от 10 апреля 2002 г. № 85
г.Барнаул
Об отчете постоянного комитета краевого Совета народных депутатов по бюджету,
налоговой и кредитной политике о деятельности за 2001 год
(снят с контроля на основании постановления от 03.03.03 г. № 72)
Заслушав информацию председателя постоянного комитета краевого Совета народных депутатов по бюджету, налоговой и кредитной политике Н.В. Рыжака, Алтайский краевой Совет народных депутатов
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Отчет комитета о деятельности за 2001 год принять к сведению (прилагается), отметив постоянное совершенствование организационных форм и методов правотворческой и контрольной деятельности комитета.
2. Предложить комитету:
1) считать приоритетной задачей на 2002 год организацию работы по повышению уровня собственных доходов бюджета Алтайского края;
2) совместно с администрацией Алтайского края разработать план первоочередных мероприятий по повышению уровня собственных доходов бюджета Алтайского края и внести на утверждение краевого Совета народных депутатов;
3) продолжить работу по совершенствованию межбюджетных отношений, в части образования и распределения средств краевого фонда стимулирования экономического развития муниципальных образований;
4) добиваться снижения объема краевого государственного долга до нормативных показателей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством Алтайского края;
5) продолжить работу по совершенствованию налогового законодательства Алтайского края и обеспечению на территории Алтайского края единого правового поля в области налогообложения;
6) усилить контроль за целевым и эффективным использованием средств краевого бюджета.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике Н.В. Рыжака.
Председатель краевого Совета
народных депутатов А.Г.Назарчук
Отчет
постоянного комитета краевого Совета народных депутатов по бюджету, налоговой и кредитной политике о деятельности за 2001 год
Комитет по бюджету, налоговой и кредитной политике образован в соответствии с постановлениями Алтайского краевого Совета народных депутатов от 6 апреля 2000 года № 109 "О структуре Алтайского краевого Совета народных депутатов" и № 116 "Об утверждении состава постоянного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по бюджету, налоговой и кредитной политике".
Комитет по бюджету, налоговой и кредитной политике - самый многочисленный в краевом Совете народных депутатов. В него входят 16 человек, практически треть депутатского корпуса.
Свою деятельность комитет строит на основе перспективного и текущего планов в тесном взаимодействии с администрацией края, Счетной палатой Алтайского края, налоговыми и казначейскими органами, общественными объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями, органами местного самоуправления, используя при этом различные формы: заседания комитета, рабочие совещания, круглые столы, научно- практические конференции, участие в работе сессий, заседаний представительных органов местного самоуправления и т.д.
Основной задачей, стоящей перед комитетом по бюджету, налоговой и кредитной политике в 2001 году была работа по подготовке к рассмотрению и принятию закона о краевом бюджете на очередной финансовый год.
По инициативе комитета в августе 2001 года была создана рабочая группа, основной целью которой являлось проработка основных позиций к рассмотрению прогноза социально-экономического развития края и проекта краевого бюджета на 2002 год.
Всего на заседаниях рабочей группы рассмотрено 18 вопросов, в том числе:
основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
о прогнозе доходной части консолидированного бюджета края;
долгосрочные целевые программы, финансируемые в 2002 году;
нормативы финансовых затрат на предоставление краевых услуг;
расходы краевого бюджета;
структура внутреннего краевого долга и программа внутренних заимствований.
В ходе обсуждения были определены и нашли своё отражение в решении рабочей группы позиции краевого Совета по следующим основным подходам к формированию бюджета 2002 года:
- совершенствование межбюджетных отношений с акцентированной направленностью на стимулирование повышения уровня собственных доходов местных бюджетов.
- сохранение централизованного порядка расчетов за энергоресурсы и проведение поставок топлива и расчетов за него через единого уполномоченного поставщика.
- обеспечение полной и своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом планируемого её повышения в 1,8 раза.
- оптимизация расходов за счет установления жестких смет расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений.
В результате, удалось увеличить собственные доходы краевого бюджета на 150 млн. рублей и перераспределить внутри бюджета более 250 млн. рублей.
Главным итогом этого стало увеличение дотаций городам и районам края на 200 млн. рублей и увеличение на 65 млн. рублей средств на погашение задолженности по детским пособиям.
В рамках работы по подготовке к рассмотрению проекта бюджета можно выделить 3 наиболее важных вопроса, над решением которых комитет работал в 2001 году. Это:
межбюджетные отношения;
государственный долг Алтайского края;
налоговая политика.
Комитет в своей работе всегда уделял особое внимание взаимоотношениям краевого бюджета с бюджетами городов и районов края.
Все наработки по этой проблеме были обобщены и вынесены на широкое обсуждение с участием администрации края, депутатов, глав муниципальных образований на "круглый стол" в мае 2001 года.
Мнения, высказанные участниками "круглого стола" позволили выделить важнейшую проблему межбюджетных отношений в крае - несовершенный действующий механизм распределения финансовой помощи из краевого бюджета бюджетам городов и районов, при котором у муниципальных образований полностью отсутствуют стимулы для наращивания собственной доходной базы.
Для решения этой задачи комитетом был подготовлен и принят на сессии краевого Совета народных депутатов Закон "О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае", в котором глава "Межбюджетные отношения" полностью изложена в новой редакции.
Данным нормативным правовым актом предусмотрено введение единых подходов для всех муниципальных образований при определении объема дотации местным бюджетам на основе краевых нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и создание краевого фонда стимулирования экономического развития муниципальных образований, достигнувших наибольших успехов в повышении уровня собственных доходов.
В целях осуществления последовательной политики, которую комитет, совместно с администрацией края, проводит по вопросам, связанным с государственным долгом Алтайского края был принят разработанный комитетом закон Алтайского края "О порядке использования бюджетных средств и иных объектов права собственности Алтайского края в качестве обеспечения исполнения государственных гарантий Алтайского края".
Реализация этого Закона позволяет достигнуть организации полного и своевременного учета всех видов государственного долга края, а также дальнейшего снижения объема долга до уровня, не превышающего нормативные показатели, установленные бюджетным законодательством.
По целому ряду объективных причин, таких как низкая собственная доходная база, значительные расходы на подготовку к зиме, газификацию, регулярно привлекаются кредитные ресурсы.
Здесь у нас возникают проблемы, связанные с тем, что в бюджетном законодательстве существуют жесткие ограничения, как по объему всего государственного долга края, так и по объему кредитных ресурсов, которые можно привлекать в течение финансового года.
Поэтому был принят закон, направленный на улучшение качества подготовки и рассмотрения материалов по привлечению кредитов и предоставлению государственных гарантий Алтайского края по кредитам третьих лиц.
Кроме того, были внесены подготовленные комитетом дополнения в закон Алтайского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае", устанавливающие обязательное ведение государственной долговой книги Алтайского края, в которую вносится информация обо всех долговых обязательствах Алтайского края, их движении и исполнении.
Главная проблема в области налоговой политики, которая серьёзно изучалась комитетом в 2001году - разумное взаимодействие обычной системы налогообложения в торговле, при которой уплачивается налог с продаж, и единого налога на вмененный доход.
Результатом этой работы явилось принятие решения о сохранении на 2002 год для стационарной торговли обычной системы налогообложения, в том числе и для предприятий потребкооперации, которые в 2001 году в порядке эксперимента работали на едином налоге.
В 2001 году продолжено создание благоприятных условий по поддержке инвестиционной деятельности посредством налоговых льгот.
Начало создания такой системы положено ещё в 2000 году с принятием закона Алтайского края "О налоге на имущество предприятий на территории Алтайского края", которым предусмотрены льготы по уплате этого налога для вновь введенного в эксплуатацию имущества, используемого исключительно в производственных целях.
В прошедшем году аналогичные положения были распространены и на налог на прибыль в части средств, поступающих в краевой бюджет.
Согласно дополнений, внесенных в законы Алтайского края "Об инвестиционной деятельности" и "О промышленной политике", от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в краевой бюджет, сроком на 3 года освобождается прибыль, полученная от эксплуатации новых производственных мощностей, стоимость которых не менее 3 млн. рублей.
Принятие указанных законов явилось серьёзным стимулом для технического перевооружения предприятий, возрождения промышленности края.
К сожалению, в прошедшем году не все поставленные задачи удалось выполнить полностью.
В частности:
- были отклонены краевым Советом народных депутатов 2 разработанных комитетом законопроекта, касающихся снижения ставки налога с продаж при расчете посредством пластиковых карточек и создания равных условий при обложении данным налогом для средств массовой информации, вне зависимости от формы собственности;
- при принятии бюджета 2002 года не в полном объеме реализованы предложения комитета по межбюджетным отношениям, в части формирования и расходования средств краевого фонда стимулирования экономического развития муниципальных образований.
Основную задачу, которую комитет поставил в 2002 году - повышение уровня собственных доходов консолидированного бюджета Алтайского края за счет:
-повышения собираемости налоговых платежей;
- создания в крае дополнительной налогооблагаемой базы.
Для чего необходимо обеспечить развитие и государственная поддержка промышленности и малого и среднего предпринимательства.
Причем основное внимание, с учетом специфики края, нужно уделять сельхозпереработке.
Депутаты комитета в 2002 году ставят своей целью не просто реализовать совместно с администрацией края ряд мероприятий по повышению уровня собственных доходов, а сделать решение этой проблемы идеологией края на ближайшие годы.
Итоги работы комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике краевого Совета народных депутатов за 2001 год.
Проведено заседаний комитета - 11
Рассмотрено вопросов- 155, из них внесено на рассмотрение сессий- 111
Подготовлено законопроектов- 21, из них внесено на рассмотрение сессий- 21, принято- 18
Создано рабочих групп и комиссий для доработки законопроектов- 4
Проведено круглых столов - 3
Подготовлено законодательных инициатив- 2
Рассмотрено законодательных инициатив других субъектов РФ - 17
Рассмотрено проектов федеральных законов - 61
Председатель комитета Н.В.Рыжак
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка