ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2003 года N 271
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2004-2007 ГОДЫ"
Фактически утратил силу, поскольку истек срок действия
Изменения в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000200500111 (от 17.03.2005 N 79)
НГР ru04000200700129 (от 27.03.2007 N 96)
НГР ru04000200800009 (от 16.01.2008 N 9)
Во исполнение Указа Президента Республики Бурятия от 24.03.2003 года N 84 "О республиканских целевых программах" и в целях повышения эффективности использования средств республиканского бюджета, направляемых на реализацию республиканских целевых программ, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Социальная политика в Республике Бурятия на 2004-2007 годы"* (далее - Программа), включающую в себя подпрограммы "Старшее поколение" на 2004-2007 годы, "Социальная поддержка инвалидов в Республике Бурятия" на 2004-2007 годы, "Государственный заказ" на 2004-2007 годы, "Кадры" на 2004-2007 годы, "Информатизация и автоматизация системы труда и социального развития Республики Бурятия" на 2004-2007 годы, "Улучшение условий и охраны труда" на 2004-2007 годы, "Подготовка персонала на производстве" на 2004-2007 годы.
2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство труда и социального развития Республики Бурятия (Ефимов С.Г.).
3. Государственному заказчику Программы предусматривать при разработке проектов республиканского бюджета на соответствующие годы выделение средств на реализацию республиканской целевой программы "Социальная политика в Республике Бурятия на 2004-2007 годы".
4. Министерству экономического развития и внешних связей Республики Бурятия (Думнова Т.Г.), Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) при формировании проектов республиканского бюджета на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию.
5. Государственному заказчику Программы ежеквартально представлять в Министерство экономического развития и внешних связей Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия информацию о ходе реализации Программы, включающую данные о финансировании, своевременности выполнения и эффективности программных мероприятий.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.Потапов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальная политика в Республике Бурятия на 2004-2007 годы"
В ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000200500111 (от 17.03.2005 N 79)
НГР ru04000200700129 (от 27.03.2007 N 96)
НГР ru04000200800009 (от 16.01.2008 N 9)
Наименование Программы | "Социальная политика в Республике Бурятия на 2004-2007 годы" |
Основание для разработки Программы | - Указ Президента Республики Бурятия c:\content\ngr\RU04DMJ200300419.doc "О республиканских целевых программах" |
Государственный заказчик Программы | - Министерство труда и социального развития Республики Бурятия |
Основные разработчики Программы | - Министерство труда и социального развития Республики Бурятия - Управление социальных гарантий и компенсаций Республики Бурятия |
- расширение сети и совершенствование деятельности стационарных и социальных учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологический центр, дома малой вместимости, дома временного пребывания, мобильные социальные службы, центры (клубы) для пожилых людей) Задачи подпрограммы: Задачи подпрограммы: обеспечение гарантий со стороны государства по охране труда и требуемого уровня социальной защиты работников, осуществляющих трудовую деятельность c:\content\ngr\RU04DMJ200300031.doc "О Программе деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий "От подъёма экономики - к устойчивому развитию" | |
c:\content\ngr\RU04DMJ200500112.doc | |
- строительство зданий и сооружений, реконструкция и капитальный ремонт зданий, находящихся в аварийном состоянии, увеличение количества мест в учреждениях, капитальный ремонт внутренних и наружных сетей для обеспечения нормального температурно-влажностного режима и безопасности проживающих - нормативно-правовое обеспечение охраны труда, организационно-техническое обеспечение охраны труда, лечебно-профилактическое и санитарно-гигиеническое обеспечение, информационно-методическое обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования, социальная, медицинская и профессиональная реабилитация работников, пострадавших на производстве - организационно-методические мероприятия развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового потенциала на производстве Республики Бурятия, мероприятия по государственной поддержке предприятий и организаций в области подготовки персонала на производстве в Республике Бурятия на 2004 - 2007 годы | |
c:\content\ngr\RU04DMJ200500112.doc | |
- Министерство труда и социального развития Республики Бурятия, Управление социальных гарантий и компенсаций Республики Бурятия, подведомственные организации отрасли, районные (городские) органы труда и социального развития населения, организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе,Министерство финансов Республики Бурятия, Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Комитет госслужбы, кадровой политики и по работе с местным самоуправлением Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, Министерство промышленности, производственной инфраструктуры и технологий Республики Бурятия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Министерство образования и науки Республики Бурятия, органы местного самоуправления | |
Объемы и источники финансирования Программы | - средства республиканского бюджета, всего - 41372,8 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам: "Старшее поколение" - 13728,1 тыс. рублей; |
c:\content\ngr\RU04DMJ200800009.doc | |
усиление защиты прав и законных интересов пожилых людей, нуждающихся в социальном обслуживании; | |
c:\content\ngr\RU04DMJ200500112.doc | |
- контроль за реализацией подпрограммы осуществляется в установленном порядке Министерством труда и социального развития Республики Бурятия совместно с Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия осуществляется Министерством труда и социального развития Республики Бурятия совместно с Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия подпрограмма "Кадры" - контроль за реализацией подпрограммы осуществляется в установленном порядке Министерством труда и социального развития Республики Бурятия совместно с Советом по кадровой политике при Президенте Республики Бурятия подпрограмма "Информатизация и автоматизация системы труда и социального развития Республики Бурятия" - контроль за реализацией подпрограммы осуществляется Министерством труда и социального развития Республики Бурятия, Управлением социальных гарантий и компенсаций Республики Бурятия совместно с Министерством экономики и внешних связей Республики Бурятия подпрограмма "Улучшение условий и охраны труда" - контроль за реализацией подпрограммы осуществляется в установленном порядке Министерством труда и социального развития Республики Бурятия,информация по выполнению пороговых значений индикативных показателей представляется в соответствии с Планом действий Правительства Республики Бурятия на 2004 - 2007 годы подпрограмма "Подготовка персонала на производстве" - управление подпрограммой осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Бурятия, ход реализации мероприятий подпрограммы рассматривается на заседаниях Совета по развитию персонала на производстве при Правительстве Республики Бурятия |
Подпрограммы содержат конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам, и исполнителям, которые направлены на реализацию целей программы "Социальная политика в Республике Бурятия на 2004-2007 годы".
На территории Республики проживают 230 тысяч пожилых людей, что составляет около 20 % от общей численности населения республики. Из них 145 тысяч граждан, получающих пенсию по возрасту. Число людей старше 60 лет составляет 138,6 тысяч человек, старше 80 лет - 6,4 тысяч человек. Ежегодный приток в категорию пожилых людей составляет 5,5 тысяч человек. Для современных условий жизни характерен процесс ухудшения социального самочувствия пожилых людей, большинство из которых оказалось малообеспеченным и нуждается в социальной защите. Среди пожилых людей только 22 процента практически здоровых.
В течение 3-х последних лет ежегодно оформляются около 300 человек одиноких пожилых граждан и инвалидов в стационарные социальные учреждения.
Учитывая, что часть стационарных социальных учреждений организованы на базе зданий имеющих большой физический и моральный износ, не обеспечиваются все необходимые условия по нормальному содержанию в соответствии с Федеральным Законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста" в части предоставления реабилитационных мероприятий медико-социального характера и обеспечения нормы площади на одного проживающего.
При установленном на федеральном уровне нормативе - 30 мест в стационарных социальных учреждениях на 10 тысяч жителей в республике данный показатель составил на 01.04.2003 года - 18,6 мест. В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг.
В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей и инвалидов требуются создание более комфортных условий проживания, организации качественной медико-социальной помощи и реабилитации.
В Республике Бурятия насчитывается более 60 тысяч инвалидов, что составляет 6,5% от общей численности населения республики. Тревогу вызывает и тенденция к увеличению числа граждан трудоспособного возраста, около 54% которых признаются инвалидами. Инвалиды составляют 42,7% от общего числа пенсионеров, 8,7% являются детьми-инвалидами. Отмечается ежегодный рост первичной инвалидности.
Среди основных причин роста можно выделить: медико-биологические (состояние здоровья и уровень лечебно-профилактической помощи), производственно-экологические (характер и условия труда и состояние окружающей среды), а также социально-бытовые, обусловленные недостаточной защищенностью населения от негативных явлений в социально-экономической сфере.
В результате изменений представлений о проблеме инвалидности изменились и подходы к ее решению, наметилось устойчивое стремление к структурной перестройке и реорганизации служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, к развитию системы реабилитационной индустрии и формированию отечественного рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам.
Абзац исключен постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.03.2005 N 79
Одним из более перспективных направлений обеспечения единства и комплексности реабилитационных мероприятий является работа по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов в реабилитационных центрах, все учреждения экспертизы и реабилитации инвалидов Республики Бурятия нуждаются в улучшении материально-технической базы и оснащении медицинским, технологическим и иным оборудованием и создании единой системы информационного обмена, что обусловило необходимость решения проблемы программными методами.
Материально-техническая база стационарных учреждений социального обслуживания имеет большой физический и моральный износ. В учреждениях социального обслуживания пожилых людей и инвалидов требуется создание более комфортных условий проживания, способствующих поддержанию интереса к жизни, соответствующих их возрасту и состоянию здоровья.
Основной целью подпрограммы является укрепление материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания населения, включая приобретение технологического оборудования, завершение текущего и капитального ремонта объектов социально-бытовой инфраструктуры.
В рамках подпрограммы предусматривается решение следующих задач: улучшение условий проживания в стационарных социальных учреждениях, совершенствование деятельности стационарных социальных учреждений в соответствии с существующими санитарными нормами и правилами.
Основными направлениями реализации подпрограммы является: приобретение строительных материалов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений для расширения и поддержания нормальных условий в сети стационарных социальных сооружений, замены аварийных и увеличения количества мест в учреждениях.
В настоящее время Министерство труда и социального развития Республики Бурятия занимается решением проблем почти всех категорий населения республики. К главным и приоритетным направлениям деятельности относятся: управление социально-трудовыми отношениями, регулирование социально-демографических процессов, предоставление социальных гарантий, развитие и совершенствование системы социальной поддержки и социального обслуживания населения, сохранение и развитие материальной базы и развитие кадрового потенциала.
В системе труда и социального развития трудятся 4445 человек, из них с высшим образованием - 805 специалистов, со средне-специальным - 748 специалистов, и с профильном образованием - 757 человек. Ежегодно более 200 человек повышают квалификацию, 215 обучается заочно в учебных заведениях республики и за пределами.
Ежегодно система труда и социального развития претерпевает ряд структурных преобразований, расширяются функции, создаются новые социальные службы в соответствии с новыми потребностями населения республики.
Для решения главных задач по повышению уровня жизни населения, качественного подхода по социальному обслуживанию и социальной поддержке населения и создания комфортных условий проживания в учреждениях отрасли необходимо совершенствовать подходы к формированию и развитию кадрового потенциала, повышать требования к профессиональной компетенции и мастерства специалистов, выработке эффективных критериев оценки деятельности, усилению ответственности кадров за качество, обоснованность, грамотность и эффективность принимаемых решений.
В органах труда и социального развития внедрены и эксплуатируются социально-ориентированные программные комплексы, которые сопровождаются централизовано Министерством труда и социального развития Российской Федерации, а также комплексы, сопровождаемые Управлением социальных гарантий и компенсаций Республики Бурятия.
Автоматизированы самые трудоемкие процессы - адресные социальные ежемесячные выплаты, начисление, учет и отчетность по ним.
Для работы специалистов Министерства труда и социального развития Республики Бурятия (министерства) имеются электронные справочно-правовые системы. Для оперативного получения всесторонней информации имеется доступ к глобальной сети - Интернет.
В системе труда и социального развития к настоящему времени сложилась отраслевая информационная система (ОИС), ориентированная на социальные выплаты, созданы базы данных (БД) получателей пособий, компенсаций, субсидий, адресной социальной помощи на заявительной основе.
В связи с появлением новых направлений работы министерства, а также с возросшими возможностями системного и аппаратного обеспечения возникла необходимость технического развития и переориентирования ОИС на решение управленческих задач на основе грамотного использования создаваемых информационных ресурсов. Для решения государственных задач по обеспечению адресности при предоставлении льгот и компенсационных выплат необходимо создать единое информационное пространство в социальной сфере об отдельных категориях граждан.
В условиях формирования новых экономических отношений, либерализации экономики и приоритета принципов рыночных отношений в функционировании экономической системы государства обозначился новый круг проблем, связанных с соблюдением условий и требований охраны труда, сохранением здоровья работников организаций всех организационно-правовых форм собственности. И, как следствие, особую важность приобретают задачи по формированию новых подходов к Государственному управлению охраной труда и сохранению здоровья работающих.
Положение в сфере условий и охраны труда в республике, несмотря на некоторые признаки улучшения, требует принятия дополнительных мер.
Продолжает оставаться высоким удельный вес работников, занятых на работах с условиями труда, не соответствующими требованиям по охране труда. Так, по данным Госкомстата Республики Бурятия за 2002 год в основных отраслях экономики (промышленность, строительство, транспорт и связь) каждый пятый работник был занят на работах с условиями труда, не отвечающими действующим нормам и правилам, что в целом по республике составило около 18 тысяч человек или 20 % от списочной численности работников. Кроме того, отмечается изменение структуры работников, работающих под воздействием вредных факторов производства. В 2002 году удельный вес работающих в условиях повышенного уровня вибрации составил 4,8 % от списочной численности работников (в 2001 г.-3,8 %), повышенной запыленности воздуха - 7,5% (в 2001 г. - 7,8%), повышенной загазованности воздуха-7,0% (в 2001 г. - 6,8 %). Удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, в 2002 году составил 5,7 % от списочной численности работающих, а в 2001 году - 4,7 %. В 2002 году удельный вес работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в частном секторе экономики составил 20,6 %, в организациях государственной и других форм собственности-19,2 % и 20,9 % соответственно.
Следствием неудовлетворительных условий труда является профессиональная заболеваемость. В республике в 2002 году зарегистрировано 68 случаев хронических профессиональных заболеваний против 31 случая в 2001 году, причем данные показатели не отражают истинного положения дел, так как имеет место значительное количество не выявленных профессиональных заболеваний в результате низкого качества проводимых медицинских осмотров.
Производственный травматизм в республике по-прежнему представляет серьезную опасность для здоровья и жизни значительного количества работников. По данным Госкомстата Республики Бурятия из 801 организаций, обследованных в течение 2002 года, на 162 пострадали от травм и временно утратили трудоспособность 472 человека, в том числе в промышленности - 242 человека, строительстве - 45 человек, на транспорте - 55 и в сельском хозяйстве - 35 человек. Из общего числа пострадавших 23,3 % составляют женщины.
В результате травм на производстве за 2002 году погибло 25 человек. Наибольший уровень смертельного травматизма сложился в промышленности-10 человек или 40 % от всего числа несчастных случаев со смертельным исходом.
Неудовлетворительно решаются вопросы улучшения условий и охраны труда женщин. В целом по республике в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в 2002 году трудилось 3 653 женщины, что составило 11,6% от списочной численности работающих женщин. В 2002 году отмечено снижение на 30%, по сравнению с показателями 2001 года, количества женщин, занятых тяжелым физическим трудом, что составило 201 человек. Также тяжелая ситуация сложилась в системе организации труда беременных женщин. На большинстве организаций республики отсутствуют цеха и участки для перевода беременных женщин на работу с соответствующими условиями труда, в результате беременные женщины остаются на рабочих местах с условиями труда, несовместимыми с их положением, подвергая риску свое здоровье и здоровье будущих детей. Все это в дальнейшем проявляется в виде осложнений беременности и родов и приводит к росту врожденных пороков у детей.