Недействующий

О Программе поддержки агропромышленного комплекса края на 1995 и последующие годы (утратило силу на основании постановления Алтайского краевого Законодательного собрания от 04.03.2009 N 124)


2. Стратегия и целевая направленность мер по
стабилизации производства и дальнейшему развитию
аграрной реформы в агропромышленном комплексе края

Аграрная реформа и целевая направленность мер по стабилизации сельскохозяйственного производства в АПК края в 1995 г. предусматривает комплексный подход к решению сложных проблем, возникших в агропромышленном секторе экономики при переходе на рыночные отношения.

Основными направлениями деятельности администрации края и органов управления агропромышленным комплексом являются:

- рациональное использование богатейших и разнообразных природноклиматических, производственных и трудовых ресурсов для устойчивого производства продукции сельского хозяйства и качественных продуктов питания, конкурентноспособных как на внутреннем, так и внешнем рынках;

- создание условий для развития продовольственного рынка в интересах товаропроизводителей и потребителей, удовлетворение потребительского спроса на продовольственное и сельскохозяйственное сырье, государственное регулирование продовольственного рынка;

- комплексное преобразование аграрного сектора путем формирования в сельском хозяйстве государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов и регулирование земельных отношений;

- создание благоприятной правовой, организационной и экономической среды для эффективного функционирования товаропроизводителей всех форм собственности и хозяйствования;

- отработка экономических отношений между товаропроизводителями и их партнерами на всех уровнях хозяйственной и государственной иерархии, исключающих монопольное давление на сельских товаропроизводителей;

- создание системы материально-технического обеспечения сельских товаропроизводителей;

- технико-технологическое переоснащение АПК на основе целевых программ, усиление инвестиционной деятельности, приоритетное развитие аграрной науки;

- реорганизация системы и методов управления агропромышленного комплекса;

- совершенствование системы производственных отношений и экономического механизма, ориентированного на рынок, внутри каждого коллективного предприятия,производящего сельскохозяйственную продукцию;

- социальное развитие села, подготовка кадров.

Предлагаемые направления деятельности, подкрепленные конкретными мероприятиями по их осуществлению, позволят уже в 1995 году приостановить спад сельскохозяйственного производства.

2.1 Аграрная реформа и земельные отношения

В соответствии с основными направлениями реализации аграрной реформы в крае все сельскохозяйственные предприятия самостоятельно определили форму хозяйствования и отношения к собственности.

Большинство колхозов и совхозов преобразовались в акционерные общества, товарищества, ассоциации крестьянских хозяйств, многие хозяйства сохранили свой статус. Все эти формы хозяйствования являются основой формирования многоукладной сельской экономики.

За 1992-1994 г.г. прошло перерегистрацию 631 хозяйство (88% от их общего числа). Сохранило свой статус 151 хозяйство, 480 реорганизованы. Создано 133 акционерных общества, 260 товариществ с ограниченной ответственностью, 45 ассоциаций и около 7 тыс. самостоятельных крестьянских хозяйств.

Цель реформирования - на основе закрепления собственности за каждым работающим на селе и добровольного избрания новых форм хозяйствования повысить эффективность использования основных фондов и отдачу продукцией.

Однако этого не произошло из-за ряда объективных и субъективных причин, к которым относятся:

- нарушение условий функционирования нового экономического механизма хозяйствования со стороны государства;

- инертность органов местного и краевого управления АПК в вопросах формирования институтов рыночной экономики и проведения структурных преобразований в отрасли;

- отсутствие у руководителей сельскохозяйственных предприятий стремления ориентироваться на требования рынка, планировать свою работу, исходя из возможностей сбыта, совершенствовать структуру производства и экономический механизм хозяйствования, желание сохранить прежнюю схему производственных отношений.

В результате значительный спад производства в коллективных хозяйствах (22-25%) не компенсировался другими секторами товарного производства сельскохозяйственной продукции.

Например,фермерские хозяйства, имея в своем пользовании 550 тыс. га земли (8% от общего объема пашни), занимают в валовом производстве всего 5,5%. Медленно наращивает темпы мелкотоварный сектор.

Ослаблено руководство базовыми звеньями аграрной экономики края. В то же время в результате проведенных преобразований найдены реальные направления дальнейшего развития многоукладной экономики, форм хозяйствования и реформирования внутрихозяйственных отношений, которые позволят при их совершенствовании и в сочетании с созданием необходимых экономических условий функционирования добиться стабилизации в сельском хозяйстве.

Государственный сектор включает в себя сельскохозяйственные предприятия, функционирующие на базе федеральной и краевой собственности. Сфера их деятельности - производство продукции прежде всего для государственных нужд, проведение государственной политики в области семеноводства и племенного животноводства,внедрение передовых технологий, научные исследования и подготовка кадров, осуществление карантинноветеринарных и других мероприятий.

Кооперативный сектор - это предприятия, созданные путем добровольного объединения на основе членства сельскохозяйственных товаропроизводителей (граждан и юридических лиц независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования) и формирования общего имущества с целью обеспечения своих хозяйственных потребностей или совместного сельскохозяйственного производства.

Акционерный сектор представляют предприятия,созданные на основе объединениявкладов участников акционерного общества (акционеров) для осуществления производственной деятельности и извлечения прибыли.

Фермерский сектор организуется путем безвозмездной передачи крестьянам земли и имущества в собственность, а также в аренду. Государство создает для них соответствующие экономические, материальные и социальные условия жизнедеятельности.