Недействующий

ЗАКОН

СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 27 ноября 2001 года N 99-з

О программе страховой защиты населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2002-2004 годы

Принят Смоленской областной Думой

19 ноября 2001 года

(в ред. областного закона от 30.12.02 N 104-з)

(утратил силу согласно п.5 ст.3 областного закона от 07.05.2002 N 48-з,
НГР:RU67000200200106)

Статья 1


Утвердить Программу страховой защиты населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2002-2004 годы (прилагается).

Статья 2.


Финансирование Программы страховой защиты населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2002-2004 годы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на ее реализацию в областном бюджете на соответствующий финансовый год в период с 2002 по 2004 год.

Статья 3


Настоящий областной закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Глава администрации

Смоленской области А.Д. Прохоров

27 ноября 2001 года

N 99-з

Приложение

к областному закону

от 27 ноября 2001 года N 99-з

Программа страховой защиты населения и территории

Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера на 2002-2004 годы

ПАСПОРТ

Наименование Программы

Программа страховой защиты населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2002-2004 годы (далее по тексту - Программа)

Заказчик Программы

Администрация Смоленской области

Координаторы Программы

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области;

 Департамент экономического развития Смоленской области
 (в ред. областного закона от 30.12.02 г. N 104-з).

Основные разработчики
 и исполнители Программы

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области;

 Департамент экономического развития Смоленской области;

 иные органы исполнительной власти Смоленской области;

 органы местного самоуправления;

 Смоленский отдел Управления Центрального промышленного округа Федерального горного и промышленного надзора России (по согласованию);

 Комитет природных ресурсов по Смоленской области (по согласованию);

 Смоленский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды (по согласованию);

 Фонд содействия аварийно-спасательным формированиям "Смоленский спасатель" (по согласованию);

 специализированные экспертные организации на конкурсной основе;

 иные организации, осуществляющие страховую деятельность,на конкурсной основе (в ред. областного закона от 30.12.02 г. N 104-з).

Цель и основные задачи Программы

Целью Программы является комплексное снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее по тексту - чрезвычайные ситуации) на территории Смоленской области для повышения уровня защиты территории Смоленской области, а также имущественных интересов населения и юридических лиц от чрезвычайных ситуаций посредством страхования имущества.
 Основными задачами Программы являются:
 1) анализ и формирование базы данных о чрезвычайных ситуациях на территории Смоленской области. Создание системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, оценка риска их возникновения и последствий;

 2) определение приемлемых условий, необходимых для привлечения финансовых средств организаций различных форм собственности для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

 3) разработка и реализация системы мер, обеспечивающих создание финансовых и материально-технических ресурсов для оперативного направления их на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;

 4) разработка и реализация системы мер, обеспечивающих проведение обязательного страхования ответственности организаций за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и других объектов, а также стимулирующих добровольное страхование физическими и юридическими лицами имущества, жизни и здоровья физическими лицами, ответственности от рисков в результате возникновения чрезвычайных ситуаций

Объемы
 и источники финансирования Программы

Объем финансирования Программы составляет 2358,5 тысячи рублей.
 Источники финансирования:
 а) средства областного бюджета - 989 тысяч рублей;

 б) средства местных бюджетов - 200 тысяч рублей (направляются на выполнение мероприятий Программы после заключения органами местного самоуправления соответствующих соглашений с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области);

 в) средства внебюджетных источников - 1169,5 тысячи рублей (направляются на выполнение мероприятий по мере их получения)

Ожидаемые результаты реализации Программы

Обеспечение страхового возмещения ущерба, нанесенного имуществу физических лиц, а также юридических лиц различных форм собственности от чрезвычайных ситуаций, в объеме, предусмотренном договорами страхования, а также повышение уровня страховой защиты имущественных интересов физических лиц за счет проведения разъяснительной работы о необходимости страхования через средства массовой информации.
 Обеспечение страховой защиты объектов социально-культурного назначения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и энергетики, находящихся в областной государственной, муниципальной и иных формах собственности.
 Осуществление финансирования мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий от чрезвычайных ситуаций за счет средств резервов предупредительных мероприятий согласно разработанных рекомендаций.
 Снижение затрат областного бюджета и местных бюджетов на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций

Система организации контроля
 за исполнением Программы

Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется координаторами Программы, а также органами государственной власти Смоленской области в соответствии с федеральным и областным законодательством

1. Обоснование необходимости принятия Программы

На территории Смоленской области сохраняется высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций и тенденция увеличения их количества и масштабов последствий, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.

Для Смоленской области наиболее значимой остается проблема радиационной безопасности, обусловленная наличием Смоленской атомной станции, а также проблема экологического воздействия на окружающую среду таких производственных объектов, как: Дорогобужская гидроэлектростанция, ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ОАО "Дорогобуж" и ряда других предприятий. Не исследована возможность проникновения и миграции радиоактивных веществ в грунтовые воды, периодически обостряется проблема разлива ртути, а также продуктов нефтепереработки.

Вторым по важности источником возможности возникновения чрезвычайной ситуации остаются объекты жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области, а также химически опасные объекты. На территории Смоленской области имеется 18 действующих химически опасных объектов.

Гидротехнические сооружения по-прежнему остаются источниками чрезвычайных ситуаций. Смоленским отделом Управления Центрального промышленного округа Федерального горного и промышленного надзора России совместно с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области (далее по тексту - Главное управление по делам ГО и ЧС) проводится систематическая работа по анализу возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в Смоленской области, принимаются меры по их предупреждению и профилактике. Осуществляется работа по реализации контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Из выявленных нарушений основную часть составляют нарушения, связанные с производством работ на химически опасных объектах, включая аммиачно-холодильные установки, а также на объектах газового хозяйства.

Потенциально опасные для населения и территории Смоленской области организации работают, как правило, на проектном пределе уровня безопасности либо с его превышением. Внедрение в большинстве организаций технологий, снижающих степень опасности действующих производств, не осуществляется из-за необходимости использования больших финансовых затрат на проведение этих мероприятий. Затраты на возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций финансируются, в основном, из средств областного и местных бюджетов. Дефицит средств, в свою очередь, не позволяет осуществить в необходимом объеме финансирование мероприятий по предупреждению и снижению тяжести последствий чрезвычайных ситуаций.

Территория Смоленской области подвержена воздействию широкого спектра опасных природных процессов и явлений. Из них наибольшую опасность представляют весенние половодья, сильные ветры, шквалы, обильное выпадение осадков с градом, засуха, а затем, нередко, затяжные дожди, которые приводят к существенным разрушениям и повреждениям объектов социальной и производственной сферы, коммуникаций, мостов и гидротехнических сооружений, гибели сельскохозяйственных культур.

Результаты анализа чрезвычайных ситуаций в Смоленской области за последние 4 года показывают, что масштаб их последствий становится все более опасными для населения.

Проведенный анализ проблемы существующей тенденции возрастания природных и техногенных опасностей, ограниченных экономических возможностей по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, необязательность по компенсации потерь от них, позволяет сделать выводы, что для решения проблемы необходимо принятие неотложных мер во избежание потери условий для устойчивого развития экономики Смоленской области и ее способности к расширенному воспроизводству.

Одним из эффективных механизмов решения проблемы является развитие страхования рисков возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций. Внедрение механизма страхования предполагает взаимодействие населения, хозяйствующих субъектов, страховых и кредитных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, требует решения задач правового, экономического, научного, нормативно-методического и организационного характера.

Все это приводит к необходимости разработки и реализации данной Программы.

Программа подготовлена на основе предложений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Смоленской области, органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления.

2. Цель и задачи Программы

Целью Программы является комплексное снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций на территории Смоленской области для повышения уровня защиты территории Смоленской области, а также имущественных интересов населения и юридических лиц от чрезвычайных ситуаций посредством страхования имущества.

Реализация Программы предусматривает решение следующих задач:

1. Анализ и формирование базы данных о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Смоленской области. Создание системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, оценка риска их возникновения и последствий.

2. Определение приемлемых условий, необходимых для привлечения финансовых средств организаций различных форм собственности для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих создание финансовых и материально-технических ресурсов для оперативного направления их на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

4. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих проведение обязательного страхования ответственности организаций за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и других объектов, а также стимулирующих добровольное страхование физическими и юридическими лицами имущества, жизни и здоровья физическими лицами, ответственности от рисков в результате возникновения чрезвычайных ситуаций.

5. Разработка и реализация мероприятий по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, обеспечивающих устойчивое функционирование организаций в условиях чрезвычайной ситуации.

6. Разработка и внедрение механизмов страховой защиты объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства с целью формирования источников их воспроизводства.

Реализация Программы рассчитана на три года.

3. Система программных мероприятий

В целях реализации Программы планируется осуществить комплекс скоординированных мероприятий, отраженных в разделе 7 Программы.

Реализация первого комплекса программных мероприятий предполагает создание компьютерной информационно-аналитической базы данных об источниках техногенных, экологических и природных рисков, статистических данных и определение количественных характеристик рисков эксплуатации промышленных объектов, гидротехнических сооружений, экологических и природных рисков, рисков в сфере водо- и природопользования.

Программные мероприятия по анализу и формированию базы данных о чрезвычайных ситуациях на территории Смоленской области предусматривают:

а) регистрацию и систематизацию опасных объектов на территории Смоленской области, их идентификацию, расследование причин чрезвычайных ситуаций и оценку ущерба свершившихся и вероятных чрезвычайных ситуаций (включая промышленные объекты, гидротехнические сооружения (далее по тексту - ГТС), шлаконакопители, хранилища токсичных отходов и другие источники природных и экологических рисков);

б) сбор и анализ статистических данных, обобщение многолетних данных о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Смоленской области, их экономических и социальных последствий;

в) экспертизу и идентификацию группы бесхозяйных объектов ГТС и внесение в администрацию Смоленской области предложений по их ликвидации;

г) пополнение электронной карты Смоленской области сведениями об источниках чрезвычайных ситуаций;

д) создание системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, оценку риска их возникновения и последствий. В целях реализации данного мероприятия создается Центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Смоленской области.

Данные мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций используются страховыми компаниями для определения вероятного ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Реализация второго комплекса мероприятий направлена на обеспечение устойчивого функционирования организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, предусматривает повышение ответственности хозяйствующих субъектов за безопасность эксплуатируемых ими опасных объектов, установлению действенного контроля за реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, мер повышения готовности и обеспечения необходимого количества средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и разработку паспортов безопасности по категориям административно-территориальных единиц Смоленской области в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.

Реализация третьего комплекса мероприятий направлена на увеличение объемов страховых гарантий по защите населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций.

Реализация четвертого комплекса мероприятий обеспечивает создание необходимого объема страховых резервов и материально-технических ресурсов для проведения предупредительных мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, информационной базы данных о наличии, составе и использовании финансовых ресурсов и материальных средств, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Реализация пятого комплекса мероприятий обеспечивает создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов физических и юридических лиц.

Реализация шестого комплекса мероприятий обеспечивает: сохранение социальных гарантий в сфере жилищных прав граждан при уничтожении или повреждении жилья в результате чрезвычайных ситуаций; создание экономического механизма обеспечения страховой защиты имущественных интересов собственников, нанимателей, арендаторов жилых помещений в жилищном фонде при проведении его ремонта; организацию взаимоотношений физических и юридических лиц со страховыми компаниями по страхованию гражданской ответственности за ущерб, нанесенный третьим лицам при проведении (вследствие проведения) работ по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, переоборудованию (перепланировке) жилых помещений в жилищных фондах различных форм собственности; формирование установленных законодательством Российской Федерации материально-технических и страховых резервов на финансирование мероприятий по предупреждению ущерба, нанесенного застрахованным объектам жилищно-коммунального комплекса; сокращение затрат областного и местных бюджетов, связанных с ремонтом или заменой поврежденного (уничтоженного) производственного и жилищного фонда жилищно-коммунального комплекса от аварий систем водоснабжения, отопления, канализации и внутреннего водостока, внутридомового газового оборудования.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Для реализации мероприятий Программы необходимо 2358,5 тысячи рублей из областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников, в том числе:

а) средства областного бюджета - 989 тысяч рублей;

из них:

в 2002 году - 605 тысяч рублей;

в 2003 году - 192 тысячи рублей;

в 2004 году - 192 тысячи рублей;

б) средства местных бюджетов - 200 тысяч рублей;

в) средства внебюджетных источников - 1169,5 тысячи рублей.

Участие в реализации мероприятий Программы и их финансировании за счет средств местных бюджетов определяется соглашениями между Главным управлением по делам ГО и ЧС и соответствующими органами местного самоуправления.

Объем финансирования мероприятий Программы подлежит уточнению при формировании областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на соответствующий финансовый год.

5. Механизм реализации Программы

Реализация Программы осуществляется на основе договоров, определяющих условия и порядок страхования имущественных интересов юридических и физических лиц, финансирование предупредительных мероприятий от возникновения чрезвычайных ситуаций, договоров по использованию информации о природных и техногенных рисках на территории Смоленской области, выполнению работ и оказанию услуг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»