Недействующий

Об утверждении краевой целевой комплексной программы "Социальная защита инвалидов Алтайского края на 2002 - 2004 годы"

Приложение
к закону Алтайского края "Об утверждении краевой целевой комплексной
программы "Социальная защита инвалидов Алтайского края на 2002-2004
года".


КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2002 - 2004 ГОДЫ"

Паспорт программы

Наименование
 Программы

краевая целевая комплексная программа "Социальная защита инвалидов Алтайского края на 2002 - 2004 годы" (далее - Программа);

Основание
 для разработки

c:\content\ngr\RU0000R199504763.doc "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

 c:\content\ngr\RU0000R199904799.doc "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

 c:\content\ngr\RU0000R200000197.doc "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы";

 распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 года N 210-р;

 решение комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по социальной политике от 26 декабря 2000 года N 10/2 "О выполнении краевой комплексной целевой программы "Социальная защита инвалидов в Алтайском крае на 1999 - 2000 годы";

 распоряжение администрации Алтайского края от 17 июля 2001 года N 749-р;

Заказчик
 Программы

администрация Алтайского края

Основные
 разработчики
 Программы

Главное управление администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

 комитет администрации Алтайского края по здравоохранению;

 департамент федеральной государственной службы занятости населения по Алтайскому краю *;

 Алтайский краевой Союз общественных организаций инвалидов *;

 Алтайская краевая общественная организация Всероссийского общества инвалидов *;

 Алтайская краевая общественная организация Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых *;

 Алтайская краевая общественная организация Всероссийского общества глухих *;

Цели
 Программы

снижение уровня инвалидности;

 максимально возможная интеграция инвалидов в общество путем совершенствования системы организации реабилитации инвалидов, создания инвалидам равных со здоровыми членами общества возможностей и условий, позволяющих вести полноценный образ жизни;

Задачи
 Программы

создание и развитие Государственной службы реабилитации инвалидов Алтайского края;

 формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;

 усиление государственной поддержки инвалидов и их общественных объединений;

 методическое, кадровое и информационное обеспечение решения проблем инвалидов и инвалидности;

Сроки реализации Программы

2002 - 2004 годы;

Основные
 исполнители Программы

Главное управление администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

 комитет администрации Алтайского края по здравоохранению;

 государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации *;

 департамент федеральной государственной службы занятости населения по Алтайскому краю *;

 администрации муниципальных образований *;

 Алтайский краевой Союз общественных организаций инвалидов *;

 Алтайская краевая общественная организация Всероссийского общества инвалидов *;

 Алтайская краевая общественная организация Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых *;

 Алтайская краевая общественная организация Всероссийского общества глухих *;

Источники
 и объемы финансирования Программы
 { в редакции закона Алтайского края от 11 июля 2003 года N 36-ЗС (вступил в силу 24 июля 2003 года) }

финансирование Программы осуществляется за счет средств:
 федерального бюджета * - 277498,0 тыс. рублей, в том числе в 2002 году - 85002,0 тыс. рублей, в 2003 году - 91697,0 тыс. рублей, в 2003 году - 100799,0 тыс. рублей;

 бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации * - 130252,0 тыс. рублей, в том числе в 2002 году - 39352,0 тыс. рублей, в 2003 году - 43286,0 тыс. рублей, в 2004 году - 47614,0 тыс. рублей;

 краевого бюджета - 248603,0 тыс. рублей, в том числе в 2002 году - 82461,0 тыс. рублей, в 2003 году - 82871,0 тыс. рублей, в 2004 году - 83271,0 тыс. рублей;

 бюджетов муниципальных образований Алтайского края * - 51158,0 тыс. рублей, в том числе в 2002 году - 6283,0 тыс. рублей, в 2003 году - 2086,0 тыс. рублей, в 2004 году - 42789,0 тыс. рублей;

 бюджета Алтайского Фонда поддержки малого предпринимательства * - 5000,0 тыс. рублей, в том числе в 2004 году - 5000,0 тыс. рублей;

 внебюджетных источников * - 230,0 тыс. рублей, в том числе в 2004 году - 230,0 тыс. рублей;

 объем средств краевого бюджета подлежит ежегодному уточнению при его составлении и утверждении, исходя из возможности доходной части;

 затраты на реализацию Программы составят 712741,0 тыс. рублей, в том числе в 2002 году - 231098,0 тыс. рублей, в 2003 году - 219940,0 тыс. рублей, в 2004 году - 279703,0 тыс. рублей

Ожидаемые
 конечные
 результаты
 реализации
 Программы

снижение роста инвалидности;

 повышение уровня и качества жизни инвалидов, наиболее полная интеграция их в общество;

 создание и развитие Государственной службы реабилитации инвалидов Алтайского края, укомплектование службы кадрами для решения стоящих перед нею задач;

 обеспечение инвалидо в техническими средствами реабилитации, протезированием и связанными с этим услугами;
повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальную защиту инвалидов;

Оценка эффективности реализации Программы

оценка эффективности реализации Программы производится по показателям, характеризующим состояние и динамику инвалидности, качество жизни инвалидов, их социальную интеграцию в общество;

Система
 организации
 контроля
 за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляет Главное управление администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

 комитеты и другие структурные подразделения администрации Алтайского края, организации и ведомства, органы местного самоуправления муниципальных образований представляют информацию о ходе работы по реализации мероприятий Программы Главному управлению администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне к 5 января и 5 июля ежегодно;

 Главное управление администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне обобщает указанную информацию и представляет ее администрации Алтайского края и Алтайскому краевому Совету народных депутатов к 20 января и 20 июля ежегодно;

 информация о ходе и результатах выполнения мероприятий Программы не реже одного раза в год рассматривается на заседании совета администрации Алтайского края
 и на сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов.

* - по согласованию

Настоящая Программа представляет собой конкретный план неотложных мероприятий по решению проблем инвалидов в Алтайском крае.

Принятый в 1995 году Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определил государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранение или более полная компенсация ограничений в их жизнедеятельности, создание оптимальных условий, позволяющих вести полноценный образ жизни и способствующих их социальной адаптации.

Проведённые социологические исследования показали, что уровень жизни инвалидов значительно ниже среднего, а многочисленные проблемы решаются недостаточно эффективно. Средний размер пенсии по инвалидности в Алтайском крае составляет 1088 рублей, в то время как средний прожиточный минимум - 1450 рублей.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. В Российской Федерации на протяжении многих лет уровень инвалидности, как один из показателей здоровья населения, остаётся наиболее неблагополучным, и в последние годы отмечается стойкая ежегодная отрицательная его тенденция.

Алтайский край относится к территориям с высоким уровнем инвалидности. По состоянию на 1 сентября 2002 года в Алтайском крае проживает около 195 тысяч инвалидов. Отмечается ежегодное увеличение численности детей-инвалидов. Так, если в Алтайском крае по состоянию на 1 января 2002 года число детей-инвалидов составляло 13747 человек, то по состоянию на 1 сентября 2002 года их количество выросло до 17376 человек. Инвалиды составляют 7,4 процента населения Алтайского края. Ежегодно учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы впервые признается инвалидами более 20 тысяч человек (в 2000 году - 22253 человек, в 2001 году - 21092 человек, в первом полугодии 2002 года - 12081 человек). Интенсивный показатель первичного выхода на инвалидность среди населения Алтайского края составляет 94,0 на 10 тысяч человек, а по Российской Федерации - 88, 9. Примерно половину граждан, впервые признанных инвалидами, составляют лица трудоспособного возраста (в 2000 году - 10067 человек, в 2001 году - 9273 человек, в первом полугодии 2002 года - 4857 человек).

Основными заболеваниями, приводящими к инвалидности, являются болезни сердечно-сосудистой системы, злокачественные новообразования, травмы, психические расстройства, болезни органов дыхания и другие.

По прогнозным оценкам Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (г. Москва) в связи с сохраняющимися неблагоприятными тенденциями в ближайшие годы численность инвалидов в стране увеличится в 2 и более раза. Инвалиды будут составлять от 10 до 14 процентов населения.

Органами государственной власти Алтайского края совместно с подведомственными комитетами и учреждениями проводится работа, направленная на сохранение здоровья населения, профилактику инвалидности и восстановление трудоспособности граждан.

На реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2001 году в Алтайский край поступило из федерального бюджета около 129 млн. рублей, а в 2002 году объём финансирования этого федерального закона составит более 215 млн. рублей. Столь значительное поступление средств позволило успешно решать вопросы по предоставлению льгот инвалидам. Так, за 2001 год прошли курс санаторно-курортного лечения 1923 инвалида, а за 9 месяцев 2002 года было выделено 2819 путёвок. Снята с повестки дня проблема обеспечения инвалидов креслами-колясками. Только в текущем году Главным управлением администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне было выдано 1233 инвалидных коляски. Найдено решение многолетней проблемы обеспечения автомобилями инвалидов от общего заболевания - им продано 86 автомобилей с зачётом стоимости мотоколяски. Более 2,5 тысяч инвалидов в период 2001 - 2002 годов получили материальную помощь из средств краевого бюджета на общую сумму более 1,5 млн. рублей.

Вместе с тем, в этой работе сохраняется ряд проблем, требующих системного подхода и комплексного решения.

Показатель реабилитации (численность лиц, не признанных инвалидами при очередном переосвидетельствовании) в Алтайском крае в 2001 году - 3,7 процента, что значительно ниже среднего показателя по Российской Федерации - 5,7 процента.

В значительной мере это связано с тем, что в Алтайском крае не создана единая Государственная служба реабилитации инвалидов, создание которой предусмотрено Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Отсутствие названной службы затрудняет координацию деятельности различных структур и ведомств по решению проблем инвалидов и инвалидности. Создание службы, введение в штат комитетов по социальной защите населения специалистов по реабилитации - это меры, намеченные Программой к реализации.

В конкретных пунктах раздела медицинской реабилитации Программы нашли свое выражение вопросы совершенствования медицинского обслуживания инвалидов, наиболее полное обеспечение их лекарствами и протезно-ортопедическими изделиями.

Серьёзной проблемой для Алтайского края остаётся трудоустройство инвалидов, их профессиональная реабилитация. Первое полугодие 2002 года характеризуется значительным ростом обращений инвалидов в органы службы занятости за помощью в трудоустройстве - 1602 человек (за аналогичный период 2001 года - 895 человек), из них 41 процент - сельские жители. Из числа обратившихся каждый третий имеет длительный перерыв в работе.

Низкая конкурентоспособность на рынке труда, несбалансированность спроса и предложения рабочей силы (образовательный и профессиональный уровень подготовки инвалидов не отвечают требованиям работодателей), несоответствие предлагаемых условий труда показаниям к труду, рекомендованным инвалидам, низкая заработная плата и её нерегулярная выплата по заявленным для инвалидов вакансиям - все эти факторы негативно влияют на процесс трудоустройства инвалидов.

Не отвечает потребностям инвалидов деятельность предприятий по созданию специальных рабочих мест. Всего на 2002 год в Алтайском крае для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, установлена квота 16,4 тысячи рабочих мест, в том числе 9,5 тысяч - для инвалидов. Трудоустроено на них 2,4 тысяч инвалидов.

Мероприятия, предусмотренные в третьем разделе Программы, призваны улучшить решение этой проблемы в Алтайском крае. Обеспечивая трудоспособных инвалидов работой, давая им возможность профессиональной переподготовки с целью дальнейшего трудоустройства, органы государственной власти Алтайского края будут способствовать не только повышению социального статуса инвалидов, но и улучшению их материального положения, что в конечном итоге должно положительно сказаться на всём процессе реабилитации.

Большой проблемой в Алтайском крае, как и в других регионах России, является проблема социальной реабилитации инвалидов, поэтому Программа включает мероприятия, направленные на оптимизацию этого процесса. Их задача - наиболее полное развитие физических и духовных способностей инвалидов, повышение их социального статуса. Это обеспечение инвалидов транспортными средствами, техническими средствами для восприятия информации, развитие спортивной базы для занятия инвалидов спортом, проведение спортивных соревнований среди инвалидов, участие в чемпионатах России и международных соревнованиях.

Среди нормативных актов, принятых во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", следует отметить постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры".

Тем не менее, большая затруднённость доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, необеспеченность инвалидов вспомогательными средствами для улучшения бытовых условий, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности по прежнему остаётся одной из нерешенных проблем, поэтому один из разделов Программы включает конкретные меры, направленные на создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов.

Вопросы совершенствования профессиональной подготовки кадров для государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, методического обеспечения и информационного освещения проблем инвалидов и инвалидности в Алтайском крае также нашли отражение в Программе.

Таким образом, приведённые данные свидетельствуют о серьёзности проблем, необходимости их решения чётко выработанными, скоординированными действиями соответствующих структур.