Комплексный план "Сельская культура Алтая:
от сохранения к устойчивому развитию. 2002-2006 годы".
На рубеже третьего тысячелетия в Алтайском крае удалось сохранить широкую сеть массовых общедоступных учреждений культуры: 1171 государственную и муниципальную библиотеку, 1334 учреждения клубного типа и прочие организации культуры, 113 детских учреждения дополнительного образования, 62 музея, 6 театров, 2 концертные организации, 6 картинных галерей, 5 средних специальных учебных заведений культуры и искусства. На государственный учет поставлено 4355 памятников истории и культуры.
Специфика Алтайского края как преимущественно аграрного обусловила особенность развития отрасли культуры. Свыше 93 процентов учреждений культуры и искусства работают на селе, в том числе 92 процента библиотек, 98 -клубных учреждений, 82 - музеев, 70 - детских школ искусств.
В свою очередь это определило и основные направления деятельности государственных учреждений культуры и искусства, выполняющих роль базовых методических центров для сельских учреждений культуры.
Учреждения культуры и искусства востребованы населением края. В 2000 году в библиотеках зарегистрировано более одного миллиона пользователей Клубные мероприятия ежегодно посещают свыше 10 млн. человек, музеи и театрально-концертные организации - более полумиллиона человек. Растет число клубных формирований и участников в них. Заметно активизируется творческая инициатива деятелей искусства и работников культуры. Культурная жизнь края насыщена фестивалями, конкурсами и другими художественными и досуговыми акциями.
Сложившаяся система профессионального художественного образования способна решать задачу обеспечения учреждений культуры и искусства по основным востребованным специальностям. Ежегодно выпускается в среднем 550 квалифицированных специалистов.
После периода значительного оттока специалистов в культуру пришли более 1500 человек. Вырос качественный состав специалистов (83%).
Совершенствуется государственная система профессиональной учебы кадров:
ежегодно повышают квалификацию свыше одной тысячи человек.
В условиях демографического спада ежегодный рост числа обучающихся в детских музыкальных, художественных школах и школах искусств составляет 700 учащихся. Общий контингент обучающихся в них - около 21,5 тыс. человек. При этом сеть детских школ искусств реализует задачи как общего художественного, так и начального профессионального образования. Растет качество обучения. Сельские 2 школы все увереннее завоевывают призовые места на престижных конкурсах, смотрах.
Однако наряду с положительными тенденциями в сфере культуры в условиях значительного недофинансирования не были изысканы возможности пополнения библиотечных фондов, приобретения музыкальных инструментов в детские школы искусств и учреждения клубного типа, поддержки одаренных и талантливых детей и преподавателей.
Особую тревогу вызывает качество 15 млн. документов, сосредоточенных в фондах государственных и муниципальных библиотек. Из-за слабого притока новых изданий едва ли не половину библиотечных фондов составляют морально и физически устаревшие книги, мала доля наиболее востребованных изданий - энциклопедий, справочников, хрестоматий. Количество вновь приобретенных книг в библиотеках ежегодно уменьшается, за последние 10 лет их число сократилось (почтив 4 раза).
Состояние фондов, их комплектование не соответствуют требованиям действующих стандартов.
Pie решаются вопросы создания микрофонда на базе краеведческих фондов, фондов местной печати, рукописных и редких книг, являющихся национальным достоянием Алтайского края и Российской Федерации.
Достигла крайней степени износа материально-техническая база учреждений художественного образования, клубного типа и краевых курсов повышения квалификации. На приобретение музыкальных инструментов, звукоусилительной аппаратуры, сценического оборудования денежные средства почти не выделяются. Набор музыкальных инструментов не обновляется уже более 10 лет. Успешное освоение профессии музыканта предполагает занятия на качественном инструменте.
Специфика художественного образования, обусловливающая длительный период обучения (15-16 лет), диктует необходимость создания определенных условий подготовки специалистов (участие в престижных конкурсах, фестивалях, мастер-классах, творческих лабораториях), а также и материальной поддержки юных талантов и ведущих педагогов.
В целом ситуацию культуры аграрного края можно квалифицировать как сложную. Многообразие поставленных проблем невозможно решать изолированно в отдельных городах и районах, необходима государственная поддержка наиболее значимых актуальных направлений за счет средств краевого бюджета, координация и широкое взаимодействие органов управления всех уровней, государственных и муниципальных учреждений культуры.