Настоящий областной закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Смоленской области А.Д. Прохоров
27 ноября 2001 года
N 99-з
Приложение
к областному закону
от 27 ноября 2001 года N 99-з
Программа страховой защиты населения и территории
Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера на 2002-2004 годы
ПАСПОРТ
Наименование Программы | Программа страховой защиты населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2002-2004 годы (далее по тексту - Программа) |
Заказчик Программы | Администрация Смоленской области |
Координаторы Программы | Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области; |
Основные разработчики | Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области; |
Цель и основные задачи Программы | Целью Программы является комплексное снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее по тексту - чрезвычайные ситуации) на территории Смоленской области для повышения уровня защиты территории Смоленской области, а также имущественных интересов населения и юридических лиц от чрезвычайных ситуаций посредством страхования имущества. |
Объемы | Объем финансирования Программы составляет 2358,5 тысячи рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Обеспечение страхового возмещения ущерба, нанесенного имуществу физических лиц, а также юридических лиц различных форм собственности от чрезвычайных ситуаций, в объеме, предусмотренном договорами страхования, а также повышение уровня страховой защиты имущественных интересов физических лиц за счет проведения разъяснительной работы о необходимости страхования через средства массовой информации. |
Система организации контроля | Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется координаторами Программы, а также органами государственной власти Смоленской области в соответствии с федеральным и областным законодательством |
1. Обоснование необходимости принятия Программы
На территории Смоленской области сохраняется высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций и тенденция увеличения их количества и масштабов последствий, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.
Для Смоленской области наиболее значимой остается проблема радиационной безопасности, обусловленная наличием Смоленской атомной станции, а также проблема экологического воздействия на окружающую среду таких производственных объектов, как: Дорогобужская гидроэлектростанция, ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ОАО "Дорогобуж" и ряда других предприятий. Не исследована возможность проникновения и миграции радиоактивных веществ в грунтовые воды, периодически обостряется проблема разлива ртути, а также продуктов нефтепереработки.
Вторым по важности источником возможности возникновения чрезвычайной ситуации остаются объекты жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области, а также химически опасные объекты. На территории Смоленской области имеется 18 действующих химически опасных объектов.
Гидротехнические сооружения по-прежнему остаются источниками чрезвычайных ситуаций. Смоленским отделом Управления Центрального промышленного округа Федерального горного и промышленного надзора России совместно с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области (далее по тексту - Главное управление по делам ГО и ЧС) проводится систематическая работа по анализу возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в Смоленской области, принимаются меры по их предупреждению и профилактике. Осуществляется работа по реализации контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Из выявленных нарушений основную часть составляют нарушения, связанные с производством работ на химически опасных объектах, включая аммиачно-холодильные установки, а также на объектах газового хозяйства.
Потенциально опасные для населения и территории Смоленской области организации работают, как правило, на проектном пределе уровня безопасности либо с его превышением. Внедрение в большинстве организаций технологий, снижающих степень опасности действующих производств, не осуществляется из-за необходимости использования больших финансовых затрат на проведение этих мероприятий. Затраты на возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций финансируются, в основном, из средств областного и местных бюджетов. Дефицит средств, в свою очередь, не позволяет осуществить в необходимом объеме финансирование мероприятий по предупреждению и снижению тяжести последствий чрезвычайных ситуаций.
Территория Смоленской области подвержена воздействию широкого спектра опасных природных процессов и явлений. Из них наибольшую опасность представляют весенние половодья, сильные ветры, шквалы, обильное выпадение осадков с градом, засуха, а затем, нередко, затяжные дожди, которые приводят к существенным разрушениям и повреждениям объектов социальной и производственной сферы, коммуникаций, мостов и гидротехнических сооружений, гибели сельскохозяйственных культур.
Результаты анализа чрезвычайных ситуаций в Смоленской области за последние 4 года показывают, что масштаб их последствий становится все более опасными для населения.
Проведенный анализ проблемы существующей тенденции возрастания природных и техногенных опасностей, ограниченных экономических возможностей по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, необязательность по компенсации потерь от них, позволяет сделать выводы, что для решения проблемы необходимо принятие неотложных мер во избежание потери условий для устойчивого развития экономики Смоленской области и ее способности к расширенному воспроизводству.
Одним из эффективных механизмов решения проблемы является развитие страхования рисков возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций. Внедрение механизма страхования предполагает взаимодействие населения, хозяйствующих субъектов, страховых и кредитных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, требует решения задач правового, экономического, научного, нормативно-методического и организационного характера.
Все это приводит к необходимости разработки и реализации данной Программы.
Программа подготовлена на основе предложений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Смоленской области, органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления.
2. Цель и задачи Программы