Недействующий

О программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Алтайском крае (в редакции от 07.10.97 г.) (утратило силу на основании постановления администрации края от 25.05.2001 г. № 335)

I. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства края


Основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе   перехода   этой   сферы   экономики  на рыночные  принципы хозяйствования,  начатые в 1990 году,  позволили решить ряд  проблем отрасли.

В результате  приватизации жилья гражданами произошли изменения в  структуре  собственности  жилищного  фонда, сформировался  рынок жилья.

Доля частного  жилищного  фонда  с  31  процента  в  1990  году увеличилось до 70 процентов в 1996  году.  В собственность граждан передано свыше 318 тыс. квартир общей площадью 16,9 млн. кв. метров, или 51 процент от всего государственного и муниципального  жилищного фонда края, подлежащего приватизации.

В этот    период    в   муниципальную   собственность   активно передавались объекты жилищно-коммунального хозяйства акционированных и ликвидированных предприятий, а также колхозов и совхозов.

Активизировался процесс   создания   товариществ  собственников жилья.  В настоящее время в городах  края  создано  55 товариществ, более  16  находится  в  стадии организации,  начата организационная работа по их созданию в сельской местности.

Формируются договорные  отношения  между  владельцами  основных фондов  ЖКХ и хозяйствующими субъектами различных форм собственности и населением на основе взаимных интересов и ответственности.

Происходит апробирование     муниципального      заказа      по жилищно-коммунальному обслуживанию населения, созданы первые службы Заказчика,   выполняющие   функции   административного    управления муниципальной   собственностью   и осуществляющие  непосредственный контроль за деятельностью предприятий  ЖКХ,  качеством  обслуживания населения, соблюдением договорных обязательств.

Поэтапный переход  на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг,  при  котором  доля  населения   в   покрытии издержек   по предоставлению   жилищно-коммунальных  услуг  возросла  с  4  до  40 процентов,      позволил     преодолеть отставание      оплаты жилищно-коммунальных услуг от темпов инфляции.

При этом  дальнейшее  повышение  тарифов  на содержание жилья и коммунальные услуги без учета реальной платежеспособности населения, несмотря   на  предоставление  компенсаций  (субсидий),  а  их  было представлено в 1996 году на сумму более  2  млрд.  рублей,  ведет  к росту размера неплатежей населения за жилищно-коммунальные услуги.

Просроченная задолженность  по  их  оплате населением на начало 1997 года составила 35,6 млрд. рублей.

Общими моментами  развития  договорных  отношений   на   местах является  недостаточная  четкость взаимных обязательств,  отсутствие конкретного механизма применения экономических санкций за  нарушение условий договоров, а также механизма урегулирования спорных ситуаций по жилищно-коммунальному обслуживанию потребителей.

Вместе с этим следует отметить,  что служба Заказчика в  полном объеме  создана  только в г.  Рубцовске,  на других территориях края функции службы Заказчика возложены на  жилищно-эксплуатационные  или многоотраслевые  предприятия жилищно-коммунального  хозяйства,  что приводит к совмещению функций заказчика и подрядчика по  выполняемой ими производственной  деятельности  и  в  конечном  итоге  нарушает принцип рыночных отношений.

Развитие конкуренции в сфере эксплуатации  и  содержания  жилья сведено  к  преобладанию  волевых  решений,  а  не  к осуществлению поэтапного     перехода     на     конкурсный     принцип     отбора организаций-подрядчиков любой организационно-правовой формы.

Вызывает сомнение     обоснованность    тарифов    на    услуги жилищно-коммунального  хозяйства,  разность  между минимальными   и максимальными   экономически   обоснованными   тарифами  по  районам составляет от 7 раз по отоплению до 30 раз по водоснабжению.

Из-за неэффективной   системы    хозяйствования    продолжается ветшание  жилищного  фонда,  снижение  надежности работы инженерных систем,  растет задолженность муниципальных бюджетов перед  энерно-, газо-, теплоснабжающими организациями.