Недействующий

ЗАКОН

СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 27 ноября 2001 года N 90-з

Об областной комплексной программе Дети Смоленщины на 2001-2003 годы

Принят Смоленской областной Думой

19 ноября 2001 года

(в ред. областных законов от 07.05.2002 г. N 49-з, от 30.12.02 г. 104-з).

(не действует на основании п.5 ст.3 областного закона
от 07.05.2002 N 48-з
, НГР:RU67000200200106).

Статья 1.


Утвердить областную комплексную программу "Дети Смоленщины" на 2001-2003 годы (прилагается).

Статья 2.


Финансирование областной комплексной программы "Дети Смоленщины" на 2001-2003 годы осуществляется из областного бюджета в пределах средств, предусматриваемых на ее реализацию в областном законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год в период с 2001 по 2003 годы.

Статья 3


. Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2001 года.

Глава администрации

Смоленской области А.Д.Прохоров

27 ноября 2001 года

N 90-3

Приложение к областному закону
от 27 ноября 2001 года N 90-з

ПАСПОРТ областной комплексной программы "Дети Смоленщины" на 2001-2003 годы


Наименование Программы

Областная комплексная программа "Дети Смоленщины" на 2001-2003 годы (далее по тексту - Программа)

Координатор Программы

Департамент Смоленской области по труду и социальному развитию

Правовая основа

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 года N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы"

Заказчик Программы

Администрация Смоленской области

Основные разработчики Программы

- Главное управление труда и социального развития Смоленской области;
- Комитет по образованию Смоленской области;
- Комитет по здравоохранению Смоленской области

Цели и задачи Программы

- повышение эффективности работы по социальной поддержке семей, детей;
- профилактика социального сиротства, детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- улучшение демографической ситуации;
- создание предпосылок для положительной динамики процессов жизнеобеспечения детского населения

Срок реализации Программы

2001-2003 годы

Перечень основных мероприятий Программы

- повышение уровня технической оснащенности детских реабилитационных отделений, внедрение современных методов реабилитации детей-инвалидов;
- формирование и укрепление правовых, экономических и социальных условий для гражданского становления и социальной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства;
- создание условий для эффективного развития системы социального обслуживания семьи и детей,

совершенствование ее кадрового, информационного, научного и материально-технического обеспечения;
- осуществление мер общей и специальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков;
- сохранение, укрепление и профилактика здоровья женщин и детей, охрана репродуктивного здоро вья населения

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляют органы государственной власти Смоленской области, координатор Программы, а также государственные органы, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляющие контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и наделенные соответствующими полномочиями. Исполнители Программы представляют отчеты о проделанной работе координатору Программы ежеквартально до 10 числа следующего за отчетным кварталом месяца в период ее действия. Координатор Программы представляет обобщенную информацию о ходе реализации Программы ежеквартально до 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца Главе администрации Смоленской области. Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области отчитывается о ходе реализации мероприятий Программы перед Главой администрации Смоленской области в части выделения на реализацию мероприятий Программы денежных средств в срок до 1 марта в течение 2001-2003 годов. Координатор Программы с учетом выделяемых денежных средств ежегодно уточняет мероприятия Программы, их исполнителей, целевые показатели, финансовые затраты по мероприятиям Программы

1. Обоснование разработки областной комплексной программы "Дети Смоленщины" на 2001-2003 годы

Социально-экономические перемены, произошедшие в последние годы в нашей стране, внесли серьезные изменения в структуру и особенности развития нашего общества.

В условиях экономического кризиса, падения уровня жизни, резкого снижения рождаемости, роста заболеваемости населения, в том числе женщин и детей, безработицы, детской безнадзорности, распада семей особое значение имеют меры по оказанию адресной социальной помощи и поддержки наиболее незащищенным семьям, имеющим несовершеннолетних детей, как со стороны государственных органов власти, так и органов местного самоуправления.

В последние годы на высоком уровне находится показатель общей заболеваемости детей, который связан со снижением жизненного уровня населения, ухудшением экономической ситуации, нерациональным и недостаточным питанием.

В 2000 году произошло некоторое снижение заболеваемости, в связи с более благоприятной обстановкой в области по респираторным заболеваниям, гриппу. Проблемы токсикомании, наркомании, алкоголизма возникают в более ранних возрастных периодах, среди детей и подростков растет количество социально обусловленных заболеваний.

Одной из основных причин ухудшения здоровья детей является недостаточное питание.

С 1992 года в Смоленской области (далее по тексту - области) непрерывно увеличивается количество детей-инвалидов, которых на сегодняшний день насчитывается более 4 тысяч человек. Среди заболеваний, приводящих к детской инвалидности, преобладают болезни нервной системы и органов чувств, врожденные аномалии, психические расстройства.

Особая проблема, требующая постоянного внимания, связана с ростом детской безнадзорности и социального сиротства. Основными причинами увеличения количества детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости, увеличение количества родителей, ведущих аморальный образ жизни.

В условиях сложной социально-экономической ситуации в области наиболее остро стоит проблема материальной поддержки одаренных детей и творческих коллективов, которая требует совершенствования организации работы учреждений, деятельность которых направлена на выявление и развитие способностей одаренных детей.

В целях обеспечения защиты интересов семьи и детей, улучшения их положения с 1995 года в области реализуется комплексная программа "Дети Смоленщины". Реализация мероприятий комплексной программы "Дети Смоленщины" способствовала снижению социальной напряженности в семьях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В 1999 - 2000 годах более 150 тысяч семей получили разностороннюю социальную поддержку, в том числе адресную материальную помощь, оплату коммунальных услуг многодетным семьям, оплату путевок в оздоровительные учреждения, выплату именных стипендий одаренным детям.

Областная комплексная программа "Дети Смоленщины" на 2001-2003 годы разработана как продолжение региональных целевых программ по улучшению положения детей в области на 1998-2000 годы. Настоящая Программа разработана Главным управлением труда и социального развития Смоленской области совместно с комитетами по образованию и здравоохранению Смоленской области с учетом накопленного опыта в области и в других регионах Российской Федерации.

2. Система программных мероприятий

Настоящая Программа включает в себя следующие целевые подпрограммы, по которым предполагается осуществить комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий:

1) "Дети-инвалиды";

2) "Дети-сироты";

3) "Одаренные дети";

4) "Развитие социального обслуживания семьи и детей";

5) "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

6) "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков";

7) "Безопасное материнство".

2.1. "Дети-инвалиды"

Одной из острейших социальных проблем в области является проблема детской инвалидности. Наблюдается ежегодное увеличение числа детей с ограниченными возможностями. В настоящее время в области проживают 4722 ребенка-инвалида.

Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, главными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятное протекание беременности и родов, высокий уровень заболеваемости матерей, злоупотребление спиртными напитками будущих родителей.

Несмотря на проводимые мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования детей-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, педагогических и медицинских вопросов.

Целью подпрограммы является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни.

Подпрограмма предусматривает решение следующих задач по:

а) совершенствованию профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;

б) созданию условий для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов;

в) укреплению материально-технической базы специализированных учреждений для воспитания, развития и реабилитации детей-инвалидов;

г) обеспечению детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое самообслуживание;

д) созданию условий для информационного доступа к проблемам детской инвалидности.

2.2. "Дети-сироты"

В области функционирует 9 общеобразовательных интернатных учреждений, в том числе: 4 общеобразовательные школы-интерната, 1 школа-интернат для детей с малыми и затухающими формами туберкулеза, 2 школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 санаторно-лесная школа, 1 детский дом семейного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В них по состоянию на 01.01.2000 воспитывается 1956 детей, в том числе 611 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, в области функционируют два дома ребенка в городах Ярцево и Смоленске на 150 койко-мест.

В области функционирует также 13 специальных (коррекционных) школ-интернатов, из них: 6 школ-интернатов для умственно отсталых детей, 1 - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 1 - для глухих и слабовидящих детей, 1- для слепых и слабовидящих, 1 дошкольный детский дом для детей с умственной отсталостью, 2 школы-интерната для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих задержку психического развития.

По состоянию на 01.01.2000 в них обучается 1897 детей, из них 669 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В области наблюдается устойчивая тенденция роста количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 1997 год - 1019, 1998 год - 1047, 1999 год - 1050, 2000 год - 1347. Несмотря на то, что около 80 % (по России - 67 %) выявленных детей этой категории передаются на воспитание под опеку и на усыновление, более 20 % устраиваются в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ПТУ.

Из года в год растет количество детей, родители которых лишены родительских прав: 1997 год - 339, 1998 год - 496, 1999 год - 556, 2000 год -627, а также количество детей, родители которых отказываются от них: 1998 год - 26, 1999 год - 71, 2000 - 78.

Целями подпрограммы "Дети- сироты" на 2001-2003 годы является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и социальных условий для гражданского становления и социальной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Подпрограмма предусматривает решение следующих задач по:

а) оказанию помощи кризисным семьям и детям, проживающим в этих семьях, созданию центров по работе с семьей, разработке просветительской программы, раскрывающей негативные последствия сиротства;

б) созданию устойчивой системы профессиональной ориентации, начальной профессиональной подготовки воспитанников детских домов и их выпускников;

в) совершенствованию системы подбора кадров для работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

г) социальной поддержке одаренных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

д) организации психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот и их постинтернатовского сопровождения.

2.3. "Одаренные дети"

В области в результате реализации ранее принятой программы "Одаренные дети" на 1998-2000 годы сложилась определенная система работы с одаренной молодежью.

Для выявления и развития одаренных детей в области действует областной педагогический лицей, созданы и работают три очно-заочные школы (г. Вязьма (2), г. Починок), две школы с углубленным изучением предметов, четыре гимназии (3 - в г. Смоленске, 1 - в г. Ярцево), 122 класса с углубленным изучением различных предметов. Всего в этих классах занимается свыше 3-х тысяч учащихся.

В 2000 году 48 школьников области стали лауреатами различных всероссийских конкурсов. В 2000 году 16 человек представляли Смоленскую область на всероссийских предметных олимпиадах, 12 из них стали призерами и лауреатами.

Вместе с тем следует отметить, что работа различных ведомств и организаций, направленная на поиск и развитие одаренных детей, пока еще не приобрела в полной мере системный характер. Это свидетельствует о необходимости продолжения работы по поддержке данной категории учащихся.

Цель настоящей подпрограммы заключается в дальнейшем создании благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

Настоящая подпрограмма предусматривает решение следующих задач по:

а) созданию условий и формированию системы работы с одаренными детьми, включающей в работу с ними образовательные учреждения различных типов и видов, социальные университеты, семьи, общественность;

б) формированию многоуровневой и вариативной системы, позволяющей одаренному ребенку самореализоваться в соответствии со своими индивидуальными способностями;

в) развитию деятельности экспериментальных площадок, создаваемых для работы с одаренными детьми;

г) развитию образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, и укреплению их материально-технической базы;

д) проведению на областном уровне мероприятий по работе с одаренными детьми.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»