание условий для установления территорий с особым правовым режимом (природоохранным, заповедным, рекреационным);

информационная поддержка распределения полномочий по управлению земельными ресурсами между органами государственной власти и местного самоуправления;

обеспечение управления землями запаса;

ведение государственной статистики о наличии и распределении земель по категориям, землевладельцам, землепользователям и угодьям.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА


4.1. Нормативно-правовое обеспечение системы

Государственная автоматизированная система земельного кадастра создается и функционирует на основе документов о правовом статусе земель и недвижимости, их количественных и качественных характеристик, а также кадастровых карт и планов. В целях обеспечения единства и сопоставимости кадастровых данных в целом по Российской Федерации принципы и методы ведения земельного кадастра должны устанавливаться Правительством Российской Федерации по предложению Роскомзема. В этой связи нуждается в уточнении и детализации Положение о земельном кадастре, нужны утвержденные унифицированные земельно-кадастровые документы, единые коды, классификаторы, форматы обменных файлов.

По мере выхода федеральных нормативных актов, регулирующих вопросы ведения земельного кадастра, с учетом специфики края будут разрабатываться местные нормативные акты.

4.2. Организационное обеспечение
создания системы

Для управления проектированием, созданием и внедрением автоматизированной системы земельного кадастра в крае создана рабочая группа под руководством председателя крайкомзема, а также организован краевой кадастровый центр для информационного обеспечения и ведения базы земельно-кадастровых данных. Центр располагается на производственных площадях Алтайского института мониторинга земель и экосистем. При этом же институте планируется организовать службу технического обслуживания оборудования системы.

Для ведения земельного кадастра в каждом административном районе и городе краевого подчинения должны быть созданы кадастровые бюро, основными задачами которых являются:

регистрация правовых актов на землю;

организация сбора, обработки и ввода в базу данных сведений о регистрации землевладельцев и землепользователей, о количественных и качественных характеристиках земель;

организация подготовки материалов для государственной отчетности о наличии и состоянии земель;

обеспечение кадастровой документацией органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц;

ведение земельного архива.

Всего в крае будет организовано 73 кадастровых бюро (список районов и городов краевого подчинения прилагается). Кадастровые бюро создаются в форме государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения и работающих на хозрасчетной основе. Учредителями кадастровых бюро будут районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

Исходя из возложенных на кадастровое бюро задач и выполняемых им функций, в штат его, кроме начальника, должны входить специалисты: по регистрации, подготовке и выдаче правовых актов, по ведению автоматизированной кадастровой системы и земельного архива и по информационному обслуживанию потребителей.

Основная масса землевладельцев и землепользователей находится на территории сельских населенных пунктов, поэтому для подготовки материалов по регулированию земельных отношений в штат каждой сельской и поселковой администрации необходимо ввести должность специалиста-землеустроителя, содержание которого будет осуществляться за счет средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и арендной платы за землю, а также от реализации платных услуг.

4.3. Научно-методическое и нормативное
обеспечение системы

Научно методическое и нормативное обеспечение развертывания государственной автоматизированной систем земельного кадастра в крае осуществляется Роскомземом и Российским Центром по научному обеспечению земельной реформы "РосНИЦ "Земля".

Разработка проектных решений по созданию автоматизированной информационной системы земельного кадастра в Алтайском крае по заказу крайкомзема начата в 1994 году Алтайским институтом мониторинга земель и экосистем. К настоящему времени произведена разработка требовании к конструкции системы, даны технические предложения по организации компьютерной связи между краевым и районными (городскими) кадастровыми бюро, разработана технология и алгоритмы телекоммуникационной связи, определены состав и форматы передаваемой информации, сформулированы технические предложения, технология и алгоритмы создания картографической продукции. В составе проекта информационной системы земельного кадастра разрабатывается технология создания электронного атласа "Земля Алтая", на стадии внедрения находится разработанная технология функционирования автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов краевого, районных и городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.

В проектировании и внедрении автоматизированной системы земельного кадастра активное участие принимают ученые Барнаульских ВУЗов (государственного университета, аграрного университета и др.).

5.РАЗВЕРТЫВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА


5.1. Этапы создания и развертывания ГАС ЗК

Развертывание ГАС ЗК пройдет в несколько этапов с учетом организационно-технической готовности базовых мероприятий Программы.

Первый этап (1996-1998 годы) связан с организационным становлением системы. В этот период произойдет формирование службы ведения земельного кадастра, создание кадастровых бюро, начнется переподготовка кадров. Поставка технических средств системы в край согласно федеральной Программы будет производиться в 1997-1998 г.

На втором этапе (1999-2000 годы) уточняется технический проект ГАС ЗК с учетом принимаемых нормативных актов Российской Федерации и Алтайского края, завершается подготовка интегрированной базы данных о земле, ГАС ЗК вводится в рабочий режим функционирования.

5.2. Информационное обеспечение создания
и функционирования системы

В целях повышения качества и достоверности информации о земле в крае ежегодно проводится значительный объем работ по обновлению планово-картографического материала, почвенному и геоботаническому обследованиям, оформлению границ землевладений и землепользований, выдаче правовых документов.

На всю территорию сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, а также на земли запаса имеется доброкачественный планово-картографический материал в масштабе 1:25000. На орошаемые земли, на земли пригородных хозяйств г. Барнаула, а также на часть лесхозов имеется плановый материал в масштабе 1:10000. Значительно хуже обстоит дело с обеспечением доброкачественным плановокартографическим материалом территорий населенных пунктов, особенно сельских, где только около 20 процентов земель имеют съемку в масштабе 1:500-1:5000, выполненную, в основном, в конце 70-х и начале 80-х годов и нуждающуюся в корректировке.

Вся территория сельскохозяйственных предприятий, сельских населенных пунктов и земель запаса покрыта почвенными и геоботаническими обследованиями, ежегодно в плановом порядке на части этих земель производится переобследование (корректировка).

План график проведения работ по информационному обеспечению автоматизированной системы земельного кадастра Алтайского края разработан Алтайским предприятием института ЭапСибНИИгипрозем. Сводные материалы отражены в прилагаемых к настоящей программе приложениях 2.1 и 2.2.

5.3. Техническое обеспечение
создания системы

В настоящее время из 72 районных и городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, выступающих в дальнейшем учредителями кадастровых бюро только 7 имеют типовые комплексы технических средств, которые после некоторой доработки (установка сопроцессоров, расширителей памяти, приобретение дигитайзеров и т.д.) могут быть основой для создания автоматизированной системы земельного кадастра. Еще в 10 районах и городах имеются единичные персональные компьютеры, которые в подготовительный период могут использоваться для создания баз данных.

Таким образом, для развертывания системы земельного кадастра в крае требуется поставка 66 программно-технических комплексов (ПТК). Согласно федеральной целевой программе "Государственная автоматизированная система земельного кадастра Российской Федерации" приобретение и поставка программно-технических средств будут осуществляться за счет средств федерального бюджета и намечены на 1997-98 годы.

Служебные помещения для установки компьютерных комплексов в районных и городских комитетах имеются. Приведение их в соответствие с техническими требованиями на установку ПТК (электроснабжение, пожарная и охранная сигнализация), а также приобретение мебели и оборудования будет осуществляться по мере поставки ПТК за счет средств местных бюджетов.

5.4. Кадровое обеспечение создания системы

Для обслуживания автоматизированной системы земельного кадастра потребуются специалисты по вычислительной технике и специалисты по регулированию земельных отношений. Специалистов по вычислительной технике готовят многие учебные заведения края (государственный, технический и педагогический университеты), поэтому особых проблем с обеспечением ими не будет. Значительно сложнее вопрос с обеспечением комитетов, сельских и поселковых администраций специалистами землеустроительного профиля, которых требуется около тысячи человек. Подготовка землеустроителей со средним образованием осуществляется в расположенном на территории края Словгородском совхозе-техникуме, а с 1995 года в Алтайском аграрном университете начали готовить специалистов-землеустроителей высшей квалификации. Переподготовку кадров в будущем также намечено осуществлять в аграрном университете.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»