2.1. Мероприятия по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен проводятся на основании приказов главного управления экономики и инвестиций администрации края (для инспекции по контролю за ценами) или органов муниципального самоуправления (для органов контроля органов муниципального самоуправления).
В приказе о проведении мероприятия по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен указываются:
- номер и дата приказа о проведении мероприятия по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен;
- наименование органа государственного контроля по ценам;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю за ценами;
- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен;
- правовые основания проведения мероприятия по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- дата начала и окончания мероприятия по контролю. Приказ о проведении мероприятия по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
Мероприятие по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в приказе о проведении мероприятия по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен.
(Пункт изменен на основании Постановления администрации края от 28 января 2002 г. № 45)
2.2.По прибытии на место проведения проверки проверяющие специалисты обязаны предъявить руководителю организации (в случае его отсутствия заместителю) служебное удостоверение, направление и объяснить цель и задачи проверки.
2.3.Должностцые лица организации обязаны предоставить плановую отчетную документацию, включая главную книгу, а также другую необходимую для проверки документацию.
2.4.Проверку необходимо начинать с изучений структуры организации, устава или положения, приказа об учетной политике, коллективного договора, форм бухгалтерской и статистической отчетности о составе затрат, прибыли, численности работающих и средней заработной плате (ф..№ 2 к балансу, статистические отчеты: 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)», 1-т «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», ф.2 «Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации», ф.4 «Отчет об исполнении сметы по специальным средствам» и другие отчеты в соответствии с отраслевыми особенностями) и проведения первичного сравнительного анализа финансовых результатов производственной деятельности, объемных показателей, численности персонала.
2.5.Провести анализ действующих (установленных) цен по отчетным данным в динамике, за период проведения проверки, определить рентабельность по видам деятельности. Провести анализ фактической себестоимости по видам затрат в сравнении со статьями затрат, запланированными в действующих ценах (тарифах) с учетом фактического выполнения работ (услуг) в натуральных показателях и себестоимости единицы продукции, отразив причины их отклонения. Проанализировать распределение прибыли, отметив причины их отклонений. Проанализировать распределение прибыли, отметив на какие цели она направлена, и оценить законность и целесообразность этих расходов. Определить размер прибыли, исключив необоснованные расходы по статьям себестоимости и прибыли.
2.6.При проверке органов исполнительной власти и бюджетных организаций, оказывающих платные услуги, следует проанализировать плановую смету расходов в сравнении с отчетной, отразить фактическую в отчетном периоде и утвержденную в плане сумму средств, выделенных из бюджета. Проанализировать плановую смету специального (внебюджетного) фонда и отчет о ее исполнении, отчет о численности и заработной плате персонала.
2.7.Определить порядок формирования и применения цен (тарифов):
- обоснованность отнесения затрат на себестоимость (издержки производства, обращения) продукции (работ, услуг);
- соответствие элементов затрат в плановой себестоимости (издержки обращения) действующим нормативам;
- правильность отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат вспомогательных цехов;
- правильность включения в свободную отпускную цену прибыли или применения предельного уровня рентабельности для продукции (работ, услуг), цены на которую регулируются предельным уровнем рентабельности;
- определить долю (в процентах) элементов затрат в цене (себестоимости) продукции (работ, услуг). При этом необходимо обратить внимание на элементы затрат, занимающие в себестоимости наибольший удельный вес и провести по ним более детальный анализ. Сравнить затраты, включенные в плановую себестоимость продукции (работ, услуг), с фактически отраженными затратами за соответствующий период;
- сравнить динамику изменения цен (тарифов) за проверяемый период с индексами оптовых цен производителей продукции по данным государственного статистического агентства за аналогичный период. Сделать вывод о соответствии (несоответствии) роста цен данным индексам, указать причины.
В случае выявления нарушений в порядке формирования и применения цен следует произвести расчет цены в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами но ценообразованию и определить сумму дополнительно полученного дохода за период применения неправильно установленной цены, а также подготовить предложения по изменению расчетной себестоимости и действующей цены (тарифа).
2.8.По продукции (товарам, услугам), цена на которую регулируется предельным уровнем рентабельности, рассчитать фактическую рентабельность. В случае превышения фактической рентабельности ее предельного уровня, определить сумму необоснованно полученного дохода, указать причины превышения.
2.9.Сплошным порядком или выборочно проверить по счетам-фактурам, платежным поручениям, приходным кассовым ордерам, квитанциям правильность расчетов с юридическими и физическими лицами. В случае выявления завышения (занижения) цен отдельным потребителям (публичный договор ст. 426 ГК РФ) или выставления в счетах дополнительных сборов и надбавок к установленным ценам, необходимо рассчитать объемы продукции и суммы необоснованно полученного дохода (потери дохода).