от 30 мая 2002 г. № 295
г.Барнаул
Об утверждении Положения о территориальной системе оповещения гражданской обороны края
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления администрации Алтайского края от 18 марта 2011 года N 127
____________________________________________________________________
Во исполнение требований Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлений Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 г. № 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 05.11.1995 г. № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях совершенствования системы оповещения, повышения ответственности должностных лиц по своевременному оповещению населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о территориальной системе оповещения гражданской обороны края.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Н.Г. Загайнова.
Глава администрации края А.А.Суриков
Положение
о территориальной системе оповещения гражданской обороны Алтайского края
1. Настоящее положение определяет состав, задачи, структуру и механизм реализации мероприятий гражданской обороны по оповещению, а также порядок создания, совершенствования (реконструкции) и поддержания в постоянной готовности к задействованию систем оповещения гражданской обороны (далее - систем оповещения ГО).
2. Системы оповещения ГО являются составной частью территориальной системы управления гражданской обороной края и предназначены для оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций мирного времени. Они представляют собой организационно техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи.
3. Территориальная система оповещения края включает в себя местные, локальные и объектовые (организаций) системы оповещения.
4. Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание готовности к задействованию систем оповещения ГО являются составной частью мероприятий по гражданской обороне, проводимых в администрации края и органах местного самоуправления, на соответствующих территориях и в организациях.
5. Руководители органов местного самоуправления, объектов (организаций), являющиеся по должности начальниками гражданской обороны, несут персональную ответственность за создание, совершенствование (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к задействованию системы оповещения ГО.
6. Основной задачей территориальной системы оповещения ГО края является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от главы администрации края (через оперативного дежурного Главного управления по делам ГОЧС края) до:
руководящего состава гражданской обороны края;
руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление гражданской обороной на территории городов и районов края;
оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
населения, проживающего на территории края.
7. Основной задачей местных систем оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от главы местного самоуправления до:
руководящего состава гражданской обороны города, района, а также руководителей районных и городских служб гражданской обороны;
оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
населения, проживающего на территории города, района края.
8. Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов и информации оповещения до:
руководителей и персонала объекта;
объектовых сил и служб гражданской обороны;
руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории объекта города, района;
населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
9. Основной задачей объектовой системы оповещения ГО является доведение сигналов и информации оповещения до:
руководителей и персонала объекта;
объектовых сил и служб гражданской обороны.
10. Решение на задействование соответствующих систем оповещения ГО принимает начальник гражданской обороны или лицо его замещающее.
11. Начальник гражданской обороны на подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения населению имеет право приостановки трансляции программы по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно - правовых форм и форм собственности.
12. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в их распоряжений средств связи и оповещения.
13. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему начальнику гражданской обороны (лицу его замещающему).
14. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передается до дежурного по отделу внутренних дел городов и районов края с последующим доведением начальнику ГО.
15. Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и неавтоматизированном режиме. Основной режим - автоматизированный.
В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами связи сети связи общего пользования и ведомственных сетей, а также сетями вещания.
В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи и ведомственных сетей связи, а также сетей вещания.
16. Задействование радиотрансляционных сетей, радиовещательных и телевизионных станций (независимо от форм собственности) с перерывом вещательной программы осуществляется оперативным дежурным Главного управления по делам ГОЧС края с разрешения начальника гражданской обороны края (лица его замещающего) только для оповещения и информирования населения в речевой форме.
17. Основным способом оповещения и информирования населения является передача речевых сообщений по сетям вещания.
В исключительных, не терпящих отлагательства, случаях допускается передача кратких нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативного дежурного Главного управления по делам ГОЧС края.
18. Порядок задействования системы оповещения ГО, состав привлекаемых для оповещения и информирования сил и средств, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица определяются решениями начальников гражданской обороны на соответствующем уровне управления.
19. План по проверке и содержанию системы оповещения ГО разрабатывается Главным управлением по делам ГОЧС края совместно со службой оповещения и связи гражданской обороны, согласовывается с руководством краевого радиотелевизионного передающего центра.
20. О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования систем оповещения ГО докладывается в вышестоящий орган, осуществляющий управление гражданской обороной.
21. Системы оповещения ГО создаются заблаговременно в мирное время.
22. Территориальная система оповещения ГО края совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности к задействованию под руководством главы администрации края, с участием службы оповещения и связи гражданской обороны, краевого радиотелевизионного передающего центра.
Территориальная система оповещения ГО должна организационно, технически и программно сопрягаться с соответствующими региональными системами оповещения гражданской обороны, с системами оповещения Минобороны России - соответствующего уровня управления.
23. Местные системы оповещения ГО совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством начальника гражданской обороны, с участием служб оповещения и связи гражданской обороны.
24. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и объектовые системы оповещения ГО совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством начальника гражданской обороны органами, осуществляющими управление гражданской обороной объекта, с привлечением служб оповещения и связи гражданской обороны.
Зоны действия локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов определены Правительством Российской Федерации.
25. Местные, локальные и объектовые системы оповещения гражданской обороны являются составной частью территориальной системы оповещения гражданской обороны края и должны организационно, технически и программно сопрягаться с ней.
26. Территориальная и локальная системы оповещения должны обеспечивать циркулярное и выборочное (по направлениям оповещения) доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения.
Местные и объектовые системы оповещения ГО должны обеспечивать циркулярное доведение сигналов и информации оповещения.
27. Главное управление по делам ГОЧС края ОАО "Алтайтелеком", Алтайский краевой радиотелевизионный передающий центр, проводят комплекс организационно - технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения ГО.
28. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения ГО при их создании предусматривается:
доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения с нескольких территориально разнесенных защищенных пунктов управления;
размещение используемых в интересах оповещения средств связи и оповещения на защищенных пунктах управления;
создание и использование запасов мобильных средств оповещения.
29. Запас мобильных (возимых и переносных) средств оповещения создаются и поддерживаются в готовности к задействованию на территориальном, местном и объектовом уровнях управления гражданской обороной в соответствии с решением начальника гражданской обороны.
Номенклатура, объем, места размещения, а также порядок накопления, хранения и использования запасов мобильных средств оповещения определяются создающим их органом по согласованию с Главным управлением по делам ГОЧС края.
30. В целях поддержания в готовности систем оповещения ГО проводятся проверки ее работоспособности, и организуется эксплуатационно - техническое обслуживание.
31. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, проводят проверки систем оповещения ГО своего и подчиненных уровней управления на основании решения соответствующего начальника гражданской обороны и утвержденных планов проверок.
Проведение всех видов проверок с задействованием сетей вещания согласовывается с краевым радиотелевизионным передающим центром при этом проведение проверок с перерывом вещательных программ при передаче правительственных сообщений запрещается.
32. Эксплуатационно - техническое обслуживание средств оповещения организуется органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и проводится предприятиями связи на договорных условиях.
Ответственность за постоянную техническую готовность средств оповещения и связи, их работоспособность несут предприятия (объединения) связи, принявшие эти средства на эксплуатационно - техническое обслуживание.
Ответственность за сохранность технических средств оповещения и связи возлагается распоряжениями органов местного самоуправления на руководителей предприятий и организаций любой формы собственности, на которых установлены эти средства.
33. Общее руководство организацией оповещения осуществляется начальником гражданской обороны через органы, осуществляющие управление гражданской обороной, и службы оповещения и связи гражданской обороны соответствующего уровня.
34. Непосредственное руководство осуществляется:
на территории края - Главным управлением по делам ГОЧС края во взаимодействии с ОАО "Алтайтелеком" и краевым радиотелевизионным передающим центром в части использования сетей связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания;
на местном уровне управления гражданской обороны - Управлениями (отделами) по делам ГОЧС, осуществляющими управление гражданской обороной на территории городов и районов края во взаимодействии с городскими и районными организациями связи любой формы собственности.
35. Главное управление по делам ГОЧС края:
- разрабатывает тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения, организует их запись на магнитные носители;