ЗАКОН
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 01 сентября 1997 года N 28-з
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Смоленской областной Думой
24 июня 1997 года
(В ред. областных законов от 05.01.2000 г. N 1-з , от 15.10.01 N 80-з, от 30.12.02 N 104-з, от 07.07.2003 г. N 47-з)
(утратил силу в связи с принятием областного закона
от 03.06.2004 г. N 28-з, НГР: RU67000200400110).
Областным законом "Об образовании в Смоленской области" реализуется право Смоленской области на законодательное регулирование на своей территории отношений в области образования и определяются принципы осуществления государственной политики, особенности построения и деятельности системы образования.
Областной закон "Об образовании в Смоленской области" принят на основании Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании", федеральных законов "О высшем и послевузовском професси-ональном образовании", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Трудового кодекса Российской Федерации. (абзац второй преамбулы в ред. областного закона N 47-з от 07.07.03 г."
1. Органы государственной власти Смоленской области (далее - органы государственной власти),органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления) осуществляют меры по обеспечению приоритетности образования (пункт 1 в ред.
областного закона N 47-з от 07.07.03 г.).
2. Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). (п.2 в ред. областного закона N 47-з от 07.07.03 г.).
3. Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.(п.3 в ред. областного закона N 47-з от 07.07.03 г.).
4. Организационной основой реализации единой государственной политики в сфере образования на территории Смоленской области является областная программа развития образования, разрабатываемая в соответствии с Федеральной программой администрацией области и утверждаемая областной Думой.
5. Доклад о ходе реализации областной программы развития образования ежегодно представляется администрацией области областной Думе и публикуется в официальном порядке.
6. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются. Поддерживается создание и деятельность в образовательных учреждениях структур детских, подростковых, молодежных организаций и объединений, действующих в рамках законодательства Российской Федерации и Смоленской области.
В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников.
(В ред. областного закона от 05.01.2000 г. N 1-з)
Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:
а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. (подпункт "а" в ред. областного закона N 47-з от 07.07.03 г.).
б) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
г) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
д) свобода и плюрализм в образовании;
е) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
1. Законодательство Смоленской области в сфере образования включает в себя настоящий закон, иные областные законы, а также другие областные нормативные правовые акты в сфере образования. (п.1 в ред. областного закона N 47-з от 07.07.03 г.).
2. Областные законы в сфере образования, включая настоящий закон:
- разграничивают компетенцию и ответственность в сфере образования органов государственной власти и органов местного самоуправления;(абзац в ред. областного закона N 47-з от 07.07.03 г.).
- регулируют в рамках установленной федеральным законом компетенции Смоленской области вопросы отношений в сфере образования, которые должны решаться одинаково всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями. В этой части областные законы в сфере образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Смоленской области;
- вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции органов местного самоуправления и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в сфере образования.
3. Органы местного самоуправления в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в сфере образования нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным и областным законам в сфере образования.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в сфере образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации и Смоленской области в сфере образования.
4. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации и Смоленской области в сфере образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Задачами законодательства Смоленской области в сфере образования являются:
а) разграничение компетенции в сфере образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;
б) обеспечение и защита конституционного права граждан, проживающих в Смоленской области, на образование;
в) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Смоленской области;
г) определение в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в сфере образования, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.(п. "г" в ред. областного закона N 47-з от 07.07.03 г.).
1. Гражданам, проживающим в Смоленской области, гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
2. Смоленская область обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
3. Смоленская область гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.
5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, Смоленская область полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, её формы, размеры и источники устанавливаются федеральным и областным законами.
6. Смоленская область создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
7. Смоленская область оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных областных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются администрацией области.
1. Обучение и воспитание в Смоленской области ведется на русском языке. Дополнительный язык обучения и воспитания определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.
2. По желанию обучающихся, их родителей (законных представителей) и по решению учредителя (при наличии необходимых педагогических кадров) в образовательном учреждении могут создаваться классы, группы, потоки, где обучение ведется на ином языке - иностранном или языке народов Российской Федерации.
1. Государственный образовательный стандарт определяет в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.
Государственный образовательный стандарт включает в себя федеральный и областной компоненты, а также компонент образовательного учреждения. (абзац в ред. областного закона N 47-з от 07.07.03 г.).
2. Порядок разработки, утверждения и введения областных компонентов государственных образовательных стандартов определяется администрацией Смоленской области.
3. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
4. Областной компонент государственных образовательных стандартов наряду с федеральным, является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Завышение требований к образовательной подготовке при итоговой аттестации выпускников по сравнению с требованиями государственных образовательных стандартов недопустимо.
Система образования в Смоленской области представляет собой совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Смоленской области реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
а) общеобразовательные (основные и дополнительные);
б) профессиональные (основные и дополнительные).
2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
3. К общеобразовательным относятся программы:
а) дошкольного образования;
б) начального общего образования;
в) основного общего образования;
г) среднего (полного) общего образования.
4. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.(п.4 в ред. областного закона N 47-з от 07.07.03 г.).
5. К профессиональным относятся программы:
а) начального профессионального образования;
б) среднего профессионального образования;