III. Направления реализации основных задач реформирования
жилищно-коммунального хозяйства
1. Снижение стоимости и повышения качества услуг ЖКХ.
а) Предоставление возможности собственникам жилья самостоятельно управлять и осуществлять эксплуатацию своего дома.
Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создавать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
Программа развития товариществ собственников жилья в крае на 1997 и последующие годы утверждена постановлением администрации края от 21.04.97 г. N 242 .
б) Демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг.
Жилищно-коммунальная реформа одной из главных целей преобразований в жилищной сфере ставит демонополизацию обслуживания жилищного фонда и формирование рынка услуг.
Предлагаемая структура управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством:
- собственник жилищного фонда и объектов коммунального назначения;
- заказчики жилищно-коммунальных услуг;
- подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Формирование службы заказчика как субъекта рыночных отношений является ключевым вопросом для реального развития конкуренции в муниципальном жилищном хозяйстве.
Основные задачи службы заказчика:
- выбор подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;
- заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного количества, качества и стоимости;
- обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления.
Рекомендуется в городах с населением свыше 150 тыс. человек формировать несколько служб заказчиков.
При формировании служб заказчика рекомендуется использовать "Положение о формировании договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве", утвержденное приказом Минстроя России от 20.08.96 г. N 17-113 .
Рекомендуемый срок создания служб Заказчика:
- в городах до 01.01.98 г.;
- в районах края о 01.06.98 г.
На первом этапе демонополизации обслуживания жилищного фонда и формирования рынка услуг необходимо обеспечить перевод на самоокупаемость отдельных видов жилищно-коммунальных услуг (уборка мусора, текущий ремонт жилья, ремонт лифтов), по которым проводить конкурсы по отбору подрядных организаций для снижения цен и повышения качества услуг.
Для проведения конкурсного отбора подрядчиков рекомендуется использовать "Примерное положение о порядке конкурсного отбора на обслуживание домов государственного и муниципального жилищных фондов", утвержденное приказом Минстроя России от 19.06.96 г. N 17-73 .
Рекомендуется главам администраций городов и районов обеспечить обслуживание на конкурсной основе в:
- 1997 году - 5 процентов жилищного фонда;
- 1998 году - 20 процентов жилищного фонда;
- 1999 году - 50 процентов жилищного фонда;
- 2000 году - 60 процентов жилищного фонда;
- 2003 году - 100 процентов жилищного фонда.