ЗАКОН
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 27 ноября 2001 года N 99-з
О программе страховой защиты населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2002-2004 годы
Принят Смоленской областной Думой
19 ноября 2001 года
(в ред. областного закона от 30.12.02 N 104-з)
(утратил силу согласно п.5 ст.3 областного закона от 07.05.2002 N 48-з,
НГР:RU67000200200106)
Утвердить Программу страховой защиты населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2002-2004 годы (прилагается).
Финансирование Программы страховой защиты населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2002-2004 годы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на ее реализацию в областном бюджете на соответствующий финансовый год в период с 2002 по 2004 год.
Настоящий областной закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Смоленской области А.Д. Прохоров
27 ноября 2001 года
N 99-з
Приложение
к областному закону
от 27 ноября 2001 года N 99-з
Программа страховой защиты населения и территории
Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера на 2002-2004 годы
ПАСПОРТ
Наименование Программы | Программа страховой защиты населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2002-2004 годы (далее по тексту - Программа) |
Заказчик Программы | Администрация Смоленской области |
Координаторы Программы | Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области; |
Основные разработчики | Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области; |
Цель и основные задачи Программы | Целью Программы является комплексное снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее по тексту - чрезвычайные ситуации) на территории Смоленской области для повышения уровня защиты территории Смоленской области, а также имущественных интересов населения и юридических лиц от чрезвычайных ситуаций посредством страхования имущества. |
Объемы | Объем финансирования Программы составляет 2358,5 тысячи рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Обеспечение страхового возмещения ущерба, нанесенного имуществу физических лиц, а также юридических лиц различных форм собственности от чрезвычайных ситуаций, в объеме, предусмотренном договорами страхования, а также повышение уровня страховой защиты имущественных интересов физических лиц за счет проведения разъяснительной работы о необходимости страхования через средства массовой информации. |
Система организации контроля | Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется координаторами Программы, а также органами государственной власти Смоленской области в соответствии с федеральным и областным законодательством |
1. Обоснование необходимости принятия Программы
На территории Смоленской области сохраняется высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций и тенденция увеличения их количества и масштабов последствий, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.
Для Смоленской области наиболее значимой остается проблема радиационной безопасности, обусловленная наличием Смоленской атомной станции, а также проблема экологического воздействия на окружающую среду таких производственных объектов, как: Дорогобужская гидроэлектростанция, ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ОАО "Дорогобуж" и ряда других предприятий. Не исследована возможность проникновения и миграции радиоактивных веществ в грунтовые воды, периодически обостряется проблема разлива ртути, а также продуктов нефтепереработки.
Вторым по важности источником возможности возникновения чрезвычайной ситуации остаются объекты жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области, а также химически опасные объекты. На территории Смоленской области имеется 18 действующих химически опасных объектов.
Гидротехнические сооружения по-прежнему остаются источниками чрезвычайных ситуаций. Смоленским отделом Управления Центрального промышленного округа Федерального горного и промышленного надзора России совместно с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области (далее по тексту - Главное управление по делам ГО и ЧС) проводится систематическая работа по анализу возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в Смоленской области, принимаются меры по их предупреждению и профилактике. Осуществляется работа по реализации контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Из выявленных нарушений основную часть составляют нарушения, связанные с производством работ на химически опасных объектах, включая аммиачно-холодильные установки, а также на объектах газового хозяйства.
Потенциально опасные для населения и территории Смоленской области организации работают, как правило, на проектном пределе уровня безопасности либо с его превышением. Внедрение в большинстве организаций технологий, снижающих степень опасности действующих производств, не осуществляется из-за необходимости использования больших финансовых затрат на проведение этих мероприятий. Затраты на возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций финансируются, в основном, из средств областного и местных бюджетов. Дефицит средств, в свою очередь, не позволяет осуществить в необходимом объеме финансирование мероприятий по предупреждению и снижению тяжести последствий чрезвычайных ситуаций.
Территория Смоленской области подвержена воздействию широкого спектра опасных природных процессов и явлений. Из них наибольшую опасность представляют весенние половодья, сильные ветры, шквалы, обильное выпадение осадков с градом, засуха, а затем, нередко, затяжные дожди, которые приводят к существенным разрушениям и повреждениям объектов социальной и производственной сферы, коммуникаций, мостов и гидротехнических сооружений, гибели сельскохозяйственных культур.
Результаты анализа чрезвычайных ситуаций в Смоленской области за последние 4 года показывают, что масштаб их последствий становится все более опасными для населения.
Проведенный анализ проблемы существующей тенденции возрастания природных и техногенных опасностей, ограниченных экономических возможностей по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, необязательность по компенсации потерь от них, позволяет сделать выводы, что для решения проблемы необходимо принятие неотложных мер во избежание потери условий для устойчивого развития экономики Смоленской области и ее способности к расширенному воспроизводству.
Одним из эффективных механизмов решения проблемы является развитие страхования рисков возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций. Внедрение механизма страхования предполагает взаимодействие населения, хозяйствующих субъектов, страховых и кредитных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, требует решения задач правового, экономического, научного, нормативно-методического и организационного характера.
Все это приводит к необходимости разработки и реализации данной Программы.
Программа подготовлена на основе предложений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Смоленской области, органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является комплексное снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций на территории Смоленской области для повышения уровня защиты территории Смоленской области, а также имущественных интересов населения и юридических лиц от чрезвычайных ситуаций посредством страхования имущества.
Реализация Программы предусматривает решение следующих задач:
1. Анализ и формирование базы данных о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Смоленской области. Создание системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, оценка риска их возникновения и последствий.
2. Определение приемлемых условий, необходимых для привлечения финансовых средств организаций различных форм собственности для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих создание финансовых и материально-технических ресурсов для оперативного направления их на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
4. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих проведение обязательного страхования ответственности организаций за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и других объектов, а также стимулирующих добровольное страхование физическими и юридическими лицами имущества, жизни и здоровья физическими лицами, ответственности от рисков в результате возникновения чрезвычайных ситуаций.
5. Разработка и реализация мероприятий по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, обеспечивающих устойчивое функционирование организаций в условиях чрезвычайной ситуации.
6. Разработка и внедрение механизмов страховой защиты объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства с целью формирования источников их воспроизводства.
Реализация Программы рассчитана на три года.
3. Система программных мероприятий
В целях реализации Программы планируется осуществить комплекс скоординированных мероприятий, отраженных в разделе 7 Программы.
Реализация первого комплекса программных мероприятий предполагает создание компьютерной информационно-аналитической базы данных об источниках техногенных, экологических и природных рисков, статистических данных и определение количественных характеристик рисков эксплуатации промышленных объектов, гидротехнических сооружений, экологических и природных рисков, рисков в сфере водо- и природопользования.
Программные мероприятия по анализу и формированию базы данных о чрезвычайных ситуациях на территории Смоленской области предусматривают:
а) регистрацию и систематизацию опасных объектов на территории Смоленской области, их идентификацию, расследование причин чрезвычайных ситуаций и оценку ущерба свершившихся и вероятных чрезвычайных ситуаций (включая промышленные объекты, гидротехнические сооружения (далее по тексту - ГТС), шлаконакопители, хранилища токсичных отходов и другие источники природных и экологических рисков);
б) сбор и анализ статистических данных, обобщение многолетних данных о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Смоленской области, их экономических и социальных последствий;
в) экспертизу и идентификацию группы бесхозяйных объектов ГТС и внесение в администрацию Смоленской области предложений по их ликвидации;
г) пополнение электронной карты Смоленской области сведениями об источниках чрезвычайных ситуаций;
д) создание системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, оценку риска их возникновения и последствий. В целях реализации данного мероприятия создается Центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Смоленской области.
Данные мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций используются страховыми компаниями для определения вероятного ущерба от чрезвычайных ситуаций.
Реализация второго комплекса мероприятий направлена на обеспечение устойчивого функционирования организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, предусматривает повышение ответственности хозяйствующих субъектов за безопасность эксплуатируемых ими опасных объектов, установлению действенного контроля за реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, мер повышения готовности и обеспечения необходимого количества средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и разработку паспортов безопасности по категориям административно-территориальных единиц Смоленской области в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.
Реализация третьего комплекса мероприятий направлена на увеличение объемов страховых гарантий по защите населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций.
Реализация четвертого комплекса мероприятий обеспечивает создание необходимого объема страховых резервов и материально-технических ресурсов для проведения предупредительных мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, информационной базы данных о наличии, составе и использовании финансовых ресурсов и материальных средств, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Реализация пятого комплекса мероприятий обеспечивает создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов физических и юридических лиц.
Реализация шестого комплекса мероприятий обеспечивает: сохранение социальных гарантий в сфере жилищных прав граждан при уничтожении или повреждении жилья в результате чрезвычайных ситуаций; создание экономического механизма обеспечения страховой защиты имущественных интересов собственников, нанимателей, арендаторов жилых помещений в жилищном фонде при проведении его ремонта; организацию взаимоотношений физических и юридических лиц со страховыми компаниями по страхованию гражданской ответственности за ущерб, нанесенный третьим лицам при проведении (вследствие проведения) работ по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, переоборудованию (перепланировке) жилых помещений в жилищных фондах различных форм собственности; формирование установленных законодательством Российской Федерации материально-технических и страховых резервов на финансирование мероприятий по предупреждению ущерба, нанесенного застрахованным объектам жилищно-коммунального комплекса; сокращение затрат областного и местных бюджетов, связанных с ремонтом или заменой поврежденного (уничтоженного) производственного и жилищного фонда жилищно-коммунального комплекса от аварий систем водоснабжения, отопления, канализации и внутреннего водостока, внутридомового газового оборудования.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации мероприятий Программы необходимо 2358,5 тысячи рублей из областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников, в том числе:
а) средства областного бюджета - 989 тысяч рублей;
из них:
в 2002 году - 605 тысяч рублей;
в 2003 году - 192 тысячи рублей;
в 2004 году - 192 тысячи рублей;
б) средства местных бюджетов - 200 тысяч рублей;
в) средства внебюджетных источников - 1169,5 тысячи рублей.
Участие в реализации мероприятий Программы и их финансировании за счет средств местных бюджетов определяется соглашениями между Главным управлением по делам ГО и ЧС и соответствующими органами местного самоуправления.
Объем финансирования мероприятий Программы подлежит уточнению при формировании областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на соответствующий финансовый год.
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется на основе договоров, определяющих условия и порядок страхования имущественных интересов юридических и физических лиц, финансирование предупредительных мероприятий от возникновения чрезвычайных ситуаций, договоров по использованию информации о природных и техногенных рисках на территории Смоленской области, выполнению работ и оказанию услуг.