РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
_______________________________________
На основании Закона Смоленской области
от 04.07.2004 г. № 39-з документ утратил силу
_______________________________________
Принят Смоленской областной
Думой 18 апреля 1996 г.
1. Под защитой растений понимается осуществление комплекса научно обоснованных мероприятий при возделывании сельскохозяйственных растений по предотвращению и снижению потерь от вредных организмов.
2. Защита растений достигается:
- реализацией государственных целевых программ предупреждения и ликвидации карантинных и особо опасных вредных объектов и осуществлением зональных интегрированных систем защиты растений, направленных на предотвращение массового размножения и распространения вредителей, болезней и сорняков и предупреждение потерь урожая при соблюдении экологических нормативов охраны почв, водных ресурсов и атмосферы от загрязнения;
- осуществлением государственной политики по подготовке специалистов по защите растений, производству биологических и химических средств и организации научных исследований в области защиты растений;
- соблюдением всеми государственными органами и общественными организациями, учреждениями, предприятиями, фермерскими хозяйствами и иными хозяйствующими субъектами, независимо от их подчиненности и форм собственности, гражданами-землепользователями, а также должностными лицами законодательства по защите растений.
3. Защита растений организовывается государственной службой защиты растений и осуществляется во взаимодействии с ведомственной, производственной службами и специалистами, занимающимися вопросами защиты растений от вредных организмов, государственной пограничной инспекцией по карантину растений по Смоленской области и согласовывается с государственными службами по охране земель и окружающей природной среды, центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора области.
1. Законодательство Смоленской области по защите растений состоит из настоящего закона и издаваемых в соответствии с ним нормативных правовых актов органов государственной власти области и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
2. Законодательство по защите растений Смоленской области регулирует отношения в области защиты растений между регионами, землевладельцами и землепользователями и устанавливает единую систему, общие правовые, экономические и организационные основы защиты растений в интересах предупреждения массового распространения вредных объектов, сохранения урожая и получения экологически чистой растениеводческой продукции.
В компетенцию органов государственной власти области и соответствующих органов управления государственной службой защиты растений входит:
- формирование и проведение на территории Смоленской области единой государственной политики в области защиты растений;
- разработка, утверждение и контроль за реализацией региональных программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных (по установленному перечню) вредных объектов и проведению научных исследований по проблемам защиты растений и охране почв от загрязнения;
- финансирование за счет федерального, областного и местных бюджетов работ по своевременному выявлению и ликвидации очагов карантинных и особо опасных вредителей, болезней растений и сорняков (по установленному перечню);
- обеспечение рациональной организации и эффективной деятельности государственной службы защиты растений;
- осуществление государственной сертификации отечественных и импортных препаратов и технических средств, предназначенных для защиты растений;
- сотрудничество с международными организациями, иностранными государствами по вопросам защиты растений;
- координация деятельности землевладельцев и землепользователей по проведению комплекса мер по защите растений.
1. Задачей государственной службы защиты растений Смоленской области является:
- осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства по защите растений, которые используются человеком в процессе его жизнедеятельности, и охране окружающей среды на всей территории Смоленской области;
- предупреждение массового размножения вредных объектов и организация мероприятий по сохранению урожая от вредителей, болезней и сорняков;
- предупреждение возможного вредного влияния на качество продовольственного растительного сырья, используемого в пищевых целях.
2. В систему государственной службы защиты растений Смоленской области входят:
- Смоленская областная станция защиты растений со специализированными лабораториями (диагностики и прогнозов появления и развития вредителей и болезней, биологических методов защиты растений, контрольно-токсикологическими);
- районные станции защиты растений с пунктами сигнализации и прогнозов.
3. Начальник областной станции защиты растений одновременно по должности является главным государственным инспектором по защите растений области, а его заместители - заместителями главного государственного инспектора по защите растений области.
Начальник районной станции защиты растений одновременно по должности является государственным инспектором по защите растений района.
4. На должность начальника областной станции защиты растений - главного государственного инспектора по защите растений области и его заместителей, начальников районных станций защиты растений, заведующих лабораториями, главных и старших специалистов и других руководящих работников структурных подразделений назначаются лица с высшим специальным образованием, имеющие практический опыт работы по защите растений не менее трех лет.
Начальник областной станции защиты растений - главный государственный инспектор по защите растений области назначается и освобождается от должности Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации области.
Начальник областной станции защиты растений определяет должностные обязанности работников станции, утверждает Положение о ее структурных подразделениях.
Начальник районной станции защиты растений назначается и освобождается от должности начальником областной станции защиты растений по согласованию с управлением сельского хозяйства районной администрации.
5. Финансирование и материально-техническое обеспечение государственной службы защиты растений Смоленской области осуществляется за счет федерального бюджета и других источников финансирования, определяемых Правительством Российской Федерации и администрацией области.
Специалисты государственной службы защиты растений находятся под защитой государства.
1. Государственный надзор по защите растений - деятельность органов управления и учреждений государственной службы защиты растений, направляемая на предупреждение массового размножения и распространения вредителей, болезней растений и сорняков и организацию своевременных мероприятий по защите урожая, обнаружению и пресечению нарушения законодательства Российской Федерации и области по защите растений и охране окружающей природной среды.
Государственный надзор по защите растений включает:
- выявление и установление причин и условий появления и распространения массовых вредных объектов и негативных последствий борьбы с ними;
- разработку рекомендаций, обязательных для исполнения при возделывании сельскохозяйственных культур всеми хозяйствующими субъектами;
- осуществление контроля за проведением организационно-хозяйственных, агротехнических, биологических и химических мер, соблюдением регламентов применения, хранения и транспортировки средств защиты растений землевладельцами и землепользователями;
- организацию проведения мониторинга пашни на содержание остаточных количеств средств защиты растений;
- пресечение нарушений правил по защите растений и привлечение лиц, их совершивших, к ответственности в установленном законодательством порядке.
2. Государственный надзор по защите растений осуществляется должностными лицами, перечисленными в п.3 ст.4 главы II настоящего закона в порядке, определяемом Положением о государственном контроле по защите растений Российской Федерации.
3. Должностные лица государственной службы защиты растений предоставляют сотрудникам органов государственного санитарно-эпидемио- логического надзора требуемую ими информацию по вопросам хранения средств защиты растений, их химического состава и технологии применения.
1. Главный государственный инспектор по защите растений области, государственные инспектора по защите растений районов и их заместители имеют право:
- беспрепятственно посещать сельскохозяйственные угодья, складские помещения с сельскохозяйственной продукцией, пестицидами, биологическими и другими средствами защиты растений, семенные хранилища, приусадебные участки, коллективные сады и огороды хозяйств, предприятий и организаций, независимо от форм их собственности и принадлежности, для проверки их фитосанитарного состояния, проводимых мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, соблюдения технологии проведения защитных работ, установленных правил и регламентов при хранении и применении средств защиты растений, выполнения нормативов охраны окружающей природной среды от загрязнения;
- требовать от всех хозяйств, предприятий, организаций и других землепользователей, независимо от их форм собственности и подчиненности, предоставления необходимых материалов и сведений о фитосанитарном состоянии посевов и насаждений, семенного и посадочного материала, о проводимых мероприятиях по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, а также отчетов о наличии и движении пестицидов и заявок на них;
- приостанавливать работы по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, проводимые с нарушением технологий и регламентов, инструкций и рекомендаций, до устранения выявленных нарушений;
- запрещать использование (эксплуатацию) хозяйствами, предприятиями, организациями и другими землевладельцами и землепользователями складов, хранилищ и других производственных помещений для хранения химических и биологических средств защиты растений, протравленного (обработанного пестицидами) семенного и посадочного материала, неотвечающих санитарно-гигиеническим требованиям и технике безопасности, экологическим нормативам;
- отбирать образцы растениеводческой продукции (без компенсации их стоимости владельцу или землепользователю), а также почвы для установления в них остаточных количеств пестицидов и других средств защиты растений;
- в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения при осуществлении работ по защите сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков, степени вины правонарушителя и причиненного вреда направлять акты и представления в специально уполномоченные государственные органы области, выполняющие функции по охране окружающей природной среды, центр санитарно-эпидемиологического надзора области, в правоохранительные органы, в суды иски о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью населения;
- давать научно обоснованные рекомендации землевладельцам, землепользователям, организациям и гражданам, занимающимся производством, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции по вопросам защиты растений, технологии и регламентам применения, хранения и транспортировки пестицидов, биологических и других средств защиты растений, составлению планов и отчетов;
- выдавать сертификаты установленного образца на качество сельскохозяйственной продукции и пестициды;
- предъявлять в установленном порядке рекламации к организациям, производящим и реализующим средства защиты растений, неотвечающие требованиям ГОСТов и технических условий.
1. Право реализации пестицидов и других средств защиты растений имеют предприятия (предпринимательские общества), получившие разрешение Смоленской областной станции защиты растений и центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора области.
2. Непригодные для применения химические средства защиты растений подлежат ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Контроль за торговлей средствами защиты растений осуществляют станции защиты растений и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора области.
1. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор по защите растений в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации и настоящим законом.
2. Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать помощь государственным инспекторам по защите растений при исполнении ими служебных обязанностей.
Государственная служба защиты растений области в своей деятельности по вопросам защиты растений, токсикологии пестицидов, биологических и других средств, охране окружающей среды взаимодействует с областным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, областным комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов, государственными службами по карантину растений и ветеринарии, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, управлением лесами, научными учреждениями области.
1. Для защиты посевов, насаждений, лугов и пастбищ от вредителей, болезней и сорняков применяются биологические, химические и другие средства, специальные наземные и авиационные машины и аппараты, прошедшие обязательные государственные испытания, апробированные и рекомендованные научно-исследовательскими учреждениями для использования в сельском хозяйстве.
2. Государственные испытания средств защиты растений проводятся научно-исследовательскими учреждениями и токсикологическими лабораториями системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые разрабатывают нормативы их применения и допустимого уровня остаточного количества пестицидов в сельскохозяйственной продукции и объектах окружающей природной среды. Эти средства регистрируются в установленном порядке и включаются в список разрешенных для применения в сельском и лесном хозяйствах.
3. Предприятиям, учреждениям, организациям, фермерским и арендаторским хозяйствам, другим землевладельцам и землепользователям, предпринимателям, гражданам запрещается производить, закупать за рубежом, использовать и реализовать средства защиты растений, не прошедшие государственные испытания и регистрацию, а также запрещенные и непригодные к применению препараты.