Рекомендации депутатских слушаний "О состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае"
Участники слушаний - депутаты краевого Совета народных депутатов, представители краевой администрации и местного самоуправления, работники правоохранительных органов, прокуратуры, педагоги, ученые, представители общественных объединений и организаций, - обсудив состояние профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае, отмечают, что положение детей во всех сферах их жизнедеятельности вызывает обоснованную тревогу.
В Алтайском крае, где проживает 645367 детей и подростков в возрасте до 18 лет, остро стоит проблема социального сиротства. За 1999 год в крае выявлено 2489 детей, оставшихся без попечения родителей. В целом в крае признано безнадзорными 5297 несовершеннолетних.
11211 семей находятся в социально опасном положении (неблагополучные семьи), в которых 23251 ребенок.
В 1999-2000 годах находились в розыске без вести пропавшие и самовольно оставившие место проживания 672 подростка, 621 из них органами УВД установлены, 3 подростка стали жертвами преступлений.
Вызывает тревогу состояние здоровья детей и подростков.
Более 30000 детей и подростков стоят на учете в психоневрологическом диспансере, 4853 находятся в специальных интернатах.
Во все более раннем возрасте дети совершают правонарушения и попадают в поле зрения правоохранительных органов. На 1 июля 2000 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних УВД края состоит 6099 подростков в возрасте от 13 до 17 лет. 8817 несовершеннолетних состоит на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Количество зарегистрированных преступлений несовершеннолетних возросло в 1999 году по сравнению с 1998 г. на 7,8 %, количество подростков, участников преступлений, в 1999 году возросло на 6,1 %.
В 1999 году рост групповой преступности составил 9,6 %. Обнаруживается тенденция увеличения удельного веса криминологического рецидива - в 1998 году на 14,8 %, в 1999 г. на 15,3%, за 6 месяцев 2000 г. на 16,7 %.
Отмечается криминальная активность детей в возрасте до 14 лет.
20,3 % несовершеннолетних совершают преступление в состоянии алкогольного опьянения, 53 % - на момент совершения преступления не работали и не учились, 24 % - учащиеся школ.
Остро стоит проблема социального сиротства и защиты детей от жестокости и насилия в семье, безответственного отношения родителей к здоровью и воспитанию детей.
В крае не отработаны методы взаимодействия различных субъектов профилактики и правонарушений несовершеннолетних, ощущается нехватка социальных и реабилитационных учреждений. Несвоевременное выделение средств на опекунские пособия приводит к тому, что содержание детей-сирот в приемных семьях не позволяет реализовать принцип приоритетности семейной формы устройства детей-сирот.
Не отвечает современным требованиям нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений детей и подростков.
Таким образом, можно сделать вывод, что принимаемые меры организационно-управленческого, ресурсного, правового, кадрового, информационного обеспечения не позволили создать в Алтайском крае механизм преодоления роста безнадзорности и преступности несовершеннолетних.
Исходя из указанного, участники депутатских слушаний рекомендуют администрации Алтайского края, краевому Совету народных депутатов, органам местного самоуправления края предпринять следующие меры по повышению эффективности деятельности всех субъектов системы профилактики:
Раздел I. Правовое обеспечение работы по профилактике безнадзорности
и предупреждению правонарушений несовершеннолетних
1. Администрации края и краевому Совету народных депутатов активизировать работу по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подготовить и принять новую редакцию закона края "О профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов".
2. Законодательно закрепить правовое положение комиссий по делам несовершеннолетних, порядок их образования и деятельности.
3. Администрации края внести изменения и дополнения в краевую комплексную Программу "О мерах по усилению борьбы с детской и подростковой преступностью в Алтайском крае на 1999-2002 годы" (Приложение N 1).
4. Краевому Совету народных депутатов с целью реализации рекомендаций депутатских слушаний рассмотреть на ближайшей сессии вопрос "О неотложных мерах по совершенствованию деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае в 2001 году".
Раздел II. Организационное обеспечение работы по профилактике безнадзорности
и предупреждению правонарушений несовершеннолетних
1. Осуществить комплекс мер по повышению ответственности руководителей органов и учреждений за результативность работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Отработать модели межведомственного взаимодействия субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в крае и внедрить организационно-методические рекомендации по межведомственному взаимодействию.
3. Повысить роль краевой комиссии по делам несовершеннолетних в вопросах анализа состояния беспризорности и безнадзорности в крае, разработке мер по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, координации работы органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказании методической и правовой помощи.
В 20 районах, где не имеется штатных должностей секретарей комиссий по делам несовершеннолетних, необходимо эти должности ввести в штат администрации. Создать необходимые условия для работы. Возобновить работу комиссии в г. Барнауле.