ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2001 № 323
г. Барнаул
О ходе выполнения закона Алтайского края "Об особо охраняемых
природных территориях в Алтайском крае"
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации и статьей 73 Устава (Основного Закона) Алтайского края краевой Совет народных депутатов
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению информацию председателя комитета краевого Совета народных депутатов по агропромышленному комплексу и природопользованию Н.Г. Золотухина о ходе выполнения закона Алтайского края "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае" (прилагается).
2. Отметить недостаточную работу Комитета природных ресурсов по Алтайскому краю по вопросам развития и организации системы охраняемых природных территорий в Алтайском крае, их экономической целесообразности и методов хозяйственного использования.
3. Рекомендовать администрации Алтайского края, органам местного самоуправления согласно схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий Алтайского края, утвержденной постановлением администрации края № 251 от 06.04.2001 г. оказать поддержку в реорганизации заказников "Айский" (Алтайский район) и "Каскад водопадов…" (Солонешенский район) в природные парки регионального значения, в организации национальных парков: "Горная Колывань" (Третьяковский, Змеиногорский, Курьинский районы), "Геблера" (Чарышский район), "Белокурихинский" (Смоленский, Алтайский районы), заповедников: "Тогул" (Тогульский, Заринский районы), "Благовещенский" (Благовещенский, Суетский районы), "Кумир" (Чарышский район).
Считать формирование системы охраняемых природных территорий края в контексте экономического развития региона одним из приоритетных направлений в экологической политике края.
4. Рекомендовать комитету администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике предусматривать ежегодно в бюджете края финансирование согласно утвержденных в разрезе предметных статей расходов по организации и работы в особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае.
5. Просить Правительство Российской Федерации включить указанные выше национальные парки и заповедники в приложение к распоряжению Правительства РФ от 23 мая 2001 г. № 725-р "Об организации государственных природных заповедников и национальных парков на территории Российской Федерации в 2001-2010 годах"
6. Поручить Комитету природных ресурсов по Алтайскому краю (Я.Н. Ишутин) изучить возможность формирования в комитете отдела контроля, организации и развития особо охраняемых природных территорий в Алтайском крае.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет краевого Совета народных депутатов по агропромышленному комплексу и природопользованию (Н.Г. Золотухин).
Председатель краевого
Совета народных депутатов А.Г.Назарчук
Информация о ходе выполнения закона Алтайского края "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае"
В соответствии с законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" и законом Алтайского края "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае", в целях регулирования неистощительного природопользования и сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Алтая утверждена представленная комитетом природных ресурсов по Алтайскому краю Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий, как основа для перспективного развития природоохранной деятельности в крае.
Усилиями Комитета природных ресурсов по Алтайскому краю проведена большая работа по инвентаризации особо охраняемых природных территорий Алтайского края.
На территории края существует 33 заказника, общей площадью 774,7 тыс. га. На 2001 год постановлением администрации края утвержден перечень из 140 памятников природы краевого значения, общей площадью 62,5 тыс. га. Из них ботанических - 23, комплексных -33, гидрологических - 26, геологических - 58.
Создан Тигирекский государственный природный заповедник, его площадь 40,7 тыс. га, площадь его охранной (буферной) зоны - 26,3 тыс. га.
Таким образом, площадь имеющихся особо охраняемых природных территорий составляет 904,2 тыс. га., или около 5% территории края.
За основу выделения особо охраняемых природных территорий взят ландшафтно-экологический подход, под которым понимаются определенные свойства и характеристики отдельных участков. В качестве основных критериев выбраны следующие показатели природных комплексов:
- типичность - предполагает выделение территорий типичных для каждой природно-климатической зоны;
- уникальность - предполагает выделение редких, интразональных, реликтовых территорий;
- информативность - определяется количеством и качеством биологического разнообразия;
- репрезентативность - предполагает включение в систему особо охраняемых природных территорий природных комплексов с генетическими рядами их развития таким образом, чтобы качественная и количественная представленность комплекса была в соотношении, характерном для всего региона или зоны.
- уязвимость - неспособность отдельных природных комплексов противостоять внешним воздействиям, степень уязвимости характеризует возможность необратимых изменений природных комплексов вплоть до их полной утраты под воздействием естественно-природных, а чаще всего антропогенных факторов.
Система особо охраняемых природных территорий Алтайского края.
В основу системы положен зонально-административный принцип - каждой природной зоне свой центр управления природоохранной деятельностью. На основе районирования территории края выделено 4 зоны влияния, в каждой из которых формируется природоохранное учреждение, ответственное за сохранение качества природной среды в данной зоне.
1. Левобережная степная зона.
Центром природоохранной деятельности в левобережной степной зоне предлагается сделать Кулундинский (Благовещенский район) озерно-степной государственный заповедник (заповедник кластерного типа на базе существующих ныне Благовещенского, Волчихинского и Корниловского заказников).
Предлагается организовать заказники: оз. Петухово - боровой.
Почвенный - степной: Алакский - пойменный, Чупинский бор - боровой, а также Алейский ленточный бор, предусматривающий восстановление леса в долине реки Алей.
В связи с высокой степенью фрагментации растительности в степной зоне, где основные площади распаханы, предлагается увеличить представительство степных ландшафтов в системе особо охраняемых природных территорий за счет значительного расширения сети памятников природы.
2. Правобережная лесостепная зона.
Для этой зоны центром природоохранной деятельности предлагается сделать Инской национальный парк, территория которого должна включать бассейн реки Иня и участок поймы реки Обь. Здесь сохранились пойменные и боровые экосистемы, а река Иня - единственная в Алтайском крае, имеющая малонарушенный водосборный бассейн. Необходимость создания Национального парка трактуется еще и тем, что часть территории пройдена пожаром и требует ускоренного лесовосстановления. Ядром полностью заповедной зоны должна стать территория низовий реки Иня.
Необходимо рассмотреть вопрос о выделении территорий в лесостепной части зоны для создания заказников и расширения сети памятников природы.
3. Горная зона.
В этой зоне существует Тигирекский заповедник, который и должен стать центром, направляющим природоохранную деятельность. В существующих границах заповедник охватывает только часть территории, необходимой для заповедывания. В перспективе весь высокогорный комплекс, включая Тигирекский и Коргонский хребты, должен быть отнесен к территориям Всемирного наследия ЮНЕСКО. К первоочередным задачам следует отнести организацию кластерного участка "Кумир" в бассейне одноименной реки как часть Тигирекского заповедника или отдельно от него.
Для сохранения низкогорных ландшафтов и регулирования рекреационной нагрузки в районе Белокурихинского курортного комплекса предлагается создать Белокурихинский национальный парк.
В верховьях рек Ини и Коргона (Чарышский район) есть уникальная возможность создания национального парка Геблера. И наиболее важной и перспективной идеей на сегодняшний день является организация национального парка "Горная Колывань".
В этом году уже организован заказник Бащелакский.
4. Салаирская зона.
Рекомендуется организовать Салаирский заповедник на территории Заринского района, где уникальность растительного и животного мира совпадает с его сохранностью и высоким уровнем биологического разнообразия.
В полосе парковых березняков планируется создать заказники и памятники природы.
Для предотвращения нарушения природоохранного законодательства на особо охраняемых природных территориях проводится и будет проводится их регулярное инспектирование.
Для проведения охранных мероприятий и работ по инвентаризации биологического разнообразия в 2001 году из экологических средств краевого бюджета профинансировано семь заказников на общую сумму 385 тыс. рублей, а также принято долевое участие в развитии заповедника "Тигирекский" в размере 15 тыс. рублей. ГПЗ "Тигирекский" продолжает развитие своей структуры. В заповеднике создан отдел охраны с оперативной группой (5 чел.), отдел экологического просвещения (2 чел.), общий отдел (7 чел.), из них 7 человек - жители Краснощековского района.
Финансирование осуществляется в 2001 году из федерального бюджета на текущие расходы в сумме 404660 рублей, на лесоустройство - 500000 рублей, глобальный экологический фонд (GEF) - 29 тысяч долларов на деньги GEF приобретен дом в поселке Тигирек, два автомобиля, трактор, две лошади, корма и гсм. Все это помогает обустроить и организовать охрану участка на территории Краснощековского района.
Особое беспокойство вызывает участок "Белорецкий" в Змеиногорском районе из-за близости поселка Карагужиха на территории Казахстана и отрицательной позиции администрации Змеиногорского района.
Из актуальных проблем, которые стоят, сегодня, перед комитетом природных ресурсов в плане особо охраняемых природных территорий наряду с их недостаточной и несовершенной охраной, отсутствием должной биоинвентаризации, кадастровой информации, невозможностью из-за нехватки средств проведения мониторинга состояния особо охраняемых природных территорий, хотелось бы выделит следующее.
Это необходимость реорганизации Айского заказника в Алтайском районе в природный (национальный) парк "Ая" краевого уровня. Это устранило бы антагонизм между статусом и режимом заказника и фактически существующим на его территории туристическим бизнесом. Соответствующее расширение границ, юридическое соответствие статуса и режима охраны с экологическим и спортивным туризмом сняло бы "шоры" с этой территории и способствовало бы развитию эколого-экономической инфраструктуры Алтайского района.
Точно такое же аналогичное решение требуется по реорганизации заказника "Каскад водопадов…" в Солонешенском районе, где также резко увеличивается поток туристов, желающих отдохнуть в красивейших местах нашего края и насладиться его экзотикой.
Необходимо перевести этот факт в позитивное русло сочетания охраны, то есть сохранения неповторимости и красоты нашей природы с экологическим и спортивным туризмом.
Не находит до сих пор положительного отклика со стороны краевой администрации вопрос об организации национального парка федерального уровня "Горная Колывань", хотя комитетом природных ресурсов по Алтайскому краю проведена большая подготовительная и согласовательная работа по этому вопросу. В результате деградация уникальных природных ландшафтов продолжается нарастающими из года в год темпами вместо их разумного и выгодного рекреационного использования.
Таким образом, привлекательность для целей туризма природных ландшафтов, памятников природы, расположенных здесь, снижается, что обернется в будущем большими экономическими потерями и, в том числе, утратой смысла создания самого национального парка.
Также не решается вопрос по расширению Тигирекского заповедника, хотя это давно и безболезненно можно было сделать за счет территории уже давно существующего Чарышского заказника. По многим вопросам природопользования и экономической целесообразности на особо охраняемых природных территориях экологи края готовы идти и идут на компромиссы.
В настоящее время смысл создания и развития отдельных охраняемых природных территорий с различным статусом и всей системы таких территорий состоит не только в том, чтобы просто сохранить, сберечь то, что еще осталось, но и наряду с этим, найти такие формы и методы хозяйственного использования этих территорий, которые бы при их экономической целесообразности максимально способствовали бы этому сбережению.
Таким образом, система особо охраняемых природных территорий должна вписываться в контекст развития региона и становиться, по сути дела, одной из отраслей экономики края.
Председатель комитета краевого
Совета народных депутатов по
агропромышленному комплексу
и природопользованию Н.Г.Золотухин
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка