Недействующий

О программе развития сельских автомобильных дорог Республики Бурятия до 2010 года (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

8.6 Мероприятия по сокращению отрицательного воздействия
на окружающую среду

Автомобильные дороги, как и любые другие технические сооружения, оказывают влияние на состояние и качественные параметры природных систем.

В состав объектов, которые воспринимают транспортно - дорожные воздействия и могут изменять свое состояние под их влиянием, входят компоненты окружающей среды, с которыми устанавливаются системные связи разового или постоянного характера. Это природные и социально - экономические объекты.

Природные объекты воздействия это атмосферный воздух, геология и подземные воды, поверхностные воды, почвенный покров и земельные ресурсы, растительность и животный мир. К социально - экономическим относятся: население, структура землепользования, транспортная инфраструктура, особо охраняемые объекты и территории и собственно эстетика ландшафта.

Республика Бурятия расположена на юге Восточной Сибири в центральной части Азиатского материка, примыкая к восточному побережью озера Байкал. Площадь 351,3 тыс. кв. км. Климат - резко континентальный. Температура воздуха колеблется от 40 градусов по Цельсию летом до минус 50 градусов зимой. Среднегодовая температура отрицательная от минус 1 град. С до минус 6,5 град. С. Осадки за теплый период года составляют от 240 до 360 мм, за холодный период года от 20 до 80 м.

Республика располагает крупным массивом естественного растительного покрова. Основные направления хозяйственной деятельности связаны с использованием лесных ресурсов, естественной кормовой базой животноводства и дикорастущих полезных растений. Под сельскохозяйственными угодьями занято 3151,4 тыс. га или около 9% общей земельной площади.

Леса на территории Бурятии размещены неравномерно. Лесистость варьируется от 10% до 95% (в горной тайге), составляя в целом по республике 62%. Все леса относятся к категории горных, с преобладанием хвойных пород.

Значительные площади степных пастбищ определяют региональную специализацию животноводства, значительную долю которого составляет овцеводство. Однако существующая практика использования пастбищ показывает, что эксплуатация природных сенокосов и пастбищ ведется на износ. В результате резко снизилась продуктивность угодий и возросла их деградация. Невысокие запасы органических веществ и отрицательный баланс гумуса в почвах неблагоприятно сказывается на балансе питательных веществ для растений. Часть сельскохозяйственных угодий подвержена эрозионным процессам - ветровой и водной эрозии. Наибольший смыв почв происходит с сельскохозяйственных территорий и площадей со сплошными вырубками лесов и гарей, особенно расположенных на крутых склонах. Вследствие сокращения площади лесов в лесостепной зоне и снижения лесистости нарушился гидрологический режим территории, из-за чего усыхают родники, малые реки, увеличивается мутность рек, усилились паводки, вырос размыв берегов. Исходными моментами почвенно - грунтовых разрушений и нанесения урона растительности, помимо остальных причин, в том числе являются и грунтовые лесохозяйственные дороги, зимники.

На территории республики площадь, пригодная для обитания диких животных, определяется в 33 млн. га. Животный мир Республики достаточно разнообразен. Основными промысловыми животными являются: лось, изюбрь, косуля, кабан, кабарга, северный олень, волк, медведь, соболь, белка, лисица, ондатра, глухарь, рябчик.

На территории Республики Бурятия насчитывается 25 крупных и средних рек и около 9 тысяч мелких рек и ручьев, из них около 2,5 тысяч длиной более 10 км, 6,5 тысяч - длиной менее 10 км. Водные объекты относятся к бассейнам рек Енисей (Карское море), Лена (море Лаптевых) и к бассейну озера Байкал. В бассейне озера Байкал насчитывается 16,5 тысяч озер. Малые речки составляют подавляющее большинство (98% всех рек республики). Чрезвычайная разветвленность малых рек обусловила интенсивное использование их водных ресурсов в интересах орошаемого земледелия, сельского хозяйства, рыбного хозяйства, отведения сточных вод, добычи полезных ископаемых и т.д. Прогрессирующее антропогенное воздействие на малые реки привело к загрязнению, истощению, а в ряде случаев и к практическому исчезновению малых рек, как естественных водотоков.

Ихтиофауна водоемов Бурятии отличается большим видовым многообразием, включает 56 видов рыб, промысловое значение имеют менее 20 видов. Имеются эндемичные виды и виды, занесенные в Красную книгу.

Подземные воды на территории республики распространены практически повсеместно, за исключением альпинотипных участков Восточного Саяна и Северного Прибайкалья, где подземные воды либо проморожены, либо сдренированы на глубину до 400 - 500 м. Преимущественным распространением пользуются грунтовые трещинные воды в разнообразных интрузивных, эффузивных и метаморфических пород, воды рыхлых осадков.

Программой на основании оценки общего фактического транспортно - эксплуатационного состояния сельских дорог рекомендован выбор минимально необходимого количество дорог с целью осуществления мероприятий по приведению их в нормативное состояние для последующей передачи в сеть дорог общего пользования.

Развитие сети дорог общего пользования, обеспечивающей надежные экономические связи между всеми населенными пунктами республики, внесет максимальный вклад в стабилизацию и подъем экономики и улучшение условий жизни населения сельских районов Республики Бурятии.

Экологическая обстановка в республике, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, остается напряженной. Основной причиной возникновения неблагополучной экологической обстановки является размещение в городах крупных экологически опасных производств, с использованием устаревших технологий и отсутствие эффективного очистного оборудования. Значительную долю в общее количество загрязнения окружающей среды вносит автотранспорт.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха на территории Бурятии являются предприятия энергетики, стройиндустрии, целлюлозной и лесной промышленности, сельского хозяйства и автотранспорт. Выбросы от автотранспорта, в целом по Бурятии, составляют до 48% суммарных валовых выбросов в атмосферу. Выбросы от личного автотранспорта составляют около 40% от суммы выбросов от передвижных источников.

В качестве причин экологического ущерба, наносимого автотранспортом окружающей природной среде, отмечаются неудовлетворительное техническое состояние автотранспорта и низкое качество горюче - смазочных материалов.

Основной же причиной загазованности и запыленности городов и населенных пунктов в районах республики является слабое развитие сети автодорог при постоянном росте количества автотранспорта, а также неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог, отсутствие твердого покрытия. Значительная доля в объеме загрязнения приходится на "транзитный" транспорт, следующий через сельские населенные пункты республики.

Общее протяжение рассматриваемых в программе сельских дорог Республики Бурятия составляет 1598,9 км. Программой к первоочередному приведению в нормативное состояние до 2010 года намечено 439,2 км, в том числе до 2005 года 195,7 км. Отсутствие на подавляющем большинстве дорог твердого покрытия, а также невыполнение своевременного ремонта существующих участков дорог с твердым покрытием и, как следствие, его разрушение ведет к увеличению запыленности атмосферного воздуха в районе прохождения автодорог. При прохождении автодорог по населенным пунктам жилая застройка, как правило, располагается в 10 - 15 м от бровки проезжей части.

Повышенный уровень шума является одним из факторов, оказывающим неблагоприятное влияние на условия проживания населения. Уровень транспортных шумов в населенных пунктах достигает 60 - 105 дБА, а при прохождении тяжелой техники и выше. Основными причинами акустического дискомфорта являются недостатки планировочных решений, несбалансированность транспортных потоков, отсутствие акустических расчетов при разработке архитектурно - планировочных мероприятий.

Неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, невыполнение своевременного ремонта, его разрушение на некоторых участках, а также полное его отсутствие на большинстве дорог, выбоины и неровности приводят к дополнительному росту уровня шума на 2 - 4 дБА.

Санитарно - эпидемиологическая обстановка в населенных пунктах республики остается неблагополучной, определяющими факторами в первую очередь являются уровни загрязнения атмосферного воздуха и воды. Медико - демографическая оценка ситуации в республике показывает, что в состоянии здоровья населения имеются значительная территориальная дифференциация и нарастание тенденции явного и скрытого роста показателей заболеваемости, рождаемости и смертности. Существующее состояние дорожной сети вносит существенный вклад в неблагополучную санитарно - эпидемиологическую обстановку в сельских населенных пунктах и районах.

Основная задача обеспечения экологической безопасности при дорожном строительстве и эксплуатации автодорог - ограничение воздействий на окружающую среду дороги и сопутствующего комплекса придорожных сооружений, установление границ влияния, за пределами которых исключается возникновение необратимых отрицательных последствий.

От полноты решения круга задач, связанных со строительством и эксплуатацией автодорог, зависит уровень экологической безопасности и санитарно - эпидемиологического благополучия населения и территорий.

Программой планируется повысить качество дорог за счет перевода грунтовых сельских дорог в дороги с переходным типом покрытия IV - V технической категории. На дорогах необходима замена деревянных мостов, находящихся в аварийном состоянии, на капитальные, а также ремонт мостов.

Для ряда участков автодорог ранее были разработаны проекты реконструкции и ремонта. Проекты предусматривают уширение земполотна и проезжей части существующих автодорог до параметров, соответствующих данной категории, исправление продольного профиля, устройство переходного типа покрытия и подходов к населенным пунктам сельских районов.

Разработанные ранее проекты в установленном порядке прошли государственную экологическую экспертизу. Оценка воздействия, проведенная в проектах на основе расчетных показателей, показала, что при полной реализация проектных решений, при перспективной расчетной интенсивности движения, воздействие на состояние окружающей природной среды и санитарно - эпидемиологическое благополучие населения является допустимым.

Расчетное рассеивание выбросов газообразных веществ на участках IV и V категории происходит в пределах полосы отвода. Устройство переходного и твердого типов покрытия позволит значительно сократить пылеобразование, особенно в пределах населенных пунктов. По загрязнению почвы свинцом для участков IV и V категории распространение загрязнения почв наблюдается в основном в пределах полосы отвода.

Проекты предусматривают мероприятия для исключения изменения режима стока поверхностных вод. Для предотвращения заболачивания территорий с верховой стороны насыпи, подтопления прилегающих угодий, для исключения размыва, вызывающего эрозию почв и разрушение полотна дорог, на участках дорог предусматривается устройство новых и восстановление существующих водоотводных и водопропускных сооружений.

По существующим направлениям трасс автодорог проектами предусматривается ремонт мостов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, и строительство новых мостов. На мостах предусматривается система организованного поверхностного водоотвода.