Действующий

Об итогах публичных слушаний "Борьба с преступностью и укрепление правопорядка в Алтайском крае"

по итогам публичных слушаний в краевом
Законодательном Собрании "Борьба с
преступностью и укрепление правопорядка
в Алтайском крае"

Проблема преступности в Алтайском крае, как и в целом по Российской Федерации, резко обострилась в последние годы. Масштабы преступности дестабилизируют общественно-политическую ситуацию, вызывают справедливые возмущения широких слоев населения края.

За пять лет уровень преступности возрос более чем в два раза. В 1993 году в крае зарегистрировано 49 тысяч преступлений, в том числе почти 9 тысяч тяжких. Среди них 546 умышленных убийств, 1324 тяжких телесных повреждений, 3776 грабежей и разбоев. В преступную деятельность активно вовлекается молодежь. В 1993 году несовершеннолетними совершено 4584 преступления. По итогам прошлого года Алтайский край входит в число регионов России с наибольшими темпами прироста преступлений несовершеннолетних. Особую тревогу вызывает рост организованной преступности, которая использует такие методы уголовного террора, как захват заложников, шантаж и другие.

Преступные формирования в широких масштабах занимаются рэкетом, стремятся установить контроль над банками, сферами предпринимательства, распределения материальных ресурсов.

Почти наполовину больше совершено преступлений с применением огнестрельного оружия.

Все чаще применяются насилие и угрозы в отношении сотрудников милиции, следователей, прокуроров, судей, работников финансовых, налоговых и таможенных служб, потерпевших, свидетелей и граждан, оказывающих помощь правоохранительным органам. За прошлый и текущий годы при исполнении служебных обязанностей погибло 9 сотрудников милиции.

Основные причины разгула преступности кроются в кризисном состоянии и нестабильности общества, в правовом нигилизме, охватившим властные структуры на всех уровнях, несовершенстве правовой базы, серьезных просчетах в правоприменительной практике, низкой раскрываемости преступлений.

В значительной мере утрачен контроль за криминогенной ситуацией. Структуры власти и управления всех уровней участвуют в организации борьбы с преступностью, ее предупреждении от случая к случаю, не контролируют принимаемых решений.

Органы внутренних дел, прокуратуры, налоговая полиция, таможенные службы не в полной мере обеспечивают пресечение преступных деяний и неотвратимость наказания. Уровень раскрываемости преступлений в крае ниже, чем в России. Подрывается вера граждан в способность власти защитить их.

Положение с преступностью, ее разлагающее влияние на все сферы общественной жизни требуют принятия действенных мер по применению сложившейся ситуации, постоянного и неослабного внимания к проблеме преступности со стороны всех органов власти и управления, общественности, средств массовой информации.

Стабилизация в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества - непременное условие достижения реальных результатов.

Несовершенство действующего законодательства, а порой просто отсутствие необходимых законов существенного снижают эффективность работы правоохранительных органов и судов. Нынешний Уголовный кодекс не предусматривают мер уголовно-правового воздействия за целый ряд опасных деяний, получивших широкое распространение. Законодательно не закреплена ответственность за различные виды организованной преступности, лжепредпринимательство, лжебанкротство, "отмывание" преступных доходов, за преступления, совершаемые государственными служащими.

Не обеспечивается надежная правовая защита потерпевших, свидетелей, граждан, помогающих следствию и суду, а также работников правоохранительных органов от насилия и угроз со стороны преступников.

Сегодня необходима активная и эффективная работа краевого Законодательного Собрания по реализации своего права законодательной инициативы перед Федеральным Собранием Российской Федерации по совершенствованию действующего законодательства. При этом необычайно важно использовать опыт работы и предложения правоохранительных органов края.

Отсутствие в органах власти централизованной системы сбора и анализа информации о положении дел с преступностью и соблюдением законности не позволяет правильно оценивать обстановку и своевременно принимать необходимые меры. Явно недостаточной является помощь органам местного самоуправления.

Финансовое и материально-техническое обеспечение правоохранительных органов существенного отстало от потребностей практики.

За 4 месяца текущего года подразделения УВД края профинансированы по федеральным источникам только на 20,4%, по краевым - на 36%. Крайне тяжелое положение сложилось с финансированием и других правоохранительных органов. Однако администрация края, ссылаясь на отсутствие необходимых финансовых средств, исключила из краевой программы борьбы с преступностью раздел, связанный с финансовым и материально-техническим обеспечением ее выполнения.

Недостаточны социальные гарантии работникам, непосредственно ведущим борьбу с преступностью. Многие из них по несколько месяцев не получают заработную плату, не имеют необходимых жилищно-бытовых условий. За последние годы уволилась значительная часть квалифицированных сотрудников оперативно-розыскного и следственного аппаратов.

Взрывоопасное положение складывается в исправительных учреждениях. Расходы на их содержание профинансированы только наполовину. В учреждениях отсутствует нормативный запас продовольствия, колонии и следственные изоляторы переполнены.

Юридические учебные заведения края не обеспечивают подготовки достаточного количества специалистов для правоохранительных органов. Нет должного сотрудничества руководителей правоохранительных органов с педагогическими коллективами юридических учебных заведений, направленного на улучшение качества подготовки будущих специалистов.

В крае нет органа, способного объединить усилия различных ведомств в борьбе с преступностью. Следует согласиться с предложением начальника УВД края о возложении обязанностей по координации деятельности правоохранительных органов на прокуратуру края, которая имеет необходимый опыт сотрудничества и взаимодействия со всеми ветвями власти и другими правоохранительными органами.

На борьбе с преступностью сказываются просчеты в работе судов. Волокита, не единичные факты освобождения из-под стражи опасных преступников (за прошлый год отмечено 270 подобных фактов) и другие серьезные ошибки в судебной деятельности отрицательно влияют на эффективность борьбы с преступностью. Лишь 26% лиц, совершивших квалифицированные кражи, приговаривают к лишению свободы. Не обеспечена должная судебная защита работников правоохранительных органов.

На основании анализа выступлений и поданных в ходе слушаний предложений комитет краевого Законодательного Собрания по законодательству, вопросам законности, правопорядка и местного самоуправления считает необходимым:

признать положение с преступностью в Алтайском крае чрезвычайно обостренным, серьезно угрожающим безопасности граждан;

войти с законодательной инициативой в Федеральное Собрание Российской Федерации о первоочередном принятии законов, направленных на защиту конституционных прав граждан от преступных посягательств, на противодействие организованной и насильственной преступности;

поддержать предложения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о приоритетности законопроектов: о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях; о борьбе с организованной преступностью, о борьбе с коррупцией; о защите свидетелей, потерпевших и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству; о государственной защите судей, работников правоохранительных и контрольных органов; о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

осуществить меры по усилению роли органов государственной власти края, органов местного самоуправления, должностных лиц в предупреждении преступлений, укреплению кадров правоохранительных органов, юридических служб, экспертных учреждений, сформировать в крае систему координации борьбы с преступностью;

при формировании и утверждении краевого бюджета и местных бюджетов рассматривать в качестве первоочередных вопросы финансирования программ борьбы с преступностью;

обратить внимание руководителей правоохранительных органов края на имеющиеся серьезные недостатки в борьбе с преступностью, особенно в пресечении организованной, вооруженной преступности и коррупции, состоянии экономической безопасности и защиты потребительского рынка, деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы;

рекомендовать администрации края пересмотреть и внести соответствующие изменения в программу борьбы с преступностью в Алтайском крае на 1994-1995 годы в связи с утверждением Указом Президента Российской Федерации N 1016 от 24 мая 1994 года Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы;