от 29 июня 2001 г. № 169
г.Барнаул
О ходе выполнения закона Алтайского края "О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае"
(снят с контроля на основании постановления от 02.09.02 г. № 217)
Заслушав информацию администрации края о ходе выполнения закона Алтайского края "О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае", и учитывая большую значимость развития сферы малого предпринимательства для экономики края, краевой Совет народных депутатов
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Информацию администрации края о ходе выполнения закона Алтайского края "О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае" принять к сведению (прилагается).
2. Рекомендовать администрации края организовать выполнение статьей 34 и 35 вышеназванного Закона, обеспечивающих вовлечение субъектов малого предпринимательства в выполнение государственных заказов на конкурсной основе.
3. Рекомендовать администрации края, органам местного самоуправления оказывать поддержку развития малого предпринимательства края по приоритетным направлениям деятельности.
4. Предложить администрации края совместно с краевым Советом народных депутатов провести анализ поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет края от субъектов малого предпринимательства в целях принятия нормативных правовых актов, обеспечивающих равные налоговые обязательства всем участникам рыночных отношений.
5. Комитету краевого Совета народных депутатов по экономической политике, промышленности и собственности изучить возможность формирования в комитете подкомитета по малому предпринимательству.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитеты краевого Совета народных депутатов по экономической политике, промышленности и собственности (Ю.М.Бобков) и по бюджету, налоговой и кредитной политике (Н.В.Рыжак).
Председатель краевого
Совета народных депутатов А.Г.Назарчук
Информация по вопросу о реализации Закона Алтайского края
"О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае"
Основные параметры по сфере малого предпринимательства края за последние 5 лет представлены в таблице ниже. Они включают в себя данные Алтайского краевого комитета государственной статистики и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Алтайскому краю.
На малых предприятиях трудится около 95 тысяч человек, более 97 тысяч работает в организационно-правовой форме индивидуальных предпринимателей. Если к ним добавить около 30 тысяч работающих в фермерских хозяйствах, то общая численность работников, занятых в сфере малого предпринимательства достигает 220 тысяч человек. Таким образом, малый бизнес, если учитывать членов семей занятых в нем, обеспечивает жизнь до четверти населения края.
Это подтверждают и цифры, характеризующие вклад малого предпринимательства в бюджеты всех уровней. Так в 1996 году на долю малого предпринимательства приходилось около 6 % налогов и других платежей в бюджеты всех уровней на территории края; в 1999 году - 11,2 %, а в 2000- уже 20,4 %.
Таким образом, каждый пятый рубль в бюджете от субъектов малого предпринимательства.
Необходимо отметить, что несмотря на то, что на протяжении ряда последних лет условия для малого предпринимательства остаются сложными, ситуация, судя по некоторым показателям 2000 года, начинает меняться. По итогам конца прошлого и начала текущего года наблюдается некоторый рост таких показателей как число малых предприятий - на 13%, общее количество занятых в сфере малого предпринимательства - на 2%, поступление налогов и других платежей от субъектов малого предпринимательства - в 2,4 раза, причем поступление от "физических лиц" - в 3,4 раза.
Динамика основных показателей по сфере малого предпринимательства края
Наименование показателя | 1996 год | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год |
Число малых предприятий, ед. | 10098 | 10258 | 10827 | 10635 | 12070 |
Общее число занятых в сфере малого предпринимательства в крае, чел. | 187572 | 188769 | 185466 | 189147 | 192429 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
- среднесписочная численность работников малых предприятий, чел. | 114572 | 103769 | 93567 | 98553 | 95092 |
- предпринимателей без образования юридического лица, чел. | 73000 | 85000 | 91899 | 90594 | 97337 |
Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями края в фактических ценах, млн. руб. | 7702* | 2395* | 2351 | 3867 | 4428 |
Отгружено (передано) малыми предприятиями края товаров в фактических ценах (без НДС и акциза), млн. руб. |
|
| 6430 | 9157 | 11963 |
Розничный товарооборот по малым предприятиям края, млн. руб. |
| 2528* | 2557 | 3244 | 2351 |
Объём платных услуг оказанных населению малыми предприятиями, млн. руб. |
|
| 125 | 186 | 265 |
Выручка от реализованной продукции, млн. руб., | 6382* | 3637* | н.д. | 11311 | 12651 |
Поступление налогов и других платежей по субъектам малого предпринимательства в бюджеты всех уровней, млн. руб., | 205* | 420* | 361 | 648 | 1546 |
доля от общего поступления налогов и других платежей по субъектам малого предпринимательства в бюджеты всех уровней, % | 5,8 | 10,3 | 10,3 | 11,2 | 20,4 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
- поступление налогов и других платежей от “физических лиц”, млн. руб. | 34* | 52* | 53 | 102 | 348 |
доля от общего поступления, %. | 1,0 | 1,3 | 1,5 | 1,5 | 4,6 |
поступление налогов и других платежей от малых предприятий - “юридических лиц”, млн. руб. | 170* | 368* | 308 | 546 | 1198 |
Доля от общего поступления, % | 4,8 | 9,0 | 8,8 | 9,4 | 15,8 |
* - данные приведены в деноминированных рублях;
В законе Алтайского края "О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае" ключевыми, определяющими организацию государственной поддержки малого предпринимательства в крае, являются главы 3 (Компетенция органов государственной власти края в области государственной поддержки малого предпринимательства), 5-7 (Организационное обеспечение поддержки субъектов малого предпринимательства органами власти края, Финансирование краевой программы и предпринимательских проектов в сфере малого предпринимательства, Региональные фонды поддержки малого предпринимательства)
И практически все статьи, содержащиеся в этих главах выполняются.
Так полностью выполняются:
- статьи 11 и 12, определяющие компетенцию представительной и исполнительной власти края;
- статья 15 о наличии в структуре администрации комитета по поддержке предпринимательства;
- статья 17 о порядке разработки и структуре краевой Программы поддержки малого предпринимательства;
- статьи 18-21 и 24-26 о наличии в бюджете края отдельной строки, предусматривающей финансирование Программы, и о схеме этого финансирования.
За прошедшие с момента принятия закона годы изменилось выполнение статьи 16 о краевой Комиссии по развитию предпринимательства. В законе она прописана как ведомственная, и ее состав утверждается председателем комитета. Последние три года она утверждается главой администрации края и имеет характер межведомственной.
Частично выполняется глава 8 (Регистрация и учет субъектов малого предпринимательства). В ней выполняются статьи 27 и 28 (о порядке регистрации) и не выполняются статьи 29 и 30 (о ведении реестра субъектов малого предпринимательства). Проблема ведения реестра не была решена на федеральном уровне. Определенный в Гражданском кодексе уполномоченный орган - Минюст - к этой работе так и не приступил. В ближайшем будущем эта проблема в стране, по-видимому, будет решена по другому.
Не выполняются совсем:
- статья 33 о предоставлении льгот для звеньев краевой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- статья 34 о резервировании определенной доли государственного заказа для субъектов малого предпринимательства. Они участвуют в общем конкурсе;
- статья 35 об определении при формировании пакетов заказов доли, размещаемой на конкурсной основе у субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, положения, составляющие основу данного Закона, не утратили своей актуальности, являются востребованными и соответствуют в основном реалиям сегодняшнего дня. Вместе с тем появились некоторые новые обстоятельства, которые могли бы найти отражение в законе, например, взаимоотношения с объединениями предпринимателей, организация проверок государственными контролирующими структурами, организация работы на муниципальном уровне. Но принимать закон в новой редакции в ближайшее время нецелесообразно, поскольку на федеральном уровне началась работа по серьезному изменению нормативной базы для малого предпринимательства - от закона о регистрации до новой редакции федерального Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". На краевом уровне можно будет принять такой закон через 1-1.5 года.
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка