ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 1999 года N 273
О РАЗВИТИИ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА
Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000200800610 (от 21.10.2008 N 480)
Изменения: НГР ru04000200200010
НГР ru04000200500224
В целях возрождения и развития ремесленничества в республике, как составной части малого предпринимательства, считая поддержку развития ремесленничества важнейшей задачей, способствующей решению проблем занятости населения и во исполнение Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" и постановления Правительства Республики Бурятия от 21.12.98 N 422 "О мерах по стимулированию въездного и внутреннего туризма в Республике Бурятия", а также расширения производства и реализации сувениров Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить представленную Комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства Концепцию развития ремесленничества в Республике Бурятия (приложение N 1).
Координацию деятельности ремесленничества в сфере товарного производства, художественных промыслов и изготовления сувениров проводить художественно - экспертным советом Республики Бурятия на основе территориально - производственных зон свободного предпринимательства; в сфере услуг - Комитету по поддержке и развитию малого предпринимательства в IV квартале 1999 года представить основные направления совершенствования государственной политики в сфере услуг (параметры, приоритеты, формы развития государственной поддержки, сертификации и т.д.).
Пункт 2 утратил силу: постановление Правительства Республики Бурятия от 04.03.2005 N 60.
3. Министерству социальной защиты населения и труда (Ефимов С.Г.) совместно с Ремесленной Палатой Республики Бурятия (Иванова Л.А.) до 1 октября 1999 года в соответствии с единым тарифно - квалификационным справочником определить перечень ремесленных профессий, на которые распространяется действие настоящего постановления.
4. Министерству образования и науки Республики Бурятия (Намсараев С.Д.) совместно с Ремесленной Палатой Республики Бурятия (Иванова Л.А.) до 1 сентября 1999 года определить учебные заведения начального профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов по декоративно - прикладному искусству.
5. Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия оказывать содействие безработным гражданам, зарегистрированным в органах государственной службы занятости населения, в переподготовке и создании собственного дела в сфере народных художественных промыслов.
6. Определить по согласованию с базовыми предприятиями по координации деятельности - производства и реализации ремесленников товарного производства территориально - производственные зоны свободного предпринимательства ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное объединение", ОАО "Судостроительный завод".
7. Предложить предпринимателям - ремесленникам товарного производства принять участие в конкурсе претендентов внешних участников ТПЗ ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное объединение", ОАО "Судостроительный завод" согласно положению о конкурсе, утвержденному Координационным советом ТПЗ 07.09.97.
8. Министерству культуры Республики Бурятия (Раднаева Е.Б.) совместно с ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное объединение" и "Судостроительный завод" в месячный срок разработать положение и провести в IV квартале 1999 года конкурс на лучший образец сувенирной продукции.
9. Рекомендовать органам местного самоуправления:
9.1. Рассмотреть вопрос об освобождении ремесленников при наличии членства в Ремесленной Палате Республики Бурятия или ее районных отделениях от уплаты:
- аренды нежилых помещений, зачисляемых в местные бюджеты;
- коммунальных услуг.
9.2. Оказывать всестороннюю поддержку профессиональным художникам, народным мастерам и умельцам, хозяйствующим субъектам, разрабатывающим и производящим сувенирную продукцию и содействовать в ее реализации.
10. Предложить Федеральному государственному унитарному предприятию "Бурятская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (Варфоломеев А.Г.) и средствам массовой информации совместно с Министерством культуры Республики Бурятия (Раднаева Е.Б.), Всебурятской Ассоциацией развития культуры (Дугаров Д-Н.) развернуть широкую информационно - рекламную компанию в республике по развитию ремесленничества.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Агалова В.К.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
Н.И.БЫКОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Ремесленное дело является одним из важных секторов современной многоукладной социально - рыночной экономики. Широкая сеть мелких (ремесленных) предприятий, рост количества частных предпринимателей - ремесленников создают благоприятные предпосылки для развития эффективной конкуренции на рынке, а их гибкость и мобильность дают возможность решить целый комплекс хозяйственных и социальных задач - от более полного удовлетворения населения сравнительно дешевыми и необходимыми в повседневной жизни товарами народного потребления до расширения занятости (в том числе людей с самыми различными свойствами интеллекта, психики и физических возможностей, людей с различным запасом знаний и разными профессиональными интересами). Развитие ремесленничества способствует социальному выравниванию, что создает предпосылки для стабильности.
В настоящее время ремесленничество утратило свои господствующие позиции как система производства, однако оно продолжает существовать во многих развитых странах мира, получая государственную поддержку как часть малого предпринимательства, либо как самостоятельная система производства.
Сегодня этот положительный опыт должен быть изучен, обобщен и учтен, прежде всего, в области ремесленничества и создания ремесленных общественных объединений, выражающих и защищающих интересы ремесленников в органах государственной власти и управления.
В данный момент отсутствует законодательно утвержденный список ремесел и промыслов, нет и закона о ремеслах, который бы регулировал социально - правовые и экономические стороны этой деятельности.
Таким образом, в современных условиях ремесленничество представляет собой важное, с точки зрения экономической эффективности и социальной стабильности, явление, развитие которого государство должно непременно взять под свою опеку, обеспечивая ему всемерную поддержку и рост.
В силу ряда особенностей ремесленное предприятие в нашей стране имеет небольшие размеры и не превышает параметры, установленные законодательством Российской Федерации для малого предпринимательства.
Таким образом, можно определить ремесленника как представителя малого предпринимательства, занимающегося изготовлением, как правило, ручным способом каких-либо изделий и (или) услуг при помощи собственных орудий труда.
Ремесленничество - часть субъектов малого предпринимательства, для которых характерно изготовление продукта труда или предоставление услуг в малом объеме или по индивидуальным заказам с высокой долей ручного труда и с творческим использованием собственных особых знаний, навыков и умений, как правило, без функционального и производственного разделения труда внутри ремесленного предприятия, на основе собственности ремесленника (мастера) на средства производства.
Такое определение позволяет распространить на ремесленничество нормативно - правовую базу поддержки малого предпринимательства. Для того, чтобы выделить из всей совокупности малых предприятий ремесленные, в качестве основных критериев ремесленного производства нами предлагаются следующие:
- принадлежность к отраслям обрабатывающей промышленности или сфере услуг;
- высокая доля ручного труда в процессе производства;
- незначительное разделение труда внутри ремесленного предприятия;
- непосредственное участие собственника в процессе труда или процессе производства;
- мелкотоварный характер производства (малосерийность выпускаемой продукции).
В республике существует достаточно широкий слой хозяйствующих субъектов, которые могут быть отнесены к категории ремесленников. Большей своей частью эти предприятия не могут рассчитывать на стабильное существование в условиях рынка и равные конкурентные возможности по сравнению с иными формами предпринимательства, поскольку их существование осложняется рядом моментов, наиболее существенные из которых:
1. Неустойчивый спрос на продукцию и услуги ремесленничества, слишком большие для этого вида деятельности налоги, а также различные поборы.
2. Недостаточные инвестиционные возможности (отсутствие достаточных для развития собственного дела накоплений и необеспеченность кредитов).
3. Разобщенность ремесленничества, вытекающая из индивидуального характера труда и отсутствия объединений именно этой части производителей.
4. Отсутствие у ремесленников достаточных экономических, юридических и прочих знаний для участия в рыночных отношениях.
Необходимость государственной поддержки ремесленничества, его возрождение и развитие обусловлено следующим:
1. Ремесленничество дает средства к существованию достаточно широкому слою населения, являясь одновременно одним из средств первоначального накопления капитала.
2. Ремесленное производство способствует насыщению рынка товарами и услугами и в ряде секторов производства способно конкурировать с крупными производителями.
3. Ремесленное производство имеет возможность более гибкого реагирования на изменения рынка, что обеспечивает его относительную устойчивость.
4. Развитие ремесленничества снижает уровень безработицы.
5. Ремесленничество сохраняет и развивает историко - бытовые традиции, культуру народа.
6. Вовлечение в ремесленное производство развивает самодеятельность населения, позволяет раскрыть личные качества человека, способствует его самореализации и вовлечению в рыночные отношения.
7. Слой ремесленников - часть среднего класса, существование которого обеспечивает стабильность общества.
Государственная поддержка возрождения и развития ремесленничества должна быть направлена, в первую очередь, на создание благоприятных социально - экономических, правовых условий и содействие самоорганизации ремесленничества.
В связи со спецификой ремесленного производства, ориентированного в большей степени на местный рынок, его государственная поддержка должна осуществляться, в первую очередь, на региональном и муниципальном уровне.
Она включает в себя:
1. Создание благоприятной нормативно - правовой базы, в том числе закрепление в законах и нормативных актах правовой основы развития ремесленничества, предоставление ремесленничеству льгот (в первую очередь по аренде помещений и налогам, исходя из принадлежности к малому предпринимательству и учитывая его специфический характер).
2. Оказание государственной поддержки в области обучения и подготовки кадров по ремесленным специальностям:
- подготовка специалистов экономических специальностей - организация стажировок по ремесленным специальностям;
- организация платной подготовки специалистов по декоративно - прикладному искусству в учебных заведениях начального профессионального образования на имеющейся учебно - материальной базе, предусматривая ее дальнейшее развитие;
- открыть специальность 0515 "Декоративно - прикладное искусство и народные промыслы в учебных заведениях НПО за счет многоканального финансирования.
3. Помощь в создании развитой инфраструктуры поддержки ремесленничества:
3.1. Организация системы информационно - консалтинговых услуг по следующим направлениям:
- экспертиза и консультационная помощь в создании и функционировании ремесленных предприятий;
- система информационного обеспечения о рынках сбыта товаров (в том числе и международных рынках), сырья и материалов.
3.2. Помощь в самоорганизации ремесленников и содействие их кооперации.
3.3. Участие на конкурсной основе в функционировании ТПЗ свободного предпринимательства в качестве внешнего участника привнесенного производства.
3.3. Организация рекламно - маркетинговой деятельности.
4. Имущественная поддержка: выделение на цели развития ремесленничества помещений, находящихся в муниципальной собственности.
5. Правовая поддержка:
- защита авторского права ремесленников на созданный товар;
- юридические консультации.
6. Формирование общественного мнения, благоприятного для развития ремесленничества, в том числе через средства массовой информации.
7. Помощь в создании региональных программ поддержки и развития ремесленничества.
Приложение N 2 утратило силу: постановление Правительства Республики Бурятия от 04.03.2005 N 60
Приложение N 3 утратило силу: постановление Правительства Республики Бурятия от 04.03.2005 N 60