Комплексный план
мероприятий по обеспечению прав граждан, проживающих в Алтайском крае, на получение основного общего образования на период до 2007 года
Паспорт
комплексного плана мероприятий по обеспечению права граждан, проживающих в Алтайском крае, на получение основного общего образования на период до 2007 года
Наименование | - комплексный план мероприятий по обеспечению права граждан, проживающих в Алтайском крае, на получение основного общего образования на период до 2007 года |
Основные разработчики плана | - комитет администрации Алтайского края по образованию; - Главное управление внутренних дел Алтайского края; - краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; - комитет администрации Алтайского края по социальной защите населения |
Цели и задачи плана | - создание условий для выполнения Закона РФ «Об образовании» в части реализации права граждан на получение основного общего образования в системе общего образования края; - социально-педагогическая защита детей и подростков; - создание механизма своевременною выявления н учета движения детей и подростков школьного возраста; - адаптированно системы общего образования к уровням и особенностям развития учащихся; - создание механизма межведомственного взаимодействия в решении проблем «всеобуча» |
Сроки реализации | -2003-2007 гг. |
Исполнители комплексного плана мероприятий | - Главное управление внутренних дел Алтайского края; - краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; - комитет администрации Алтайского края по социальной защите населения; - комитет администрации Алтайского края по образованию, - комитет администрации Алтайского края по здравоохранению; - органы местного самоуправления городок, районов края; - субъекты сферы общего образования |
Ожидаемые результаты реализации плана | - сокращение количества детей и подростков "вне образования"; - создание механизма своевременного выявления и упорядочение учета движения всех детей и подростков школьного возраста; - оказание своевременной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации; - адаптирование системы общего образования к уровням и особенностям развития учащихся; - улучшение ресурсного обеспечения образовательного процесса в школе |
Контроль за исполнением | - Главное управление внутренних дел Алтайского края; - краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; - комитет администрации края по социальной защите населения; - комитет администрации края по образованию; - исполнительные органы муниципальных образований. |
1.Введение
В соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации, пункт 3 ст. 19 Закона Российской Федерации «Об образовании») основное общее образование является обязательным.
Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся, сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет. При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде прием на работу лиц моложе 15 лет не допускается, следовательно, несовершеннолетние, не достигшие возраста 15 лет, не могут быть трудоустроены,
Таким образом, до достижения возраста 15 лет все несовершеннолетние, подлежащие обучению, должны обучаться в образовательных учреждениях, вследствие чего обеспечение гарантий получения несовершеннолетними в возрасте 15 лет основного общего образования имеет важное значение не только в свете реализации права детей на образование, но и в свете профилактики их безнадзорности и правонарушении.
В связи с этим в качестве верхней возрастной границы при проведении единовременного учета был выбран возраст 15 лет, до достижения которого сохраняется требование обязательности получения основного общего образования и, по сути, обязательности пребывания детей и подростков в системе образования.
В Алтайском крае существуют определенные проблемы в области обеспечения конституционного права детей на образование. Основную роль в реализации права детей на образование играет социально-экономический фактор. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению, учету, последующему устройству беспризорных детей и детей школьного возраста, не обучающихся в образовательных учреждениях, организована недостаточно результативно.
Не ставя под сомнение необходимость координации этой работы со стороны администрации Алтайского края, в то же время следует подчеркнуть, что основные функции по выявлению не обучающихся и безнадзорных детей должны взять на себя органы местного самоуправления. Также очевидно, что данная деятельность не может осуществляться силами какого-то одного ведомства (образования, социальной защиты населения и т.д.), она требует объединения усилий всех ведомств, являющихся субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
II. Содержание проблемы «всеобуча» и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В современных условиях проблема «всеобуча» не только не теряет своей актуальности, но и приобретает особую значимость. За последние годы в крае созданы условия, обеспечивающие гарантии права граждан на получение обязательного основного общего образования. Расширился спектр образовательных услуг, складывается система выявления и учета всех детей и подростков школьного возраста, совершенствуется психолого-педагогическая поддержка учащихся, организованы питание, обеспечение учебниками, подвоз учащихся сельской местности в школу и обратно, система общего образования края постепенно адаптируется к уровням и особенностям развития, подготовки обучающихся, воспитанников. Предупреждению «отсева» способствуют сокращение количества школьников, оставленных на повторный курс обучения, проведение акций «Помоги школе», «Со берем детей в школу», совершенствование форм, методов работы с семьей, учащимися «группы риска». Наблюдается тенденция сокращения количества учащихся, выбывших из общеобразовательных учреждений до получения основного общего образования (1998/1999 учебный год - 1,24%, 1999/2000 учебный год - 0,54%, 2000/2001 учебный год - 0,13%, 2001/2002 учебный год - 0,08%).
Вместе с тем проблема детей «вне школы» остается и приобретает вес большую остроту. Миграция неблагополучных семей, проживание без прописки, низкий уровень ответственности родителей за воспитание приводят к тому, что дети порой не приступают своевременно к обучению в школе
Не останавливается процесс социальной дезадаптации подростков, который характеризуется разрывом их связей с родителями, учителями, сверстниками, деформированием ценностных ориентации учащихся, изменением важнейших видов деятельности ребенка (игра, познание, труд), необходимых для полноценного психологического развития и социализации. Специальная дезадаптация проявляется в широком спектре отклонений в поведении и отчуждении детей от школы: бродяжничестве, ранней алкоголизации и наркомании, нарушении норм морали, противоправных действиях.
Сохраняет актуальность проблема не только явного, но и скрытого «социального сиротства», падения нравственных устоев семьи, требует совершенствования работа по повышению ответственности родителей за воспитание детей.
Педагогический процесс во многих образовательных учреждениях осуществляется без должного психолого-педагогического сопровождения детей с учетом состояния их здоровья, уровня и особенностей подготовки, развития. Наблюдается ранняя потеря у учащихся интереса к учению, сокращение количества классов для детей с задержкой психического развития, компенсирующего обучения, групп продленного дня, ослабление воспитательной работы школы, особенно с подростками «группы риска». Значительная часть образовательных учреждений не имеет социальных педагогов, психологов, дефектологов, логопедов.
Остаются проблемами организация полноценного питания, проведение профилактических, углубленных медицинских осмотров учащихся. Существенно влияет на состояние здоровья учащихся, воспитанников нарушение гигиенических требований к режиму учебно-воспитательного процесса, санитарных правил, слаба» материально-техническая база образовательных учреждений. В последние годы не выделяются финансовые средства на фонд «всеобуча», что затрудняет оказание своевременной помощи нуждающимся детям в приобретении одежды, обуви, школьных принадлежностей
Решение проблемы «всеобуча», т.е. охвата обязательным основным общим образованием, затрудняет отсутствие должною взаимодействия, объединения усилии служб, ведомств, организаций, занимающихся вопросами воспитания, обучения, охраны здоровья, социальной защиты, занятости детей и подростков.
Комплексный план мероприятий предусматривает решение обозначенных проблем через адаптирование системы общего образования к уровням и особенностям развития обучающихся, совершенствование работы но охране здоровья, социально-педагогической защите детей в рамках образовательного учреждения, создание механизма межведомственного взаимодействия.
III. Основные направления комплексного плана
Выявление и учет движения детей и подростков школьного возраста. Адаптирование системы общего образования к уровню и особенностям развития учащихся.
Охрана жизни и здоровья детей в образовательном процессе. Сохранение контингента обучающихся, своевременное завершение школьниками основного общего образования.
IY. Контроль за ходом реализации комплексного плана