ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18.11.92 г. N 240
_________________________________
На основании Постановления Главы Администрации
Смоленской области от 24.11.2000 г. № 763 документ утратил силу
_________________________________
Для обеспечения рационального и комплексного использования природных ресурсов области, обеспечения учета и контроля состояния окружающей среды и в целях создания нормальных экологических и экономических условий для живущих и будущих поколений людей на основании статей 18, 19, 20 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Установить, что все виды деятельности, связанные с использованием и изъятием природных ресурсов (объектов) и (или) загрязнением окружающей природной среды (выбросы, сбросы загрязняющих веществ в атмосферу, гидросферу, литосферу) и размещением в ней загрязняющих отходов осуществляются в пределах Смоленской области только на основе лицензий (разрешений) на природопользование, выдаваемых департаментом экологии, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам, департаментом лесного хозяйства, управлением водного хозяйства.
2. Утвердить Положение о лицензирование природопользования на территории Смоленской области (приложение).
3. Возложить на департамент экологии Смоленской области:
- обеспечение организационно-методического руководства по введению на территории области системы лицензирования природопользования;
- утверждение по представлению органов государственного управления природными ресурсами (департамент лесного хозяйства, комитет по земельной реформе и земельным ресурсам, управление водных ресурсов), территориальных предельно-допустимых нормативов (объемов лимитов) использования природных ресурсов и выбросов (сбросов,размещение отходов):
- загрязняющих веществ;
- проведение экологической экспертизы проектов и заявок на природопользование;
- выдачу лицензий (разрешений) на комплексное природопользование;
- выдачу специальных разрешений (лицензий) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов;
- выдачу специальных разрешений (лицензий) на добывание (сбор), реализацию, приобретение, пересылку, вывоз из области и ввоз в область редких и исчезающих видов животных и растений (их продуктов, частей и дериватов); на добывание животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, на добывание любых животных (в т.ч. для научных целей, в порядке регулирования численности и выбраковки) на территориях государственных природных заповедников, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территориях; на создание, хранение, пополнение и приобретение, реализацию и пересылку биологических коллекций, а также согласование решений на экспорт и импорт ресурсов растительного и животного мира, промышленных отходов.
4. Возложить на комитет по земельной реформе и земельным ресурсам ,департамент лесного хозяйства, управление водных ресурсов выдачу специальных разрешений (лицензий) на использование отдельных видов природных ресурсов (соответственно, земельных, недр, живых водных,лесных,охотничьих и водных), разработку территориальных предельно-допустимых нормативов и установление конкретным природопользователям объемов (лимитов) использования соответствующих видов природных ресурсов.
5. Установить, что субъекты хозяйственной деятельности, занимающиеся на момент издания настоящего постановления хозяйственной деятельностью, связанной с использованием природных ресурсов или загрязнением окружающей природной среды, обязаны в срок до 1.01.93 г. получить лицензию (разрешение) на природопользование.
6. Главам администраций районов, городов Смоленска и Десногорска: заключать договора на природопользование только при наличия лицензии (разрешения) на природопользование, выдаваемой в соответствии с п. 3, 4 настоящего постановления; рассматривать заявки на использование природных ресурсов и природопользование на конкурсной основе с учетом результатов экологической экспертизы.
И.о. Главы администрации
Смоленской области
Б.М.Рева
ПОЛОЖЕНИЕ
с лицензировании природопользования
1. Настоящее положение определяет порядок лицензирования использования природных ресурсов (объектов), а также выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду и распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности на территория Смоленской области независимо от форм собственности, принадлежности, места регистрации, включая юридических лиц и граждан других государств, если иное не предусмотрено соответствующими международными договорами и законодательными актами Российской Федерации, областного совета администрации области.
Порядок осуществления природопользования на территориях государственных природных заповедников и национальных природных парков определяется положениями о них, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пользование природными ресурсами гражданами и иными лицами для удовлетворения их жизненно необходимых потребностей без закрепления природных ресурсов за отдельными лицами, осуществляется без лицензий и регламентируется действующих законодательством.
2. Лицензирование природопользования осуществляется в форме выдачи лицензии (разрешения) на комплексное природопользование, а также специальных разрешений (лицензий) на использование отдельных видов природных ресурсов, на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов производства субъектами хозяйственной деятельности.
3. Лицензия (разрешение) на природопользование является основным документом, регулирующим взаимоотношения между специально уполномоченными государственными органами в области контроля и управления природными ресурсами и охраны окружающей природной среды с одной стороны и природопользователем - с другой.
Лицензия устанавливает экологические требования и ограничения на ведение конкретной хозяйственной и иной деятельности природопользователем на соответствующей территории (объекте).
4. Под комплексным природопользованием понимается пользование в определенных границах территориальными сочетаниями природных ресурсов (водоемы, леса, недра и пр.), обеспечивающие рациональное использование каждого природного ресурса и охрану окружающей природной среды на данной территории.
5. Право на комплексное природопользование удостоверяется Договором, (иным актом), заключаемым между природопользователем и администрацией области, района, города, на основе заявления экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование.
6. Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанность природопользователя, размеры платежей за право пользования природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.
7. Природопользователь, заинтересованный в представлении для использования природных ресурсов (объектов), обращается в администрацию соответствующего уровня с письменной ходатайством (заявкой) на природопользование и прилагаемых к нему проектом намечаемой хозяйственной деятельности.
8. Администрация или, по её поручению, другой исполнительный орган власти, обеспечивает рассмотрение на конкурсной основе поданных заявок, организует проведение их экологической экспертизы и согласования со специально уполномоченными государственными органами в области контроля и управления природными ресурсами и охраны окружающей природной среды (комитет по земельной реформе и земельным ресурсам, департамент лесного хозяйства, управление водного хозяйства).
9. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается департаментом экологии на основании заключения экологической экспертизы, разрешений территориальных органов управления отдельными видами природных ресурсов (комитет по земельной реформе и земельным ресурсам, департамент лесного хозяйства, управление водных ресурсов), согласований с органами санэпидемнадзбра, другими специально уполномоченными органами в соответствии с Порядком выдачи лицензий (разрешений) на природопользование.
В лицензии (разрешении) на комплексное природопользование указываются:
- перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;
- нормативы платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;
- перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов;
- нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
- экологические требования, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность;
- сроки действия установленных экологических ограничений;
- меры ответственности пользователей за нарушение требований и условия, содержащихся в данной лицензии (разрешении).
Экологические требования и ограничения (условия природопользования) установленные лицензией на комплексное природопользование, являются составной частью договоров (иных актов), предоставлящих природные ресурсы (объекты) в пользование.
Для вновь строящихся предприятий и иных проектируемых объектов экологические требования и ограничения устанавливаются департаментом экологии и его городскими и районными отделами, соответствующими органами управления природными ресурсами и другими специально уполномоченными на то органами в процессе предварительного согласования места размещения объектов и подлежат выполнению в процессе проектирования после утверждения исполнительным органом власти акта выбора земельного участка для размещения объекта.
Лицензия (разрешение) на природопользование на период строительства объекта выдается на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы на стадии утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре.
Для вводимого в действие объекта лицензия (разрешение) на комплексное природопользование на период его эксплуатации оформляется при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, и является обязательной в составе документации, предъявляемой для подписания акта о приемке этого объекта в эксплуатацию.
В случае, когда ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов намечается осуществить по очередям строительства или пусковых комплексам, и при этом условия природопользования очереди или пускового комплекса отличаются от условий, установленных для постоянной эксплуатации объектов, выдаются временные разрешения на природопользование на срок до ввода объектов в постоянную эксплуатацию.
10. Субъект хозяйственной деятельности, заключивший договор с исполнительным органом власти на комплексное природопользование на определенной территории, является генеральным природопользователем на соответствующей территории и несет всю полноту ответственности за комплексное использование природных ресурсов (объектов) и соблюдение установленных лицензией требований.
Генеральный природопользователь имеет право, если это предусмотрено договором, разрешать, в установленном порядке, юридическим лицам и гражданам временное (срочное или розовое) пользование отдельными видами природных ресурсов с учетом установленных экологических ограничений.
На непредусмотренные договором виды природопользования требуется получение соответствующих специальных разрешений (лицензий) и заключение договоров в установленном порядке.
11. Лицензирование отдельных видов природопользования осуществляется в форме выдачи специальных разрешений (лицензий) специально уполномоченными на то органами государственного управления природными ресурсами области (комитет по земельной реформе и земельным ресурсам, департамент лесного хозяйства, управление водных ресурсов).
Виды природопользования, на которые выдаются специальные разрешения (лицензии) и состав последних определяются Порядком выдачи специальных разрешений (лицензия) на использование отдельных видов природных ресурсов, утверждаемым Главой администрации области.
Выдача специально уполномоченными на то органами государственного управления природными ресурсами области (департамент лесного хозяйства, комитет по земельной реформе и земельным ресурсам, управление горных ресурсов) специальных разрешений (лицензий) должна осуществляться на основании предельно допустимых нормативов, объемов, лимитов использования природных ресурсов и выбросов (сбросов) размещения отходов загрязняющих веществ в окружающую природную среду.
12. Лицензии на комплексное природопользование и специальные разрешения (лицензии) на использование отдельных видов природных ресурсов выдаются субъектам хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и не подлежат передаче другим юридических (физическим) лицам, за выдачу лицензий взимаются сборы. Размеры сборов определяются, исходя из расходов на экспертизу заявок на природопользованию, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий.
Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, печатаются типографским способом, имеют серию и номер.
13. Лицензия на природопользование действует в течение установленного в ней срока. Продление срока действия лицензии подтверждается в письменной форме по ходатайству природопользователя. Разрешение об отказе выдачи лицензии (или продлении срока её действия) должно быть мотивированным и направляются заявителю в письменной форме.
14. Органы, выдающие лицензии на природопользование, осуществляют контроль за выполнением субъектов хозяйственной деятельности условий и требований, установленных в соответствующих лицензиях (разрешениях) на природопользование.
В случае обнаружения нарушения условий, установленных лицензией, лицензирующие органы вправе приостанавливать и аннулировать выданную лицензию и принимать предусмотренные законодательством меры для прекращения деятельность природопользователя.
15. За использование природных ресурсов и загрязнение окружающей природной среды без соответствующей лицензии субъекты хозяйственной деятельности подвергаются штрафу в размере полученного от этой деятельности дохода. Штраф вносится в порядке, установленном законодательством. Деятельность таких предприятий может быть прекращена по решению суда или государственного органа по решению хозяйственных споров.
16. За несоблюдение установленных норм и правил пользования природной средой и природными ресурсами и другие нарушения природоохранительного законодательства природопользователи несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством и условиями договора. Привлечение к ответственности не освобождает виновных от обязанности возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде.
Директор департамента экологии
Смоленской области В.Божков
СОГЛАСОВАНО:
директор департамента
юстиции
В.Вахрушин