ЗАКОН
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 20 декабря 2004 года N 103-з
Об областной целевой программе "Развитие агропромышленного комплекса Смоленской области" на 2005-2010 годы
Принят Смоленской областной Думой
14 декабря 2004 года
(в ред. областных законов от 15.07.2005 N 69-з НГР:RU670002005000147,)
от 29.12.2005 N 159-з НГР:RU 67000200500326
от 04.04.2006 N 20-з НГР:RU67000200600068,
от 25.10.2006 N 120-з НГР RU67000200600307,
от 25.12.2006 N 169-з НГР RU67000200600397,
от 02.04.2007N 23-з, НГР:RU67000200700089,
от 12.07.2007 N 76-з, НГР:RU67000200700227,
от 29.09.2007 N 101-з НГР RU67000200700300)
от 29.11.2007 N 129-з, НГР:RU67000200700399,
от 26.12.2007 N 150-з НГР RU67000200700441)
Признан утратившим силу областным законом
от 29.11.2007 N 130-з НГР RU67000200700400
Утвердить областную целевую программу "Развитие агропромышленного комплекса Смоленской области" на 2005-2010 годы (далее- Программа) (прилагается).
Финансирование Программы осуществляется из областного бюджета в пределах средств, предусматриваемых на ее реализацию в областном законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год в период с 2005 по 2010 год.
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации
Смоленской области В.Н. Маслов
20 декабря 2004 года
N 103-з
Паспорт Программы
Наименование Программы | областная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Смоленской области" на 2005-2010 годы |
Правовое основание для разработки Программы | |
Заказчики | Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, Главное управление ветеринарии Смоленской области |
Координатор | Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию |
Разработчик Программы | Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и ветеринарии |
Основная цель и основные задачи Программы | основная цель Программы - повышение экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции; |
Сроки реализации Программы | 2005-2010 годы |
Исполнители Программы | Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, Главное управление ветеринарии Смоленской области, областные государственные учреждения ветеринарии, юридические лица (на конкурсной основе) |
Объем и источник | финансирование Программы осуществляется в объеме 1 360,488 млн. рублей за счет средств областного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | реализация Программы позволит получить сельскохозяйственным организациям, расположенным на территории Смоленской области, в 2010 году прибыль в размере 308 млн. рублей, увеличить объем поступления налогов от указанных организаций в областной бюджет по сравнению с 2005 годом на 21 млн. рублей, а также обеспечить рост производства сельскохозяйственной продукции |
Органы, | контроль за ходом реализации Программы |
Оглавление
1. Содержание имеющейся проблемы, технико-экономическое обоснование необходимости утверждения Программы и ее финансирования за счет средств областного бюджета
2. Цель и задачи, сроки реализации Программы, прогноз ожидаемых социально-экономических результатов ее реализации
3. Перечень мероприятий Программы
4. Финансовое обеспечение Программы
5. Механизм реализации Программы
6. Критерии количественной и качественной оценки результатов реализации и оценки ожидаемой эффективности Программы
7. Организация управления и контроля за реализацией Программы
Агропромышленный комплекс Смоленской области (далее - АПК), являющийся важнейшим сектором экономики региона, с начала 1990-х годов переживает кризис, который обусловлен накопившимися проблемами.
Наиболее острой из них является восстановление платежеспособности сельскохозяйственных организаций, расположенных на территории Смоленской области (далее - сельскохозяйственные организации). Кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций в настоящее время составляет более 1,8 млрд. рублей, в том числе бюджетам всех уровней -347 млн. рублей, внебюджетным фондам - 659 млн. рублей.
Из-за неблагополучного финансового положения большая часть сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, расположенных на территории Смоленской области (далее также -сельскохозяйственные товаропроизводители), не имеет возможности обновлять производственно-техническую базу. Сократились закупки новой техники и оборудования, что привело к физическому износу большей части основных средств производства. Уровень обновления машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организаций за последние 5 лет составил менее 1 процента в год. За последние 10 лет машинно-тракторный парк сельскохозяйственных организаций в физическом исчислении сократился в 1,7 раза (парк зерноуборочных комбайнов сократился на 70 процентов, кормоуборочных комбайнов - на 65 процентов, тракторов - на 62 процента, грузовых автомобилей - на 60 процентов). Обеспеченность сельскохозяйственных организаций сельскохозяйственной техникой составляет по тракторам 55 процентов от нормативной потребности, зерноуборочным комбайнам - 57 процентов, кормоуборочным комбайнам - 41 процент, грузовым автомобилям - 39 процентов.
Остановлены работы по реконструкции и техническому перевооружению животноводческих ферм, 80 процентов животноводческого технологического оборудования находится за пределами сроков амортизации.
Из-за убыточности производства, высоких процентных ставок по кредитам, неприемлемых для специфики сельскохозяйственного производства условий залогового обеспечения кредита разрушена нормальная система краткосрочного и долгосрочного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Отсутствие собственных средств не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям производить страхование урожая сельскохозяйственных культур, что в условиях периодически повторяющихся неблагоприятных погодных условий не обеспечивает устойчивое производство сельскохозяйственной продукции. В результате нарушено производство семенного и посадочного материала высоких репродукций для плановой сортосмены и сортообновления сельскохозяйственных культур, значительно сократилось внесение минеральных удобрений, применение пестицидов по комплексной защите посевов от вредителей, болезней, сорняков, происходит деградация сельскохозяйственных земель, приходят в упадок мелиоративные системы.
Нарушено соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и других отраслей экономики. Это, в свою очередь, привело к падению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, невозможности обеспечения приемлемого уровня оплаты труда работников, занятых в сельскохозяйственном производстве.
В последние годы в хозяйствах граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, наблюдается спад объема производства продукции и сокращение численности поголовья скота. За 1996-2003 годы объем валовой продукции в этих хозяйствах сократился по сравнению с 1995 годом в 1,5 раза. Главными факторами, сдерживающими производство продукции в хозяйствах граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, являются неудовлетворительная организация закупок сельскохозяйственной продукции, отсутствие возможности для приобретения средств производства, особенно средств малой механизации, недостаточное обеспечение животных полноценными кормами.
Неблагополучна и демографическая ситуация в сельской местности. По состоянию на 1 января 2004 года там проживает 297,3 тыс. человек, что составляет 28,8 процента жителей области, при этом непосредственно в сельскохозяйственном производстве работают только 28,7 тыс. человек, или 9,7 процента от общей численности сельского населения. В результате оттока молодежи из села, низкой рождаемости наметилась устойчивая тенденция резкого старения сельского населения. В настоящее время количество сельских жителей пенсионного возраста составляет более 50 процентов от общей численности сельского населения.
Критическим остается положение с обеспеченностью сельскохозяйственных товаропроизводителей квалифицированными кадрами всех уровней. За последние 11 лет численность работающих в сельском хозяйстве сократилась на 58,3 тыс. человек, или на 69,3 процента к уровню 1992 года, в том числе руководителей и специалистов - на 56,7 процента.
Наличие вышеперечисленных проблем определяет необходимость принятия неотложных мер по предотвращению дальнейшего спада производственно-технического потенциала АПК, его стабилизации и последующему развитию.
Принимая во внимание фактические показатели развития АПК и состояние материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей, в ближайшие годы при благоприятных условиях можно ожидать среднегодовой темп роста сельскохозяйственного производства на уровне 2,5 - 3 процентов в год. При таких темпах роста достичь уровня сельскохозяйственного производства конца 1980-х годов возможно к 2009 -2010 годам.
В целях развития материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо привлечь бюджетные средства, средства инвесторов, что, в свою очередь, будет содействовать реструктуризации и погашению задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитию сельскохозяйственного производства.
Целью Программы является повышение экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции.
Задачами Программы являются:
- реализация комплекса организационно-экономических мер, направленных на создание оптимальных условий для восстановления эффективных технологий в сельскохозяйственном производстве;
- стабилизация и последующее улучшение финансового состояния организаций агропромышленного комплекса Смоленской области (сельскохозяйственных организаций, организаций перерабатывающей промышленности, организаций, обслуживающих АПК), крестьянских (фермерских) хозяйств, расположенных на территории Смоленской области (далее - крестьянские (фермерские) хозяйства), развитие их кадрового потенциала;
- преодоление спада сельскохозяйственного производства, сохранение производственного потенциала АПК, поддержание и сохранение основных систем жизнеобеспечения села, частичное свертывание неэффективных производств и недопущение образования глубоко депрессивных сельскохозяйственных территорий;
- повышение уровня жизни на селе.
Сроки реализации Программы - 2005-2010 годы.
Реализация Программы позволит получить сельскохозяйственным организациям в 2010 году прибыль в размере 308 млн. рублей, увеличить объем поступления налогов от указанных организаций в областной бюджет по сравнению с 2005 годом на 21 млн. рублей, а также обеспечить рост производства сельскохозяйственной продукции.
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы приведены в таблицах 1, 2, 3 и 4.
Таблица 1
Показатель | Единица измерения | Год | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Примечание. Прибыль от произведенной товарной продукции увеличится к 2010 году до 308 млн. рублей, уровень рентабельности производства - до 15 процентов.
Таблица 2
Наименование сельскохозяйст-венных культур и производственных показателей | |||
Таблица 3
(таблица 3 раздела 2 в ред. областного
закона от 04.04.2006 N 20-з НГР:RU67000200600068)
Таблица 4
(таблица 4 раздела 2 в ред. областного
закона от 04.04.2006 N 20-з НГР:RU67000200600068)
килограм-мов | ||
(раздел 3 в ред. областного закона от 29.11.2007 N 129-з,НГР:RU67000200700399)
Предоставление субсидий сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам на частичную компенсацию разницы средней по Смоленской области цены на молоко и дизельное топливо (за произведенное и реализованное молокоперерабатывающим предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям молоко) | |||||||||
c:\content\ngr\RU67DMJ200700089.doc | - | ||||||||
(п. 1.3. в ред. областных законов от 25.12.2006 N 169-з НГР c:\content\ngr\RU67DMJ200600397.doc , от 26.12.2007 N 150-з НГР c:\content\ngr\RU67DMJ200700441.doc ) | |||||||||
(п. 1.4. в ред обл. закона от 25.10.2006 N 120-з НГР c:\content\ngr\RU67DMJ200600307.doc ) | |||||||||
(п. 1.7. в ред обл. законов от 25.10.2006 N 120-з НГР c:\content\ngr\RU67DMJ200600307.doc , от 29.09.2007 N 101-з НГР c:\content\ngr\RU67DMJ200700300.doc )) | |||||||||
(п. 1.8. в ред обл. закона от 25.10.2006 N 120-з НГР c:\content\ngr\RU67DMJ200600307.doc ) | |||||||||
c:\content\ngr\RU67DMJ200700089.doc | - | ||||||||
c:\content\ngr\RU67DMJ200700227.doc , c:\content\ngr\RU67DMJ200700300.doc , от 26.12.2007 N 150-з НГР c:\content\ngr\RU67DMJ200700441.doc ) |