ПОЛОЖЕНИЕ
с лицензировании природопользования
1. Настоящее положение определяет порядок лицензирования использования природных ресурсов (объектов), а также выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду и распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности на территория Смоленской области независимо от форм собственности, принадлежности, места регистрации, включая юридических лиц и граждан других государств, если иное не предусмотрено соответствующими международными договорами и законодательными актами Российской Федерации, областного совета администрации области.
Порядок осуществления природопользования на территориях государственных природных заповедников и национальных природных парков определяется положениями о них, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пользование природными ресурсами гражданами и иными лицами для удовлетворения их жизненно необходимых потребностей без закрепления природных ресурсов за отдельными лицами, осуществляется без лицензий и регламентируется действующих законодательством.
2. Лицензирование природопользования осуществляется в форме выдачи лицензии (разрешения) на комплексное природопользование, а также специальных разрешений (лицензий) на использование отдельных видов природных ресурсов, на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов производства субъектами хозяйственной деятельности.
3. Лицензия (разрешение) на природопользование является основным документом, регулирующим взаимоотношения между специально уполномоченными государственными органами в области контроля и управления природными ресурсами и охраны окружающей природной среды с одной стороны и природопользователем - с другой.
Лицензия устанавливает экологические требования и ограничения на ведение конкретной хозяйственной и иной деятельности природопользователем на соответствующей территории (объекте).
4. Под комплексным природопользованием понимается пользование в определенных границах территориальными сочетаниями природных ресурсов (водоемы, леса, недра и пр.), обеспечивающие рациональное использование каждого природного ресурса и охрану окружающей природной среды на данной территории.
5. Право на комплексное природопользование удостоверяется Договором, (иным актом), заключаемым между природопользователем и администрацией области, района, города, на основе заявления экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование.
6. Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанность природопользователя, размеры платежей за право пользования природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.
7. Природопользователь, заинтересованный в представлении для использования природных ресурсов (объектов), обращается в администрацию соответствующего уровня с письменной ходатайством (заявкой) на природопользование и прилагаемых к нему проектом намечаемой хозяйственной деятельности.
8. Администрация или, по её поручению, другой исполнительный орган власти, обеспечивает рассмотрение на конкурсной основе поданных заявок, организует проведение их экологической экспертизы и согласования со специально уполномоченными государственными органами в области контроля и управления природными ресурсами и охраны окружающей природной среды (комитет по земельной реформе и земельным ресурсам, департамент лесного хозяйства, управление водного хозяйства).
9. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается департаментом экологии на основании заключения экологической экспертизы, разрешений территориальных органов управления отдельными видами природных ресурсов (комитет по земельной реформе и земельным ресурсам, департамент лесного хозяйства, управление водных ресурсов), согласований с органами санэпидемнадзбра, другими специально уполномоченными органами в соответствии с Порядком выдачи лицензий (разрешений) на природопользование.
В лицензии (разрешении) на комплексное природопользование указываются:
- перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;
- нормативы платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;
- перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов;
- нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
- экологические требования, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность;
- сроки действия установленных экологических ограничений;
- меры ответственности пользователей за нарушение требований и условия, содержащихся в данной лицензии (разрешении).
Экологические требования и ограничения (условия природопользования) установленные лицензией на комплексное природопользование, являются составной частью договоров (иных актов), предоставлящих природные ресурсы (объекты) в пользование.
Для вновь строящихся предприятий и иных проектируемых объектов экологические требования и ограничения устанавливаются департаментом экологии и его городскими и районными отделами, соответствующими органами управления природными ресурсами и другими специально уполномоченными на то органами в процессе предварительного согласования места размещения объектов и подлежат выполнению в процессе проектирования после утверждения исполнительным органом власти акта выбора земельного участка для размещения объекта.
Лицензия (разрешение) на природопользование на период строительства объекта выдается на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы на стадии утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре.
Для вводимого в действие объекта лицензия (разрешение) на комплексное природопользование на период его эксплуатации оформляется при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, и является обязательной в составе документации, предъявляемой для подписания акта о приемке этого объекта в эксплуатацию.
В случае, когда ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов намечается осуществить по очередям строительства или пусковых комплексам, и при этом условия природопользования очереди или пускового комплекса отличаются от условий, установленных для постоянной эксплуатации объектов, выдаются временные разрешения на природопользование на срок до ввода объектов в постоянную эксплуатацию.
10. Субъект хозяйственной деятельности, заключивший договор с исполнительным органом власти на комплексное природопользование на определенной территории, является генеральным природопользователем на соответствующей территории и несет всю полноту ответственности за комплексное использование природных ресурсов (объектов) и соблюдение установленных лицензией требований.
Генеральный природопользователь имеет право, если это предусмотрено договором, разрешать, в установленном порядке, юридическим лицам и гражданам временное (срочное или розовое) пользование отдельными видами природных ресурсов с учетом установленных экологических ограничений.