ЗАКОН
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
О порядке обращения жителей Алтайского края в органы
государственной власти, органы местного самоуправления,
коммерческие, некоммерческие организации и к их
должностным лицам
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
Закона Алтайского края от 29 декабря 2006 года N 152-ЗС
____________________________________________________________________
Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы обращения жителей Алтайского края (далее - граждане) в органы государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, расположенные на территории Алтайского края, и к их должностным лицам.
Порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан, установленный уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым и иным законодательством Российской Федерации, не является предметом регулирования настоящего Закона.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
граждане - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Алтайского края;
обращения граждан - заявления, предложения и жалобы, с которыми граждане в устной (на личном приеме) или письменной форме обращаются в органы государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации всех организационно-правовых форм и к их должностным лицам за защитой своих прав и свобод, а также по иным интересующим их вопросам;
должностные лица - лица, постоянно или временно осуществляющие в органах государственной власти, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях функции, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных органах и организациях по специальному полномочию.
Статья 2. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является:
урегулирование правоотношений в области защиты права граждан обращаться в любые органы государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие, некоммерческие организации и к их должностным лицам, предусмотренного Конституцией Российской Федерации (далее - органы, организации, должностные лица).
Статья 3. Правовая основа обращения граждан в органы,
организации и к их должностным лицам
Правовую основу обращения граждан в органы, организации и к их должностным лицам составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Устав (Основной Закон) Алтайского края, настоящий Закон, а также иные законы Алтайского края (далее - край).
Если федеральным законом установлен иной порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан, чем предусмотрен настоящим Законом, то применяется федеральный закон.
Статья 4. Основные принципы рассмотрения и разрешения обращений граждан
Основными принципами рассмотрения и разрешения обращений граждан органами, организациями и их должностными лицами являются обязательность их рассмотрения, законность, демократизм, доступность, гласность, контроль за своевременностью и глубиной рассмотрения и разрешения обращений граждан, возможность обжалования соответствующих решений, действий (бездействия) органов, организаций и их должностных лиц.
Статья 5. Правовые акты органов и организаций
Органы и организации, расположенные на территории края, разрабатывают свои правовые акты о порядке рассмотрения и разрешения обращений граждан и ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) этих актов. Разработанные органами и организациями указанные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Алтайского края и настоящему Закону.
Глава 2.
Право граждан на обращение в органы, организации
и к их должностным лицам, а также на
информацию о результатах рассмотрения
и разрешения обращений
Статья 6. Право граждан на обращение в органы, организации
и к их должностным лицам
1. Граждане вправе лично, а равно через своих представителей, устно или письменно обращаться в любые органы и организации, расположенные на территории края, к любым должностным лицам за защитой своих прав и свобод, а также по иным интересующим их вопросам.
Граждане вправе также направлять в эти органы и организации, должностным лицам коллективные обращения. (Порядок направления гражданами коллективных обращений (петиций) в краевое Законодательное Собрание или администрацию края устанавливается законом края).
2. Граждане обращаются в те органы, организации и к тем их должностным лицам, в компетенцию которых входит рассмотрение и разрешение вопросов, поставленных в обращениях.
Статья 7. Право граждан на информацию о рассмотрении
и разрешении их обращений
Граждане, обратившиеся в органы и организации и к их должностным лицам, имеют право на ознакомление с материалами и результатами проверок, проведенных по вопросам, поставленным ими в обращениях, получать устные или письменные ответы об итогах рассмотрения и разрешения обращений.
Глава 3.
Порядок рассмотрения и разрешения
обращений граждан
Статья 8. Обязанности руководителей и иных должностных
лиц органов и организаций по рассмотрению и разрешению
обращений граждан
Руководители и иные должностные лица органов и организаций при рассмотрении и разрешении обращений граждан обязаны:
внимательно и глубоко разбираться в существе обращений, при необходимости направлять подчиненных работников на места для проверки и принимать другие меры для объективного разрешения поставленных в обращениях вопросов;
принимать обоснованные решения по обращениям, обеспечивать своевременное и правильное исполнение принятых решений;
в установленный срок сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по обращениям, в случаях их отклонения указывать мотивы, разъяснять порядок обжалования.
Статья 9. Личный прием граждан
1. Руководители и иные должностные лица органов и организаций ведут личный прием граждан в соответствии с установленным графиком в дни и часы, удобные для граждан, но не реже одного раза в месяц.
2. Руководители и иные должностные лица органов и организаций не вправе перепоручать подчиненным ведение вместо себя личного приема граждан.
Статья 10. Сроки рассмотрения обращений граждан
1. Срок рассмотрения обращений граждан не может превышать одного месяца.
При необходимости проведения дополнительной проверки, истребования дополнительных материалов, изучения вновь возникших обстоятельств руководители органов и организаций вправе продлить срок рассмотрения обращений граждан, но не более чем на один месяц с уведомлением об этом авторов обращений.
2. Обращения военнослужащих и членов их семей рассматриваются не позднее семи дней со дня поступления обращений.
Руководители органов и организаций могут продлить срок рассмотрения этих обращений, но не более чем на пятнадцать дней с уведомлением об этом авторов обращений.
3. Обращения граждан, поступившие из редакций средств массовой информации, рассматриваются и разрешаются в общем порядке.
4. Публикации в средствах массовой информации, связанные с обращениями граждан, не рассматриваются.
Статья 11. Подведомственность рассмотрения обращений граждан
1. Руководители и иные должностные лица органов и организаций рассматривают и разрешают обращения граждан в пределах своей компетенции.
Если разрешение поставленных в обращениях вопросов не входит в компетенцию руководителей и иных должностных лиц органов и организаций, то эти обращения направляются ими в пятидневный срок по принадлежности.
О направлении обращений на рассмотрение в иные органы и организации, их должностным лицам заинтересованные граждане уведомляются в пятидневный срок.
2. Запрещается направлять обращения граждан на разрешение органам и организациям, а также их должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются или оспариваются.
3. Обращения о совершенных или подготавливаемых преступлениях направляются для проверки в органы внутренних дел или другие правоохранительные органы.
Статья 12. Клеветнические обращения граждан
Обращения граждан в органы и организации, к их должностным лицам, преследующие клеветнические цели, влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уголовные дела по таким обращениям являются делами частного обвинения.
Статья 13. Анонимные обращения граждан
Письменные обращения граждан (индивидуальные и коллективные) должны быть ими подписаны с указанием фамилий, имен, отчеств и содержать помимо существа обращений также данные об адресе места жительства. Обращения, не содержащие этих сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат.
Статья 14. Решения по результатам рассмотрения обращений граждан
Руководители органов и организаций и иные должностные лица, признав изложенные в обращениях граждан факты обоснованными, обязаны принять меры к разрешению поставленных вопросов и устранению выявленных нарушений прав и свобод граждан.
Гражданам отказывается в удовлетворении их обращений, если изложенные в них факты не нашли подтверждения либо просьбы признаны необоснованными.
Если разрешение вопросов, поставленных в устных обращениях, не входят в компетенцию соответствующих органов, организаций и их должностных лиц, то руководители этих органов и организаций, а также иные должностные лица вправе предложить гражданам разрешить эти вопросы в судебном либо ином установленном законом порядке.
2. Граждане, не согласные с принятыми решениями по их обращениям, могут обжаловать их в вышестоящие органы, организации или вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам или непосредственно в суд.
Статья 15. Расходы, связанные с рассмотрением и
разрешением обращений граждан
Расходы органов и организаций, связанные с рассмотрением и разрешением обращений граждан, включая производство в необходимых случаях экспертиз и привлечение специалистов, производится соответственно за счет бюджетов (краевого, бюджетов муниципальных образований) или за счет средств коммерческих и некоммерческих организаций.
Взимание платы с граждан в целях компенсации расходов, указанных в части первой настоящей статьи, не допускается.
Статья 16. Делопроизводство по обращениям граждан
Делопроизводство по обращениям граждан в органах и организациях ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в соответствии с инструкцией по делопроизводству, разработанной в органе и организации.
Глава 4.
Контроль и надзор за рассмотрением и
разрешением обращений граждан.
Ответственность за нарушения настоящего Закона
Статья 17. Контроль за рассмотрением и разрешением обращений граждан
Вышестоящие руководители и иные должностные лица органов и организаций обязаны регулярно проверять состояние работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан в подчиненных (подконтрольных) органах и организациях.
Статья 18. Прокурорский надзор за исполнением настоящего Закона
Надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют прокурор края, а также прокуроры городов и районов края в соответствии с федеральным законом.
Статья 19. Обжалование в суд решений и действий (бездействия)
органов, организаций и их должностных лиц
Коллегиальные или единоличные решения, действия (бездействие) органов, организаций и их должностных лиц, в результате которых были нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия осуществлению ими этих прав и свобод, могут быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке обжалованы в суд.
Статья 20. Ответственность за нарушения настоящего Закона
Нарушения установленного настоящим Законом порядка рассмотрения и разрешения обращений граждан руководителями и иными должностными лицами органов и организаций, а также другие нарушения настоящего Закона влекут дисциплинарную либо административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Алтайская правда".
Председатель Алтайского
краевого Законодательного Собрания А.А.Суриков
г. Барнаул,
16 января 1996 года
N 9-ЗС
от 16.01.96 г. N 25
г.Барнаул
О Законе Алтайского края "О порядке обращения жителей
Алтайского края в органы государственной власти, органы
местного самоуправления, коммерческие, некоммерческие
организации и к их должностным лицам"
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации и статьей 15 Устава (Основного Закона) Алтайского края краевое Законодательное Собрание постановляет:
Принять закон Алтайского края "О порядке обращения жителей Алтайского края в органы государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие, некоммерческие организации и к их должностным лицам".
Председатель Алтайского
краевого Законодательного Собрания А.А.Суриков
Текст документа сверен по:
Сборник законодательства
Алтайского края N 18, стр.74-82