ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства Республики Бурятия
от 29 апреля 2000 года N 129
О Концепции демографического развития Республики Бурятия на период до 2010 года
В целях совершенствования форм и методов регулирования социально-демографических процессов, повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в социальной сфере Правительство Республики Бурятия
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию демографического развития Республики Бурятия на период до 2010 года.
2. Поручить Министерству труда и социального развития Республики Бурятия (Ефимов С.Г.) с участием Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Базаров Б.В.) разработать программу и организовать комплексное социологическое исследование миграционных процессов в Республике Бурятия.
3. Министерству труда и социального развития Республики Бурятия (Ефимов С.Г.), Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) при формировании республиканского бюджета на 2003 год предусмотреть финансирование комплексного социологического исследования в размере 200 тысяч рублей. Министерству труда и социального развития (Ефимов С.Г.) в 1 полугодии 2003 года по результатам исследования по необходимости провести корректировку мероприятий Концепции.
4. Руководителям министерств и ведомств принять необходимые меры по выполнению положений Концепции демографического развития.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в реализации положений Концепции демографического развития.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по социальной политике Ханхалаева Е.К.
Президент-Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.Потапов
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 29.04.2002 N 129
КОНЦЕПЦИЯ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Введение
Концепция демографического развития Республики Бурятия (далее - Концепция) представляет собой систему определений целей, задач и приоритетов государственного воздействия на демографическое развитие. В Концепции сформулированы основные направления государственной политики Республики Бурятия в области народонаселения до 2010 года.
Концепция должна формировать правовое и идеологическое пространство, в рамках которого органы государственной власти Республики Бурятия, а также органы местного самоуправления призваны решать вопросы, связанные с рождаемостью, оказанием поддержки семье, укреплением здоровья, продолжительностью жизни, миграцией и иными аспектами демографического развития.
Концепция охватывает период до 2010 года, что обусловлено инерционностью демографических процессов и долгосрочностью ожидаемых результатов. Меры по реализации Концепции являются частью демографической политики Российской Федерации.
Концепция разработана сотрудниками Министерства труда и социального развития Республики Бурятия: кандидатом философских наук Б.В.Хараевым и Н.С.Гориной под научно-методическим руководством доктора социологических наук П.А.Чукреева и общим руководством С.Г.Ефимова.
Проект Концепции прошел экспертную оценку в Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН и в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Научное консультирование при разработке Концепции осуществляли академик РАН Н.М.Римашевская, доктор философских наук, профессор Ю.Б.Рандалов и кандидат социологических наук Е.В.Петрова.
В процессе разработки теоретико-методологических подходов использованы аналитические материалы и методические разработки Министерства труда и социального развития Республики Бурятия, Министерства здравоохранения Республики Бурятия, Министерства образования и науки Республики Бурятия, Государственного комитета Республики Бурятия по статистике, Государственного комитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту. При разработке мероприятий по реализации Концепции использовались предложения и рекомендации многих министерств и ведомств Республики Бурятия, а также федеральных органов исполнительной власти: Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия, Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия, Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Бурятия.
I. Состояние и тенденции изменений демографической
ситуации в Республике Бурятия
Демографическое развитие Республики Бурятия приобрело за последние 10 лет характер депопуляции - устойчивого превышения воспроизводства. Численность постоянного населения сократилась с 1059,4 тыс. человек на 1 января 1992 года до 1019,4 тыс. человек на 1 января 2002 года (по данным Госкомстата). При этом естественная убыль населения за 1992-2001 годы составила 6,2 тыс. человек, а миграционные потери - 33,8 тыс. человек.
Снижение показателей рождаемости привело к тому, что в Республике Бурятия не обеспечивается простое воспроизводство населения, то есть замещение поколения родителей поколением детей. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной в течение всей жизни) составляет 1,42 при необходимом показателе - 2,15. Рождаемость в расчете на 1000 населения снизилась с 18,2 человек в 1990 году до 11,4 - в 2001 году. Вместе с тем данный показатель в Бурятии значительно выше, чем в целом по Российской Федерации, где в 2000 году было 8,3 рождений на 1000 населения. Резкое снижение рождаемости является реакцией населения на снижение жизненного уровня, при этом наблюдается не отказ, а откладывание рождения детей. На данное обстоятельство указывает изменение структуры рождаемости: повышается удельный вес первенцев и сокращается удельный вес вторых и следующих детей.
Снижение рождаемости сопровождается повышением уровня смертности населения до 13,5 человек на 1000 населения в 2001 году (по данным Госкомстата). Высокие показатели смертности населения определяются в основном такими причинами, как болезни кровообращения - 46,3%, травмы, отравления и несчастные случаи - 25,1%, злокачественные новообразования - 12,1%. Как особый негативный фактор выступает высокая смертность от неестественных причин трудоспособного населения, в основном, мужчин (до 80%). Состояние здоровья и уровень смертности населения адекватно отражаются в низком показателе ожидаемой продолжительности жизни. Ожидаемая продолжительность жизни в республике составила 63,2 лет, что на 2,7 лет ниже российского показателя - 65,9 лет. При этом ожидаемая продолжительность жизни составила у мужчин 57,3 лет, у женщин - 69,8 лет.
Особыми показателями смертности выступают младенческая и материнская смертности, которые рассматриваются в международных стандартах как объективные критерии состояния медицинского обслуживания и социально - экономического развития в целом. Материнская смертность в Бурятии достигла к 2000 году уровня 9 на 1000 рожениц, что в два раза выше российского показателя (4,4). В 2001 году оставался высоким показатель младенческой смертности - 18,8 на 1000 родившихся живыми, что на 2,6 выше российского показателя.
Снижение рождаемости сопровождается кризисными явлениями в сфере семейно-брачных отношений. При сокращении коэффициента брачности растет коэффициент разводимости. Фактически на каждые два заключаемых брака приходится один развод. Снижение брачности вызвано когортным эффектом: число 20 - 25-летних снижалось как результат низкой рождаемости в конце 60-х - начале 70-х годов. Повышение разводимости объясняется причинами социально - экономического развития последних 10 лет. Материальная и жилищная неустроенность молодых семей (до 3 лет состояния брака) приводит к риску развода в первые годы совместной жизни. Прямая зависимость семейного благополучия от социально - экономических факторов косвенно подтверждается распространением неофициальных браков, которые непосредственно повышают удельный вес внебрачной рождаемости. Наличие специальных льгот и пособий (пусть и небольших) для матерей-одиночек обеспечивает распространение модели неофициальных браков. Поэтому, если в 80-е годы внебрачная рождаемость составляла 10-11%, то в середине 90-х она повысилась до 31 - 32%, а в 2000 году составила 42% от всех родившихся.
В начале ХХI века демографическое сознание и поведение населения изменилось от прежней "иждивенческой" модели брака к "западной", когда вступление в брак или рождение первого ребенка откладывается до достижения семьей материальной и финансовой независимости.
Значительное снижение численности населения республики связано с выбытием жителей за ее пределы. В 1997 и 1998 годах отток населения в другие субъекты Российской Федерации составлял ежегодно свыше пяти тысяч человек, в следующие два года отмечается некоторое снижение: в 1999-2001 годах - до 4,5 тыс. человек. Конечными адресами выбытия жителей республики являются более благополучные регионы России: Центральный район, Восточно-Сибирский федеральный округ (в основном Иркутская область). Молодежь 16-29 лет составляет до половины всех выбывших (49% в 2000 году), а трудоспособное население - около 74%. Основная причина выбытия молодых людей в возрасте 16-19 лет связана с учебой (71%), в возрасте 20-29 лет - с поиском работы (33%). Значительная часть мужчин (31%) покидает республику в поисках работы (у женщин - 17%).
Продолжается выбытие населения из сельской местности. Село покидают молодые люди. Так, за 2000 год отток мигрантов в возрасте 16-29 лет составил 2,2 тыс. человек, или 72% от всего оттока из сельской местности. С отъездом молодежи увеличивается доля пожилых лиц в возрасте 65 лет и старше. По состоянию на 1 января 2001 года удельный вес пожилых людей и стариков в общем составе населения составил в сельской местности 10%, в городской - 7,7%.
Миграционный отток населения из Республики Бурятия как приграничного региона не только ограничивает потенциал ее развития в ближайшие десятилетия, но и отрицательно влияет на геополитическую устойчивость Российской Федерации. В 90-е годы стала проявляться новая тенденция в миграционном движении населения - приток на постоянной или временной основе мигрантов из-за рубежа, в основном из КНР.
При сохранении современных демографических тенденций уже в 2006 году численность населения Бурятии по прогнозу Госкомстата составит менее 1 млн. человек. При этом количественное снижение населения будет сопровождаться ухудшением его возрастной структуры, сократится доля детей и возрастет доля лиц старше трудоспособного возраста. Вместе с тем до 2006 года будет происходить рост трудоспособного населения, что обуславливается вступлением в его состав многочисленных поколений, рожденных во второй половине 80-х годов. Тяжелый демографический провал в рождаемости на всем протяжении 90-х годов приведет к тому, что после 2006 года численность трудоспособного населения начнет быстро сокращаться. Данное сокращение за 10 лет (до 2016 года) только по объективным причинам замещения поколений составит порядка 70 тыс. человек.
Изменения возрастной структуры населения Республики Бурятия уже привели к сокращению почти наполовину числа детей в возрасте 0 - 6 лет (на 1 января 1989 года - 159,4 тыс. человек, на 1 января 2001 года - 80,6 тыс. человек). Началось сокращение численности населения в возрасте 7-15 лет. В этих условиях основным действием по стабилизации демографической ситуации в регионе должны стать меры по снижению оттока населения из республики. Необходимо прилагать максимальные усилия по закреплению группы потенциальных мигрантов в возрасте 16-29 лет через повышение возможностей самореализации молодежи.
Особенности социально-демографического развития Республики Бурятия определяют общую постановку целей и задач данной Концепции. Изменения демографического сознания, сопровождаемые позитивными социально-экономическими процессами (повышение уровня жизни, снижение уровня безработицы и т.д.), могут вызвать положительное изменение уровня рождаемости только в отдаленной перспективе (20 - 30 лет). Поэтому сейчас должны создаваться предпосылки - условия роста рождаемости. Необходимо содействовать реализации установок на рождение детей, особое значение необходимо уделять рождению вторых и третьих детей в существующих семьях. При этом качественный рост рождаемости возможен только в условиях повышения родительской ответственности и устойчивости семьи.
II. Цели и задачи демографического развития
Главной целью демографического развития Республики Бурятия до 2010 года является преодоление тенденций демографического спада 90-х годов, стабилизация численности населения, создание условий для последующего демографического роста населения республики.
В соответствии с поставленной целью формулируются задачи.
В области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
- улучшение репродуктивного здоровья населения;
- распространение ценностей здорового образа жизни;
- улучшение качества жизни пожилых людей, хронических больных и инвалидов.
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
- создание предпосылок для стабилизации и повышения рождаемости;
- всемерное укрепление семьи, распространение системы семейных ценностей;
- обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении детей;
- содействие формированию чувства социальной ответственности в вопросах семьи и брака.
В области миграции и расселения:
- оптимизация миграционных связей Республики Бурятия с другими регионами Российской Федерации и зарубежными странами;
- создание условий самореализации молодежи;
- регулирование внутри республиканской миграции путем достижения соответствия объемов, состава и направлений интересам социально - экономического развития Республики Бурятия;
- создание условий для миграционного притока в Республику Бурятия с целью возмещения естественной убыли и удовлетворения потребностей рынка труда.
III. Приоритеты демографического развития
Приоритетные направления демографического развития Республики Бурятия до 2010 года устанавливаются исходя из современной демографической ситуации в республике и среднесрочных прогнозов ее развития.
В области укрепления здоровья населения, повышения ожидаемой продолжителности жизни определены следующие приоритеты:
- формирование у населения навыков здорового образа жизни, возрождение системы массового санитарно - гигиенического просвещения;
- повышение уровня репродуктивного здоровья населения, развитие службы охраны материнства и детства при совершенствовании первичной медико-санитарной помощи новорожденным и детям, создание перинатальных центров;
- укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет профилактических мер по борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией, пропаганды здорового образа жизни, а также путем развития и активизации физической культуры и оздоровительных видов спорта;
- обеспечение ранней диагностики и качественного лечения нарушений здоровья за счет повышения роли первичной медико - санитарной помощи, развития стационарозамещающих технологий и структурно - организационных преобразований в сети учреждений здравоохранения;
- обеспечение условий снижения общего уровня смертности населения, особое внимание уделяется сохранению здоровья трудоспособного населения. Создание особых условий по сохранению здоровья и увеличению продолжительности жизни коренных малочисленных народов Севера Бурятии.
Для эффективной профилактической работы в области укрепления здоровья граждан и повышения ожидаемой продолжительности жизни необходимо объединение и координация усилий государственных и муниципальных органов всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций. Пропаганда здорового образа жизни и возрождение системы массового санитарно-гигиенического просвещения возможно только при активной поддержке средств массовой информации.
Проблемой, требующей безотлагательного решения, выступает снижение факторов преждевременной смертности населения, особенно мужчин в возрасте 20-50 лет. Особое внимание следует уделять усилиям по снижению потребления алкоголя, предотвращению массовой наркомании и снижению табакокурения.
В целях улучшения психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности специалистов психотерапии.
Реализация специальных программ по снижению рисков социальных заболеваний (ВИЧ-инфекция, туберкулез, заболевания, передаваемые половым путем) должна сопровождаться созданием новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию населения, прежде всего молодежи.
Обеспечение охраны и улучшение условий труда, снижение производственного травматизма должны повысить свое качество как механизм защиты и укрепления здоровья трудоспособного населения.
Необходим поиск новых форм оказания социальной и медицинской помощи категориям населения, оказавшегося в трудных жизненных обстоятельствах.
Особое внимание будет уделяться обеспечению сферы жизнедеятельности пожилых граждан и инвалидов как категорий граждан, чьи адаптационные возможности к структурным изменениям общества ограничены.
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определено следующее:
- формирование системы социальных ценностей полной семьи с двумя и более детьми, разработка и внедрение просветительских программ с целью возрождения престижа семьи, семейных традиций, родительского авторитета;
- обеспечение социально-экономического благополучия семьи, оказание государственной помощи молодым специалистам, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- повышение качества социальной помощи семьям, включая помощь адресного характера. Совершенствование системы материальной помощи при рождении ребенка;