СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 8 января 2002 года N 1-З
О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ
(в редакции закона Смоленской области от 30.12.2003 N 104-з)
Принят
Смоленской областной Думой
28 декабря 2001 года
Статья 1. Утвердить Программу содействия занятости населения Смоленской области на 2001 - 2003 годы (прилагается).
Статья 2. Финансирование Программы содействия занятости населения Смоленской области на 2001 - 2003 годы осуществляется из областного бюджета в пределах средств, предусматриваемых на ее реализацию в областном законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год в период с 2001 по 2003 годы.
Статья 3. Настоящий областной закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Глава Администрации
Смоленской области
А.Д.ПРОХОРОВ
8 января 2002 года
N 1-з
ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ
Положение на рынке труда в Смоленской области в 1999 - 2000 годах определялось общеэкономической ситуацией и, прежде всего, сохранением в некоторых отраслях экономики спада производства, снижением платежеспособности предприятий и вытекающими из этого трудностями при решении социальных вопросов.
В этих условиях политика в сфере занятости населения в Смоленской области была направлена на сдерживание роста безработицы, порождающей целый комплекс проблем (снижение покупательской способности и уровня жизни значительной части населения, дефицит бюджета, потеря квалифицированных кадров, увеличение риска социальной напряженности).
Современный рынок труда формируется под влиянием множества экономических, социальных факторов и сам воздействует на них. Задачу смягчения негативных последствий безработицы можно решить только при условии разработки и включения мер по обеспечению занятости населения в общую программу социально-экономического развития Смоленской области.
Программа содействия занятости населения Смоленской области на 2001 - 2003 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В ее основу положен анализ существующей ситуации на рынке труда, прогноз его состояния на 2001 - 2003 годы, План социально-экономического развития Смоленской области до 2005 года, анализ программ занятости населения, утвержденных муниципальными образованиями Смоленской области. Настоящая Программа составлена с учетом происходящих в области демографических изменений, ожидаемой конъюнктуры спроса и предложения рабочей силы. Учтены конструктивные предложения органов исполнительной власти Смоленской области, депутатов областной Думы, профсоюзов, общественных организаций.
Приоритетными группами населения, на которые ориентирована настоящая Программа, являются безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости населения), социально незащищенные граждане, граждане с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, а также трудоспособные граждане, имеющие работу, но рискующие ее потерять.
Настоящая Программа предусматривает ряд экономических и организационных мер по реализации гарантий государства на право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Главная стратегическая цель настоящей Программы - определение направлений действий, которые позволят смягчить социальные, психологические последствия безработицы, будут содействовать трудоустройству населения, расширению спроса на рабочую силу и обеспечению поддержки ее эффективного использования в соответствии с требованиями рынка труда. Достижение указанной цели предполагает координацию усилий органов исполнительной власти Смоленской области, профсоюзов, общественных объединений, организаций, предпринимателей по стабилизации и сокращению числа безработных, совершенствование и развитие органов службы занятости населения Смоленской области для обеспечения эффективного взаимодействия с работодателями и безработными гражданами.
Наименование Программы | Программа содействия занятости населения Смоленской области на 2001 - 2003 годы |
Государственный заказчик Программы | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Смоленской области |
Основные разработчики Программы | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Смоленской области (далее - Департамент ФГСЗН по Смоленской области) при участии органов исполнительной власти Смоленской области, профсоюзов, общественных организаций |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | Создание условий для развития цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, - соответствующей работой. Реализация на территории Смоленской области государственной политики в сфере занятости населения путем: а) повышения уровня занятости населения; б) совершенствования работы по профилактике безработицы; в) реализации специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в целях повышения эффективности предоставляемых им услуг и сокращения длительной безработицы; г) повышения сбалансированности количества предложений рабочей силы и количества рабочих мест; д) развития кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; е) улучшения информационного обеспечения политики занятости населения в Смоленской области; ж) повышения эффективности активных мер на рынке труда Смоленской области |
Сроки реализации Программы | В течение 2001 - 2003 годов |
Перечень основных мероприятий | 1. Содействие в трудоустройстве граждан. 2. Содействие временному трудоустройству граждан, организация общественных работ. 3. Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан. 4. Организация трудоустройства незанятых граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе: - инвалидов; - молодежи до 18 лет; - многодетных и одиноких родителей; - граждан, уволенных с военной службы; - длительно безработных граждан (восемь месяцев и более). 5. Содействие предпринимательской деятельности незанятых и безработных граждан. 6. Содействие в переселении и трудоустройстве незанятых и безработных граждан. 7. Профессиональная ориентация и консультация безработных граждан и незанятого населения. 8. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения. 9. Материальная поддержка безработных: - выплата пособий по безработице; - оказание материальной помощи; - назначение досрочных пенсий |
Исполнители основных мероприятий | Департамент федеральной государственной службы занятости по Смоленской области по соглашению от 26.08.2000 между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Администрацией Смоленской области Органы исполнительной власти Смоленской области и иные органы и организации согласно настоящей Программы |
Объемы и источники финансирования | Финансовые затраты на реализацию Программы в 2001 - 2003 годах составят 1585,0 млн. рублей, в том числе: предполагается получить из федерального бюджета <*> - 355,9 млн. рублей, средства областного бюджета - 5,9 млн. рублей, средства местных бюджетов <**> - 14,0 млн. рублей, средства предприятий <***> - 450,4 млн. рублей, предполагается привлечь инвестиции на создание и сохранение рабочих мест - 758,8 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы в течение 2001 - 2003 годов позволит (см. приложение 1 к Программе): а) не допустить роста уровня регистрируемой безработицы в городах и районах Смоленской области свыше 3,1 процента от численности экономически активного населения; б) провести профориентационную работу с 576,6 тыс. человек, в том числе в 2001 году - с 195,1 тыс. человек, в 2002 году - с 194,1 тыс. человек, в 2003 году - с 187,4 тыс. человек; в) повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, обеспечив занятость с учетом трудоустроенных самостоятельно после консультации в службе занятости 206,7 тыс. человек, в том числе в 2001 году - 67,9 тыс. человек, в 2002 году - 65,8 тыс. человек, в 2003 году - 73 тыс. человек; г) обеспечить временное трудоустройство более 21,3 тыс. человек, в том числе в 2001 году - 6,5 тыс. человек, в 2002 году - 7,6 тыс. человек, в 2003 году - 7,2 тыс. человек; д) поддержать предпринимательскую инициативу 2657 человек, в том числе в 2001 году - 882 человека, в 2002 году - 907 человек, в 2003 году - 868 человек; е) предоставить возможность для получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний более 18,9 тыс. граждан, в том числе в 2001 году - 6,3 тыс. человек, в 2002 году - 6,3 тыс. человек, в 2003 году - 6,3 тыс. человек; ж) оказать материальную поддержку 145,7 тыс. безработным гражданам, в том числе в 2001 году - 49,1 тыс. человек, в 2002 году - 48,4 тыс. человек, в 2003 году - 48,2 тыс. человек |
Органы, осуществляющие контроль за реализацией Программы | - Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Смоленской области; - органы законодательной и исполнительной государственной власти Смоленской области |
________________
<*> предполагаемые средства федерального бюджета на реализацию мероприятий содействия занятости населения, которые корректируются при утверждении Федерального бюджета - далее по тексту "Федеральный бюджет".
<**> средства, предусмотренные на реализацию мероприятий содействия занятости населения в утвержденных органами местного самоуправления программах - далее по тексту "Местный бюджет".
<***> средства предприятий, которые предполагается привлечь от работодателей на реализацию мероприятий содействия занятости населения на своих предприятиях - далее по тексту "Средства предприятий".
- трудовые ресурсы - население, занятое в экономике, а также способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. В состав трудовых ресурсов включаются лица трудоспособного возраста (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 года), кроме неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также работающие лица нетрудоспособного возраста (подростки и пенсионеры);
- занятые граждане - граждане, работающие по найму; временно отсутствующие по разным причинам (отпуск, болезнь, повышение квалификации и т.д.); самостоятельно обеспечивающие себя работой; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие службу в любых родах войск; учащиеся общеобразовательных школ в трудоспособном возрасте; учащиеся профессионально-технических училищ; проходящие очный курс обучения в высших и средних специальных и других учебных заведениях;
- незанятые граждане - лица трудоспособного возраста, неработающие в экономике и не занятые каким-либо видом деятельности, приносящим доход (за исключением учащихся), члены семей, обслуживающие домашнее хозяйство, лица, не желающие работать по каким-либо причинам, а также безработные;
- безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу. Выделяются следующие виды безработицы:
а) сезонная, которая обусловлена сезонным характером деятельности организации;
б) структурная, которая вызвана несоответствием структуры рабочих мест структуре рабочей силы;
в) скрытая, которая характеризуется накоплением на предприятиях излишней, неэффективной рабочей силы, что приводит к снижению производительности труда.
Безработица различается по продолжительности: временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года);
- безработные граждане - в соответствии с методологией Международной Организации Труда: лица 16 лет и старше, которые: а) не имеют работы (доходного занятия); б) занимаются поиском работы, т.е. обращались в государственную или в коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела; в) готовы приступить к работе в течение определенного периода времени;
- безработные, официально зарегистрированные в органах по вопросам занятости - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней;
- уровень общей безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах);
- уровень регистрируемой безработицы - отношение численности зарегистрированных в органах службы занятости населения безработных граждан к численности экономически активного населения (в процентах);
- экономически активное население (рабочая сила) - часть населения, включающая всех занятых и безработных граждан;
- уровень экономической активности - отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в процентах);
- нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию - среднее количество незанятых граждан, обратившихся в поисках работы в органы службы занятости населения, на одно вакантное рабочее место, заявленное в эти органы предприятиями и организациями.
Численность населения Смоленской области на протяжении последних лет остается примерно на одном уровне и составляет около 1140 тысяч человек. В то же время демографическая ситуация в Смоленской области по-прежнему характеризуется отрицательным естественным приростом населения (на 1000 человек приходится 6,5 родившихся и 18,9 умерших) при одновременном снижении миграционного прироста, перешедшего в механическую убыль. В 2001 - 2003 годах по прогнозу рынка труда ожидается прибытие 1,7 тысячи человек.
Доля лиц трудоспособного возраста в общей численности населения колеблется в пределах 57 - 58%. В силу низкого уровня жизни остается высоким спрос на рабочие места со стороны населения старше трудоспособного возраста.
Отмечается рост численности экономически активного населения, которое составляет 524,8 тысячи человек, что превышает показатель 1999 года на 600 (см. приложение 3 к Программе) человек. Всего во всех сферах трудовой деятельности занято 442,7 тысячи человек (67,1% от численности трудоспособного населения и 84,4% от экономически активного населения), в т.ч. на крупных и средних предприятиях - 317,3 тысячи человек.
Наиболее существенным последствием кризисного проявления макроэкономических факторов (спада производства, низкой инвестиционной активности, бюджетных ограничений, инфляции, недостатков в инновационных преобразованиях и т.п.) для рынка труда стало значительное по масштабам и устойчивое по времени сокращение спроса на рабочую силу. Проводимые в области реформы обусловили количественные и качественные изменения в сфере занятости, которые характеризуются:
а) отраслевым изменением численности населения, занятого экономической деятельностью
За последние 10 лет реформирования экономики численность занятых уменьшилась на 17,1%. Наибольшее сокращение численности занятых произошло в отраслях промышленности (на 74,6 тысячи человек), строительстве (на 35,2 тысячи человек), сельском хозяйстве (на 29,4 тысячи человек), транспорте и связи (на 21,8 тысячи человек). Большая часть занятых (317,3 тысячи человек, что составляет 71,7%) трудилась на крупных и средних предприятиях. Кроме того, более 6 тысяч человек привлекалось для работы на них в качестве совместителей и более 5 тысяч человек - по договорам гражданско-правового характера;
б) продолжающимся перераспределением работающих по предприятиям, учреждениям, организациям различных форм собственности
В настоящее время вне государственного сектора экономики работает 86,7 тысячи человек или 19,6% от всех занятых в экономике. За последний год численность работающих в госсекторе сократилась на 11,8 тысячи человек, в частном секторе увеличилась на 12 тысяч человек.
По-прежнему происходит перераспределение рабочей силы из отраслей материального производства в непроизводственную сферу. В 1999 году, по сравнению с 1998 годом, в отраслях материального производства численность сократилась на 10%, а в непроизводственной сфере увеличилась на 8% (в 1998 году по сравнению с 1997 годом соответственно на 13% и 6%). Развивается рыночная инфраструктура, банковская сеть и другие альтернативные направления занятости населения. В связи с тем, что ожидается стабилизация в экономике, намечается рост развития производства, считаем, что в 2001 - 2003 годах перераспределение рабочей силы из сферы материального производства в непроизводственную сократится;
в) скрытой безработицей
Ежемесячно в течение 1999 и первой половины 2000 года до 1,5% от среднесписочной численности работающих по инициативе администраций предприятий, учреждений и организаций работало неполное рабочее время и почти 4% от среднесписочной численности работающих были направлены в отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администраций предприятий, учреждений, организаций. Кроме этого, существует ряд нестабильно работающих предприятий, на которых происходит снижение объемов производства. Все эти факторы не сопровождаются адекватным сокращением численности работников. В результате для производства характерны значительные размеры излишней численности работников и низкий уровень производительности труда. На 1 июля 2000 года общий уровень безработицы составлял 16,6% или 87,2 тысячи человек экономически активного населения (1995 год - 9,5%, 1996 год - 11,5%, 1997 год - 15,2%, 1998 год - 13,4%, 1999 год - 16,6%);
г) превышением численности выбывающих работников с предприятий и организаций над численностью принятых
В 1999 году общий прием на работу граждан по-прежнему был меньше выбытия работников на 3,5 тысячи человек, но это значительно ниже, чем в 1997 и 1998 годах, когда разрыв составлял соответственно 17,2 тысячи человек и 13,5 тысячи человек. В текущем году тенденция на сокращение разрыва между приемом на работу граждан и их выбытием сохраняется. Доля выбывающих работников по собственному желанию превышает в 15 раз число выбывающих в связи с сокращением численности персонала. Текучесть кадров за 1999 год составила 16,5%, на 2001 - 2003 годы предусматривается соответственно 15,2%, 15,1% и 15,1%. Основными причинами текучести кадров остается неудовлетворенность размером заработной платы и несвоевременность ее выплаты. Задолженность по заработной плате составила 219,9 млн. рублей, в том числе из-за недофинансирования бюджетов всех уровней 83,3 млн. рублей (38% общей задолженности по заработной плате). Просроченная задолженность по заработной плате в расчете на одного работника составила 1729 рублей. Продолжительность невыплаты заработной платы составляет в среднем 2,5 месяца. Численность работников, перед которыми предприятия и организации имели просроченную задолженность по заработной плате, равнялась 127,2 тысячи человек, т.е. 28,7% работающих.
В связи с некоторыми позитивными экономическими сдвигами и подъемом производства, а также усилением взаимодействия с работодателями в Смоленской области обозначился рост общего спроса на рабочие кадры. Только по данным Департамента ФГСЗН по Смоленской области число вакантных рабочих мест за 2000 год возросло в 1,2 раза и на конец года составило 4,5 тысячи единиц. По-прежнему две трети спроса составляли вакансии по рабочим специальностям. Требовалось больше специалистов с высшим образованием. Изменение удельного веса вакансий для неквалифицированных рабочих и служащих без высшего образования в общем количестве вакансий определялось в основном сезонными факторами. Средняя оборачиваемость вакансий составляет 1,5 месяца.
Прирост рабочих мест частично сбалансировал рынок труда, но не решил его главной проблемы - неспособности быстро реагировать одновременным изменением количества, качества и цены рабочей силы. Средний срок трудоустройства граждан, ищущих работу, на 16% превышает продолжительность "открытости" вакантных рабочих мест.
По-прежнему велик объем вакансий, по которым или сохранялась высокая текучесть, или имели место проблемы задержки и несвоевременной выплаты заработной платы, а также низкой оплаты труда (ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения), или отсутствовали льготы, гарантии и стабильная занятость, или нарушалось трудовое законодательство (когда наем на работу осуществлялся без записи в трудовой книжке).
По прогнозируемой оценке на рынок труда должно было поступить за 1999 год 177,4 тысячи человек. Фактически поступила 181 тысяча, т.е. на 2% больше. За первое полугодие 2000 года соответственно по прогнозу предполагалось поступление 88 тысяч человек, фактически поступило - 88,8 тысячи человек, т.е. на 1% больше прогнозируемого.