Действующий

О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ (с изменениями на: 30.12.2003)


 3.1. Демографическая и социально-экономическая ситуация


Численность населения Смоленской области на протяжении последних лет остается примерно на одном уровне и составляет около 1140 тысяч человек. В то же время демографическая ситуация в Смоленской области по-прежнему характеризуется отрицательным естественным приростом населения (на 1000 человек приходится 6,5 родившихся и 18,9 умерших) при одновременном снижении миграционного прироста, перешедшего в механическую убыль. В 2001 - 2003 годах по прогнозу рынка труда ожидается прибытие 1,7 тысячи человек.

Доля лиц трудоспособного возраста в общей численности населения колеблется в пределах 57 - 58%. В силу низкого уровня жизни остается высоким спрос на рабочие места со стороны населения старше трудоспособного возраста.

Отмечается рост численности экономически активного населения, которое составляет 524,8 тысячи человек, что превышает показатель 1999 года на 600 (см. приложение 3 к Программе) человек. Всего во всех сферах трудовой деятельности занято 442,7 тысячи человек (67,1% от численности трудоспособного населения и 84,4% от экономически активного населения), в т.ч. на крупных и средних предприятиях - 317,3 тысячи человек.

Наиболее существенным последствием кризисного проявления макроэкономических факторов (спада производства, низкой инвестиционной активности, бюджетных ограничений, инфляции, недостатков в инновационных преобразованиях и т.п.) для рынка труда стало значительное по масштабам и устойчивое по времени сокращение спроса на рабочую силу. Проводимые в области реформы обусловили количественные и качественные изменения в сфере занятости, которые характеризуются:

а) отраслевым изменением численности населения, занятого экономической деятельностью

За последние 10 лет реформирования экономики численность занятых уменьшилась на 17,1%. Наибольшее сокращение численности занятых произошло в отраслях промышленности (на 74,6 тысячи человек), строительстве (на 35,2 тысячи человек), сельском хозяйстве (на 29,4 тысячи человек), транспорте и связи (на 21,8 тысячи человек). Большая часть занятых (317,3 тысячи человек, что составляет 71,7%) трудилась на крупных и средних предприятиях. Кроме того, более 6 тысяч человек привлекалось для работы на них в качестве совместителей и более 5 тысяч человек - по договорам гражданско-правового характера;

б) продолжающимся перераспределением работающих по предприятиям, учреждениям, организациям различных форм собственности

В настоящее время вне государственного сектора экономики работает 86,7 тысячи человек или 19,6% от всех занятых в экономике. За последний год численность работающих в госсекторе сократилась на 11,8 тысячи человек, в частном секторе увеличилась на 12 тысяч человек.

По-прежнему происходит перераспределение рабочей силы из отраслей материального производства в непроизводственную сферу. В 1999 году, по сравнению с 1998 годом, в отраслях материального производства численность сократилась на 10%, а в непроизводственной сфере увеличилась на 8% (в 1998 году по сравнению с 1997 годом соответственно на 13% и 6%). Развивается рыночная инфраструктура, банковская сеть и другие альтернативные направления занятости населения. В связи с тем, что ожидается стабилизация в экономике, намечается рост развития производства, считаем, что в 2001 - 2003 годах перераспределение рабочей силы из сферы материального производства в непроизводственную сократится;

в) скрытой безработицей

Ежемесячно в течение 1999 и первой половины 2000 года до 1,5% от среднесписочной численности работающих по инициативе администраций предприятий, учреждений и организаций работало неполное рабочее время и почти 4% от среднесписочной численности работающих были направлены в отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администраций предприятий, учреждений, организаций. Кроме этого, существует ряд нестабильно работающих предприятий, на которых происходит снижение объемов производства. Все эти факторы не сопровождаются адекватным сокращением численности работников. В результате для производства характерны значительные размеры излишней численности работников и низкий уровень производительности труда. На 1 июля 2000 года общий уровень безработицы составлял 16,6% или 87,2 тысячи человек экономически активного населения (1995 год - 9,5%, 1996 год - 11,5%, 1997 год - 15,2%, 1998 год - 13,4%, 1999 год - 16,6%);

г) превышением численности выбывающих работников с предприятий и организаций над численностью принятых

В 1999 году общий прием на работу граждан по-прежнему был меньше выбытия работников на 3,5 тысячи человек, но это значительно ниже, чем в 1997 и 1998 годах, когда разрыв составлял соответственно 17,2 тысячи человек и 13,5 тысячи человек. В текущем году тенденция на сокращение разрыва между приемом на работу граждан и их выбытием сохраняется. Доля выбывающих работников по собственному желанию превышает в 15 раз число выбывающих в связи с сокращением численности персонала. Текучесть кадров за 1999 год составила 16,5%, на 2001 - 2003 годы предусматривается соответственно 15,2%, 15,1% и 15,1%. Основными причинами текучести кадров остается неудовлетворенность размером заработной платы и несвоевременность ее выплаты. Задолженность по заработной плате составила 219,9 млн. рублей, в том числе из-за недофинансирования бюджетов всех уровней 83,3 млн. рублей (38% общей задолженности по заработной плате). Просроченная задолженность по заработной плате в расчете на одного работника составила 1729 рублей. Продолжительность невыплаты заработной платы составляет в среднем 2,5 месяца. Численность работников, перед которыми предприятия и организации имели просроченную задолженность по заработной плате, равнялась 127,2 тысячи человек, т.е. 28,7% работающих.

В связи с некоторыми позитивными экономическими сдвигами и подъемом производства, а также усилением взаимодействия с работодателями в Смоленской области обозначился рост общего спроса на рабочие кадры. Только по данным Департамента ФГСЗН по Смоленской области число вакантных рабочих мест за 2000 год возросло в 1,2 раза и на конец года составило 4,5 тысячи единиц. По-прежнему две трети спроса составляли вакансии по рабочим специальностям. Требовалось больше специалистов с высшим образованием. Изменение удельного веса вакансий для неквалифицированных рабочих и служащих без высшего образования в общем количестве вакансий определялось в основном сезонными факторами. Средняя оборачиваемость вакансий составляет 1,5 месяца.

Прирост рабочих мест частично сбалансировал рынок труда, но не решил его главной проблемы - неспособности быстро реагировать одновременным изменением количества, качества и цены рабочей силы. Средний срок трудоустройства граждан, ищущих работу, на 16% превышает продолжительность "открытости" вакантных рабочих мест.

По-прежнему велик объем вакансий, по которым или сохранялась высокая текучесть, или имели место проблемы задержки и несвоевременной выплаты заработной платы, а также низкой оплаты труда (ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения), или отсутствовали льготы, гарантии и стабильная занятость, или нарушалось трудовое законодательство (когда наем на работу осуществлялся без записи в трудовой книжке).

По прогнозируемой оценке на рынок труда должно было поступить за 1999 год 177,4 тысячи человек. Фактически поступила 181 тысяча, т.е. на 2% больше. За первое полугодие 2000 года соответственно по прогнозу предполагалось поступление 88 тысяч человек, фактически поступило - 88,8 тысячи человек, т.е. на 1% больше прогнозируемого.

В 1999 году за содействием в трудоустройстве прибегали к услугам органов службы занятости населения 70% всех граждан, ищущих работу (по прогнозу - 72%). За первое полугодие 2000 года - 78,2 тысячи, что составляет 88% от поступивших на рынок труда.

На учет в целях поиска подходящей работы пожелали стать и были поставлены в органах службы занятости населения в 1999 году - 47,2 тысячи человек (т.е. 37% обратившихся), за первое полугодие 2000 года - 28 тысяч человек (т.е. 36% обратившихся). Зачастую на учет в органы службы занятости населения безработные отказывались встать из-за необходимости регулярной явки на перерегистрацию, обязательности наличия трудовой книжки и справки о заработной плате по последнему месту работы, прописки, непривлекательности части предлагаемых рабочих мест по уровню квалификации и оплате труда, низкого уровня пособия по безработице.

Предложение рабочей силы превысило ее спрос. Из-за невозможности подобрать подходящую работу по вакансиям, представленным в органы службы занятости населения увеличилась численность безработных. В 1999 году их зарегистрировано 11306 человек, в первом полугодии 2000 года 8486 человек были признаны безработными, что на 34,9% больше, чем за соответствующий период 1999 года. Уровень безработицы вырос на 0,2 процентных пункта и составил 0,64% от численности экономически активного населения.

Скоординированные действия органов службы занятости населения позволили предоставить работу за первое полугодие 2000 года 20,2 тысячи человек, обратившимся в службу занятости, что почти равнозначно соответствующему периоду 1999 года, направить на обучение 3,7 тысячи человек, что в 1,3 раза превышает соответствующий уровень 1999 года, занять на общественных и временных работах 5,3 тысячи человек, предотвратить высвобождение работников, сохранив 1102 рабочих места и создав 1497 новых, дополнительных рабочих мест. Правом досрочного выхода на пенсию воспользовались 34 безработных.

Реализация мероприятий, предусмотренных в Программе содействия занятости населения Смоленской области на 1999 - 2000 годы, позволила регулировать происходящие на рынке труда процессы. Только за счет активной политики в области занятости населения уровень безработицы снижен на 5,1% от численности экономически активного населения. В городах и районах Смоленской области он колеблется в пределах от 0,11 до 2,75 процента и находится в определенных Программой содействия занятости населения Смоленской области на 1999 - 2000 годы социально допустимых пределах.