На основании проведенного анализа работы органов службы занятости населения за пять лет, изучения тенденций в демографическом, социально-экономическом развитии Смоленской области и сложившейся ситуации в сфере занятости, а также в соответствии с Планом социально-экономического развития Смоленской области до 2005 года разработан прогноз развития рынка труда области на 2001 - 2003 годы. Предполагается, что на рынке труда существенных изменений не произойдет. Ожидается, что изменения в предложении рабочей силы будут происходить за счет демографических факторов и реструктуризации экономики.
Рынок труда в 2001 - 2003 годах будет развиваться в значительной мере под влиянием тех процессов, которые имели место в 1999 - 2000 годах. В связи с этим ближайшую перспективу следует рассматривать как своего рода переходный этап от одного состояния занятости населения и рынка труда, когда их динамика носила в основном стагнационный характер, к другому, когда на передний план начинают выдвигаться факторы повышения производительности труда и эффективности производства.
Структурная модернизация экономики будет сопровождаться высвобождением работников, которое может достичь по отраслям экономики соответственно в 2001 - 2003 годах 6,3; 5,9 и 5,8 тысячи человек. Наибольшее высвобождение численности работников ожидается в промышленности (1,5% от числа работающих), в строительстве (1,3%), других отраслях (1,7%).
В настоящее время и в ближайшей перспективе численность неработающей молодежи, которая пополнит рынок труда, резко возрастает в связи с затруднениями, возникающими при распределении выпускников учебных заведений на работу. Трудности в поиске рабочего места в связи с недостатком профессиональных знаний и опыта подстерегают указанную категорию в первую очередь.
Перемены на рынке труда, рост безработицы изменили требования к качеству рабочей силы. Работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньше шансов найти новое рабочее место. По прогнозу на рынке труда окажется соответственно в 2001 - 2003 годах 12,8; 13,4 и 12,8 тысячи молодых людей.
Как показывает практика, не все лица, увольняемые по причине текучести кадров, попадают на рынок труда. Часть из них подыскивает себе работу заблаговременно. При дальнейшем развитии рыночных отношений их численность возрастет. По-прежнему остро стоит вопрос с выплатой заработной платы. Условия труда на производстве становятся существенным фактором, влияющим на текучесть кадров на предприятиях. Численность выбывших работников по причине текучести кадров составит на рынке труда в 2001-2003 годах соответственно 50,6; 50,5 и 49,2 тысячи человек.
В период 2001 - 2003 годов ожидается приток на территорию Смоленской области около 1,9 тысячи беженцев и вынужденных переселенцев, более половины которых в трудоспособном возрасте.
В этот же период планируется увольнение из Вооруженных Сил Российской Федерации до 17,8 тысячи военнослужащих.
Сохраняется стабильный спрос на рабочие места со стороны инвалидов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Учитывая особые сложности с трудоустройством, практически все граждане этой группы попадут на рынок труда.
Под воздействием экономических факторов все большее число граждан из категории временно незанятого населения и населения, занятого в личном подсобном хозяйстве, будет попадать на рынок труда. Длительный перерыв в работе, низкая квалификация или ее отсутствие не дадут возможности многим из них трудоустроиться самостоятельно. В 2001 - 2003 годах на рынок труда поступит соответственно 52,3; 51,4 и 50,4 тысячи человек данной категории.
Обострятся проблемы трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения (инвалидов; граждан, имеющих на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор; лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и лиц, осужденных к лишению свободы и не обеспеченных работой по независящим от них причинам; молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу; лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту); беженцев и вынужденных переселенцев; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семей, в которых оба родителя признаны безработными; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф). Ежегодно на рынок труда поступает от 5% до 8% граждан данной категории в трудоспособном возрасте. В 2001 - 2003 годах ожидается поступление на рынок труда соответственно 29,5; 29,7 и 29,6 тысячи человек этой категории.
В целом ожидаемые изменения в численности и структуре населения в 2001 - 2003 годах приведут к сохранению высокого спроса на рабочие места. Степень сбалансированности спроса и предложения рабочей силы улучшится, однако существенного сокращения общей численности безработных граждан не произойдет, и она будет на уровне 64 - 67,5 тысячи человек. В соответствии с прогнозом рынка труда и социально-экономического развития области предложение рабочей силы составит в 2001 - 2003 годах соответственно 150,1; 149,4 и 146,2 тысячи человек, из них 78,3% обратятся в органы службы занятости населения по вопросу трудоустройства. Ожидается, что на фоне практически стабильной численности безработных граждан численность зарегистрированных в органах службы занятости населения за 2001 - 2003 годы возрастет и составит соответственно 16,1 тысячи человек (3,1% к экономически активному населению); 15,7 тысячи человек (3,0%) и 15,4 тысячи человек (2,9%).
Отмечающиеся в последнее время положительные тенденции в сфере экономики не привели к сколько - нибудь существенному улучшению положения на рынке рабочей силы. Внедрение новых технологий, обновление ассортимента выпускаемой продукции, широкое распространение практики совмещения работ влекут за собой повышение уровня профессионально-квалификационных требований, предъявляемых к "среднему работнику", в то время как качество рабочей силы остается низким. К числу ключевых проблем развития сферы занятости населения, решение которых должно составлять содержание и направленность политики в сфере занятости населения, а, следовательно, и настоящей Программы, относятся следующие:
1) потеря квалифицированных и высококвалифицированных кадров в результате их перетока в сферу неформальной занятости и миграции за рубеж;
2) недостаточное инвестирование с медленным наращиванием количества рабочих мест, увеличение числа непрестижных рабочих мест с неблагоприятными условиями труда;
3) низкая эффективность труда и низкая заработная плата, концентрация рабочей силы на нестабильно работающих предприятиях, значительные масштабы неполной занятости;
4) высокий уровень бедности населения (свыше 18,6% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума. В результате, происходит сдерживание роста заработной платы, значительно увеличивается число "работающих бедняков");
5) усиление застойного характера безработицы, рост средней продолжительности безработицы. Общий уровень безработицы с учетом явных и скрытых форм составляет 16,6% от численности экономически активного населения.
Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда, в ближайшей перспективе необходимо обеспечить взвешенность политики в сфере занятости населения с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Политика на рынке труда в предстоящий период будет направлена на:
а) создание условий для достижения сбалансированности предложения рабочей силы и наличия числа рабочих мест;
б) расширение зон эффективной занятости населения с достойным уровнем оплаты труда;
в) целенаправленное влияние на количественные характеристики предложения рабочей силы - численности лиц, формирующих предложение на рынке труда, а также на структуру экономически активного населения;
г) обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в распределении занятых по отраслям и профессиям на основе динамичного развития системы рабочих мест и свободного перелива рабочей силы по отраслям, профессиям и территориям;
д) минимизацию периода поиска работы и упреждение длительной безработицы;
е) развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
ж) усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения.
За счет совместных скоординированных активных действий органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Смоленской области, Департамента ФГСЗН по Смоленской области по смягчению ситуации на рынке труда предполагается снизить уровень регистрируемой безработицы в 2001 году на 6,1%, в 2002 году на 6,1%, в 2003 году на 6,2% и обеспечить занятость населения соответственно на 67,9; 65,8 и 73 тысячи человек. Для этого необходимо задействовать: