___________________________
Утратил силу на основании
Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 54-ЗС
___________________________
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Текст документа с изменениями и дополнениями, внесенными:
законом Алтайского края от 5 февраля 2001 года № 6-ЗС
законом Алтайского края от 8 октября 2001 года № 70-ЗС
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Краевое Законодательное Собрание, основываясь на представленных ему Конституцией Российской Федерации (ст. 72, ч. 1, п. "Е") и Уставом (Основным Законом) Алтайского края (ст. 62, ч. 1) полномочиях, сознавая ответственность за поддержку и развитие сферы народного образования в крае, имея целью создание оптимальных условий реализации Закона Российской Федерации "Об образовании" с учетом особенностей культурного, национального, социально-экономического и экологического развития края, принимает настоящий Закон.
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Понятие и принципы организации народного образования в крае
1. Народное образование - есть целенаправленный процесс и результат обучения и воспитания граждан, осуществляемый государственными, муниципальными, частными учреждениями и физическими лицами в целях достижения обучаемыми установленных государством образовательных уровней на основе действующих государственных стандартов.
2. Организация народного образования в крае основывается на принципах:
1) гуманизма и уважения к общечеловеческим ценностям - жизни, здоровья, достоинству и свободному развитию личности;
2) единства системы образования в Российской Федерации и учета особенностей культурного, национального и социально-экономического развития края;
3) общедоступности, бесплатности, свободы и многообразия форм и содержания образования;
4) всеобщности и обязательности обучения детей и подростков;
5) светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
6) соблюдения краевыми органами государственной власти приоритета сферы образования в вопросах финансово-материального обеспечения образовательных учреждений, социальной защиты и медицинского обслуживания специалистов образовательных учреждений и обучающихся.
Статья 2. Основы государственной политики в сфере образования на территории края
1. Образование в Алтайском крае осуществляется в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", другими федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, другими законами и иными нормативными правовыми актами края. Настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты края, регулирующие общественные отношения в сфере образования на его территории, не могут устанавливать дополнительные ограничения прав физических и юридических лиц как участников образовательного процесса в сравнении с ограничениями, предусмотренными федеральным законодательством.
2. Каждый житель края имеет право на получение образования и удостоверение его образовательного уровня официальным документом установленного образца. Жителям края, гражданам Российской Федерации гарантируется бесплатное общее образование всех уровней (начального, основного и среднего (полного) общего образования); начальное профессиональное образование; среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование на конкурсной основе, если образование данного уровня лицо получает впервые.
3. Второе профессиональное образование одного и того же уровня обеспечивается образовательными учреждениями края на возмездной (частично или полностью) основе.
4. Повышение квалификации кадров и профессиональная переподготовка работников предприятий и организаций края, а также дополнительные услуги по коррекции, повышению и расширению образовательного уровня осуществляются образовательными учреждениями за полную плату на основе соответствующих договоров.
5. В крае пользуются специальной поддержкой образовательные учреждения и образовательные программы для одаренных детей, детей с задержками психического и физического развития, а также инновационные формы развития образования, в т. ч. действующие в высшей школе.
6. Уровни образования, квалификация специалистов образовательных учреждений и обучающихся определяются в соответствии с образовательными стандартами Российской Федерации.
7. Аттестация учащихся, получивших семейное образование, осуществляется в учреждениях образования в форме экзаменационных испытаний.
8. Образование в крае ведется на русском языке, за исключением случаев, специально оговоренных учредителем или уставом образовательного учреждения.
Статья 3. Региональная система образования в Алтайском крае
1. В региональную систему образования в Алтайском крае входят:
- образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, осуществляющие на законной основе: а) дошкольное, б) общее (начальное, основное и полное среднее), в) профессиональное (начальное, среднее, высшее и послевузовское), г) дополнительное образование, д) коррекционное обучение и воспитание детей и подростков с отклонениями в физическом и умственном развитии, е) воспитание детей - сирот и оставшихся без попечения родителей, ж) переподготовку и повышение квалификации взрослых жителей края;
1) семейное (домашнее) образование;
2) самообразование и экстернат;
3) частная образовательная практика, включая репетиторство;
4) деятельность научно-исследовательских и учебно-методических учреждений, занимающихся изучением и совершенствованием образования;
5) информационно-образовательная деятельность учреждений культуры и средств массовой информации;
6) организационно-управленческая деятельность государственного органа управления образованием и муниципальных органов управления образованием, а также подведомственных им предприятий.
2. Образовательной деятельностью в крае могут заниматься учреждения, получившие соответствующую лицензию в порядке, предусмотренном федеральными органами управления образованием, и физические лица.
3. Частная образовательная практика регистрируется как индивидуальное предпринимательство.
4. Образование детей и подростков с девиантным поведением в специальных учреждениях, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляется созданными в них школами или учебными группами либо в муниципальных образовательных учреждениях по согласованному решению администрации спецучреждения и муниципального органа управления образованием, предполагающему финансовые затраты обеих сторон.
Статья 4. Задачи закона "О народном образовании в Алтайском крае"
Настоящий Закон призван:
1) обеспечить гарантии прав жителей края на образование;
2) определить основное содержание региональных (краевых) составляющих государственных образовательных стандартов;
3) установить особенности механизма финансирования и материально-технического обеспечения образовательных учреждений края;
4) закрепить установленные федеральным законодательством нормы материального обеспечения специалистов образовательных учреждений и обучающихся;
5) ввести дополнительные льготы образовательным учреждениям;
6) повысить степень социальной защищенности педагогов и учащихся;
7) определить принципы деятельности органов управления образованием в крае, их полномочия и основные функции;
8) разграничить компетенцию в сфере образования законодательного и исполнительного органов государственной власти в крае;
9) установить административную ответственность за нарушение норм настоящего Закона.
Статья 5. Механизм реализации Закона "О народном образовании в Алтайском крае"
1. Настоящий Закон конкретизируется в необходимых случаях принятием серий подзаконных актов, положений, инструкций и программ развития, детализирующих его нормы.
2. Механизм реализации настоящего Закона выражается в претворении региональной программы развития образования в Алтайском крае, разработанной на основе принципов и положений федеральной программы развития образования с учетом особенностей региона и необходимости выделения в ней специальных подпрограмм, ориентированных на решение наиболее актуальных проблем и перспектив модернизации сферы образования края.
3. Региональная программа развития образования в крае разрабатывается на конкурсной основе творческими коллективами края под руководством государственного органа управления образованием и утверждается краевым Законодательным Собранием.
Раздел 2. Управление и разграничение компетенции
органов государственной власти Алтайского края
и местного самоуправления в области
народного образования
Статья 6. Основной принцип управления народным образованием в Алтайском крае
Управление образованием в Алтайском крае строится на основе сочетания государственных (федеральных и регионально-краевых), муниципальных и общественных начал при развитии самоуправления и академической автономии образовательных учреждений и индивидуальных предпринимателей, занимающихся образовательной практикой.
Статья 7. Государственное управление народным образованием в крае
1. Государственное управление региональной системой народного образования осуществляет краевое Законодательное Собрание, администрация Алтайского края и соответствующие органы управления образованием.
2. Государственные органы управления образованием и их подразделения действуют на основе Положения, утвержденного администрацией края.
3. Государственные органы управления образованием вправе инспектировать образовательные учреждения и органы управления образованием на территории Алтайского края по вопросам своей компетенции в порядке надзора. Законом края может быть предусмотрено делегирование данного права органам местного самоуправления.
Статья 8. Компетенция краевого Законодательного Собрания в сфере народного образования
Краевое Законодательное Собрание:
1. Ежегодно заслушивает информацию администрации края о ходе реализации и перспективах осуществления Региональной программы развития народного образования в крае, утверждает конкретные меры и бюджетное финансирование по их реализации;
2. Посредством принятия законов и иных правовых актов края нормативного характера:
1) устанавливает механизм и конкретные меры по осуществлению федеральной политики в области народного образования, не противоречащие федеральному законодательству в сфере образования;
2) определяет политику Алтайского края в области народного образования, не противоречащую образовательной политике Российской Федерации, в том числе утверждает краевые образовательные программы развития образования с учетом национальных, экономических, экологических, культурных, демографических и других региональных особенностей Алтайского края;
3) разграничивает компетенцию в области народного образования между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти Алтайского края;
4) устанавливает основное содержание регионального компонента государственных образовательных стандартов;
5) определяет с учетом ст. 52 (п. 2) части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 "в" ст. 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" особенности порядка создания, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
6) устанавливает налоги и сборы на цели народного образования в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", краевые нормативы финансирования образования, порядок формирования и расходования внебюджетного фонда развития образования;
7) определяет дополнительные к федеральным требования по охране здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса;
8) формирует краевой бюджет в части расходов на народное образование;
9) реализует иные полномочия, которыми оно наделяется федеральными законами и законами края в сфере образования, либо которые оно приобретает в результате заключения договора с Российской Федерацией о разграничении полномочий в сфере образования.
Статья 9. Компетенция администрации Алтайского края в сфере народного образования
1. Администрация края:
1) осуществляет конкретные меры по реализации федеральной и краевой политики в области народного образования, разрабатывает механизм реализации образовательных программ, не противоречащих федеральным законам и настоящему Закону;
2) определяет меры по организации финансирования образовательных учреждений в части их материально-технического снабжения и обеспечивает их реализацию;
3) формирует государственные органы управления образованием края, наделяет их специальной компетенцией, руководит ими, назначает руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);
4) принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений краевого подчинения в порядке и на условиях, установленных Законом края "О порядке управления объектами права собственности Алтайского края" и настоящим Законом;
5) подготавливает проект краевого бюджета в части расходов на образование, исполняет краевой бюджет в части указанных расходов, выступает с инициативой по введению на территории края налогов и сборов на нужды образовательных учреждений в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами по вопросам налогообложения;