Основной формой поддержки малого предпринимательства в крае продолжает оставаться совершенствование его нормативно - правовой базы. В Программе присутствуют меры, имеющие отношение как ко всем предприятиям с различной организационно - правовой формой, так и к отдельным группам малых предприятий, занимающихся определенными видами деятельности. Так, финансовая поддержка предусматривается в основном для производственных формирований и предприятий с видами деятельности, отнесенными в Программе к приоритетным.
Финансовая поддержка инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства осуществляется в следующих формах:
непосредственной выдачи займов, кредитов, субсидий, дотаций;
заключения договоров поручительства и выдачи бюджетных гарантий, обеспеченных средствами краевого бюджета в порядке, определенном законами края, перед финансово - кредитными и иными организациями;
полной или частичной компенсации кредитно - финансовым организациям недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства;
содействия развитию финансовой взаимопомощи через кредитные союзы;
полной или частичной компенсации недополученной прибыли организациям при оказании ими информационных, юридических, страховых, консультационных и других услуг для субъектов малого предпринимательства в порядке и на условиях, установленных краевым Законодательным Собранием;
передачи оборудования и технологий в долгосрочную аренду с правом выкупа (лизинг).
В Программе отражена и такая форма поддержки малого предпринимательства, как обеспечение возможности получения информационных услуг. Основным исполнителем запланированных мероприятий по этому направлению является Алтайское региональное Агентство поддержки малого и среднего бизнеса, в составе которого организован Центр деловой информации, ориентированный на проблемы малого бизнеса.
2.2. Основные направления государственной поддержки
малого предпринимательства в крае
Программа содержит пять основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства
1. Совершенствование нормативно - правовой базы, регулирующей малое предпринимательство в крае
Задачи по совершенствованию нормативно - правовой базы, регулирующей малое предпринимательство в крае, можно условно разделить на два направления.
Первая группа задач по этому направлению призвана прямо воздействовать на субъекты малого предпринимательства путем непосредственного воздействия на условия предпринимательства. К этой группе относится прежде всего законодательное обеспечение повышения эффективности работы малых предприятий по приоритетным для края видам деятельности. Сюда же относятся и мероприятия по упорядочению работы контролирующих ведомств и совершенствованию учета деятельности малых предприятий, проведение которых необходимо для правильной оценки перспектив и проблем в этой сфере экономики.
Главным же в этой группе задач является совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства. По данному вопросу в крае приняты:
Закон Алтайского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Алтайского края";
Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания "О применении Федерального Закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" на территории Алтайского края".
Указанные нормативно - правовые акты требуют дальнейшего совершенствования. По отношению к субъектам малого предпринимательства, занимающимся производством, особенно важно Постановление "О применении Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" на территории Алтайского края".
Вторую группу составляют задачи по дальнейшему формированию и развитию в крае системы государственной поддержки малого предпринимательства, которая, в свою очередь, оказывает влияние на сферу предпринимательства. В эту группу входят следующие задачи:
организация взаимодействия органов государственной власти края и органов местного самоуправления в этой сфере;
принятие закона Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, предусматривающего выделение средств для финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства на безвозвратной основе;
разработка инвестиционной программы, предусматривающей льготное кредитование субъектов малого предпринимательства на возвратной основе.
Перечень первоочередных мер по этому направлению содержится в разделе I второй части Программы.
2. Создание новых и укрепление имеющихся звеньев инфраструктуры, необходимой для функционирования малого предпринимательства и его государственной поддержки
За 1994 - 99 годы созданы основные звенья системы государственной поддержки малого бизнеса (таблица 4). Кроме того в крае уже имеются многие элементы рыночной инфраструктуры, к которым относятся прежде всего сеть коммерческих банков, страховые компании, ряд консалтинговых фирм и т.д.
Обеспечение устойчивого функционирования объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства остается основной задачей и стратегическим направлением государственной политики с целью оказания субъектам малого предпринимательства широкого спектра консалтинговых, информационных, маркетинговых, финансово - кредитных и обучающих услуг. Перечень первоочередных мер по этому направлению содержится в разделе II второй части Программы.