ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29.12.93 г. N 285
_________________________________________
На основании Распоряжения Главы Администрации Смоленской
области от 28.04.1995 г. № 163-р документ утратил силу.
_________________________________________
В целях обеспечения социальной защиты граждан от безработицы
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить программу обеспечения занятости населения Смоленской области на 1994 год, бюджет финансового обеспечения программы (Приложения 1, 2).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации области - руководителя социального комплекса Новикова А.Н.
А.Е.Глушенков
П Р О Г Р А М М А
обеспечения занятости населения
Смоленской области на 1994 г.
Сложная социально-экономическая обстановка, сложившаяся в 1993 году, продолжающиеся тенденции ее ухудшения, требуют более решительных мер в решении проблем перехода к рыночной экономике, определения способов усиления социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является гарантированная занятость граждан.
Программа обеспечения занятости населения Смоленской области на 1994 год, продолжающая Программу-93 и направления на ослабление негативных последствий на рынке труда, разработана в соответствии с Законом "О занятости населения в РФ", положениями о Государственной службе занятости и Государственном фонде занятости населения РФ, нормативными актами Совета Министров - Правительства Российской Федерации, Федеральной службы занятости населения. При составлении программы использованы методические материалы по разработке программы занятости населения административного района, города, расчет территориального фонда занятости, данные областного статуправления, предложения областных комитетов, управлений, ведомств, администраций городов и районов и другие материалы.
Программа составлена с учетом происходящих демографических и экономических процессов, прогнозной оценки состояния рынка труда, включая спрос и предложение на рабочую силу.
Областная программа обеспечения занятости населения предусматривает обеспечение равных возможностей всех граждан на труд, содействие занятости отдельных групп населения через бронирование рабочих мест (женщин, имеющих малолетних детей, молодежи, инвалидов и других), трудоустройство которых затруднено, создание и сохранение рабочих мест, организацию общественных работ, совершенствование форм и методов профессионального обучения, переобучения и профориентации незанятых граждан, формирование финансовых ресурсов для реализации политики занятости.
Мероприятия Программы позволят органам власти и управления, профсоюзам, работодателям реально оценить положение дел в сфере занятости, снизить уровень безработицы в области с 5,4 до 1,7 процентов.
На 1 января 1993 года численность постоянного населения области составила 1160,4 тыс.чел., в том числе в городской местности 799,0, в сельской 361,4 тысячи человек. Из общей численности населения мужчины составили 46,1% женщины 53,9%. Средний возраст постоянного населения 37,1 года, в том числе мужчин 33,5 года, женщин 40,1 года.
Трудовые ресурсы насчитывают 646,8 тыс.чел., или 55,7% от общей численности населения, в том числе в городской местности 488,2 тыс.чел. (75%), в сельской 158,4 тыс.чел. (24,5%). Основной источник их формирования - это трудоспособное население в трудоспособном возрасте, которое составило 603,2 тысячи человек, или 93,2% от общей численности трудовых ресурсов. Второй источник - лица старших возрастов, занятые в общественном производстве, их насчитывается 43,3 тысячи человек, или 6,7%. Третий источник - подростки до 16 лет, в народном хозяйстве области их работало 0,3 тысяч человек.
Всего во всех сферах трудовой деятельности занято 502,5 тыс.чел. (77.8% от численности трудовых ресурсов), в том числе: в государственном секторе 289,6 тыс.чел. (57,1%); на предприятиях смешанных форм собственности - 40 тыс.чел. (7,8%); в колхозах - 23,0 тыс.чел. (4,5%); в частнопредпринимательском секторе - 149,9 тыс. чел. (30,6%). Не участвует в общественном производстве 102,7 тыс. человек (15,8%).
Из общего числа занятых в сфере материального производства трудится 382,6 тыс.чел. (76,1%), в непроизводственной сфере - 119,9 тыс.человек (24,8%).
Последние годы наблюдается тенденция к снижению численности населения в трудоспособном возрасте: за последние 10 лет почти на 20%.
Социально-экономическое положение области в 1994 году ожидается еще более напряженным и неустойчивым. По прогнозу трудовые ресурсы области составят 632,0 тыс.чел.(54,4% от общей численности населения).
Программами занятости населения городов и районов области предусматривается, что в 1994 году 140,2 тыс.человек попадут на рынок труда, что составит пятую часть всего трудоспособного населения области.
Его формирование будет, в основном, определяться двумя факторами: с одной стороны увеличением числа работников, высвобождаемых из предприятий, учреждений, организаций, и лиц, желающих восстановить или начать свою трудовую деятельность, а с другой - сокращением числа свободных рабочих мест и вакантных должностей для их трудоустройства.
Основными источниками формирования рынка труда будут являться:
- высвобождение рабочих и служащих из различных отраслей народного хозяйства (сокращение штатов, реорганизация и ликвидация предприятий). По проведенной экспертной оценке в 1994 году будет высвобождено 54,1 тысяч человек. Наибольшее высвобождение ожидается на предприятиях и в организациях промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, транспорта и связи;
- увольнение с предприятий по причинам текучести кадров. В соответствии с прогнозом на рынок труда по этой причине попадет 37,7 тысяч человек;
- незанятое население, у которого, в связи с удорожанием стоимости жизни, повышается заинтересованность в оплачиваемом труде (домохозяйки, сезонные рабочие, лица, ухаживающие за инвалидами и престарелыми, уволившиеся из Армии по истечении срока срочной службы и другие) - 24,6 тысяч человек;
- молодежь после окончания школ, профессионально-технических училищ, средне-специальных и высших учебных заведений - 14,6 тысяч человек;
- женщины, выходящие на работу из отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста 3-х лет. Расчетная численность этой группы населения определяется в 0,5 тысяч человек;
- лица, освобожденные из мест лишения свободы и принудительного лечения. По области численность этой категории составит 1,0 тысячу человек;
- военнослужащие, уволенные по причине реорганизации Армии - 1,1 тысяч человек и члены их семей - 2,0;
- реабилитируемые инвалиды и инвалиды, имеющие трудовые рекомендации. По результатам работы ВТЭК, в 1994 году могут прийти на рынок труда - 2,7 тысяч человек;
- миграционные процессы (беженцы и вынужденные переселенцы) - 1,9 тысяч человек.
Анализ факторов формирования рынка труда показывает, что наибольшие сложности в решении вопросов занятости возникают у категории граждан особо требующих социальной защиты, численность которых по прогнозной оценке в 1994 году составит 44,8 тысяч человек.
(тыс.чел.)
Предложение и спрос на | ||
предложение | спрос | |
1 | 2 | 3 |
Высвобождаемые работники с |
| |
в т.ч. в результате: | ||
- падения объемов производства | 44,4 | х |
Молодежь, поступившая на работу после |
|
|
Уволенные из Армии | 3,1 | х |
Освобожденные из мест лишения свободы | 1,0 | х |
Женщины, выходящие на работу из отпуска |
|
|
Лица, нуждающиеся в трудоустройстве, из |
|
|
Инвалиды | 2,7 | х |
Текучесть кадров (уволенные по |
|
|
Беженцы и переселенцы | 1,9 | х |
Выбывшие с производства по причинам: | ||
- поступление на учебу с отрывом от |
|
|
- смертность в трудоспособном |
|
|
Организация дополнительных рабочих |
|
|
Имеющиеся в народном хозяйстве |
|
|
Прирост новых рабочих мест (за счет |
|
|
Итого ожидается на рынке труда | 140,2 | 118,9 |
Превышение предложения над спросом на |
|
Таким образом, рынок труда, как следствие рыночной экономики, не означает полную гарантию рабочих мест всем обратившимся. Занятость будет соответствовать реальному спросу на рабочую силу.
Трудоустройство населения, составляющего рынок труда, может происходить самостоятельно, когда заинтересованные лица напрямую имеют дело с предприятиями, а так же через обращение граждан в службу занятости, которая выступает посредником по взаимодействию и с работодателями, и с посетителями.
В соответствии с расчетами, на основе методических указаний, опыта прошлых лет и статистических данных, самостоятельно смогут трудоустроиться 67,8 тысяч человек из категорий, сформировавших рынок труда или 48,4 процента от общего количества, остальные - 72,4 тысяч человек, составляющие рынок труда, обратятся за содействием по трудоустройству в службу занятости.
Проведение активной политики по вопросам занятости является основным направлением в работе с незанятым населением, а именно: трудоустройство на имеющиеся вакантные рабочие места и на вновь созданные; профессиональное консультирование и профобучение для рынка труда, т.е. в целях последующего трудоустройства; поддержка работодателей, сохраняющих и создающих новые рабочие места, особенно для лиц, требующих социальной защиты; обеспечение временной занятости (общественными работами) незанятого населения; поддержка безработных (консультационные услуги, обучение, оказание финансовой помощи), стремящихся заняться предпринимательской деятельностью; оказание социальной поддержки безработным (выплата пособия по безработице, стипендии на время профессиональной подготовки, оказание материальной помощи, оформление досрочного выхода на пенсию и т.д.).
Таким образом, расчет рынка труда области в разрезе основных категорий лиц, составляющих его, и направления работы с ними представлены в таблице "Прогноз рынка труда по Смоленской области на 1994 год".
ПРОГНОЗ РЫНКА ТРУДА ПО СМОЛЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 1994 ГОД
(в тыс.человек)
Bce- | в том числе: | |||||||||
обл- | выс- | моло- | женщи | осво- | уволив- | бежен- | вре- | воен | инвали- | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА | ||||||||||
В С Е Г О: | 140,2 | 54,1 | 14,6 | 0,5 | 1,0 | 37,7 | 1,9 | 24,6 | 3,1 | 2,7 |
НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕЙ | ||||||||||
Трудоустраивается |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обратятся за помощью |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- получат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- будут заняты на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в т.ч.будут досрочно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|